Да, кому-то, возможно, неприятно будет узнать, что история „блокадного крестного хода” не более, чем благочестивый вымысел, но вот что я хотел бы заметить этим людям. Некогда святитель Митрофаний Воронежский сказал Петру Великому: „Пока образ сей пребудет в граде Петрове, враг не ступит на эту землю!” Выходит, Ленинград был спасен именно заступничеством Богородицы, по молитвам верующих жителей блокадного города, которые все 900 дней не уставали приходить к чудотворному Петербургскому образу. Когда я был настоятелем Князь-Владимирского собора, мне случалось слышать рассказы старых прихожан, которые в 1941 году рыли окопы под Ленинградом. Эти люди вспоминали, как в редкие выходные дни они, измученные и голодные, возвращались в город, но прежде, чем зайти домой, спешили в собор - приложиться к образу Заступницы Усердной. Разве это менее удивительно, чем рассказы о выдуманном крестном ходе? Разве это меньше свидетельствует о почитании ленинградцами Божией Матери и о силе их молитв? Нет, правда, всегда больше волнует, больше согревает душу, чем любой, даже самый благочестивый вымысел”.
Достоверно известно следующее: митрополиту гор Ливанских Илии по его великой молитве за Россию Сама Матерь Божия открыла как спасти ее: в Русской Церкви должен быть избран Патриарх, по всей стране должны быть открыты храмы, монастыри и духовные школы, священники пусть будут возвращены с фронтов и из тюрем и начнут служить, Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Все это было передано советскому руководству, и многое было выполнено. И когда государство повернулось к Церкви - война повернулась на запад.
Немцы удивительным образом были разбиты под Москвой. Во время обороны Сталинграда Казанская икона Божией Матери находилась среди наших войск на правом берегу Волги и перед ней служили молебны и панихиды, и враги не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. 11 ноября 1942 года немцы предприняли очередную попытку штурма города, а войска держащей оборону армии генерала Чуйкова оказались расколоты на три части. И в самый критический момент битвы в небе появилось Знамение, которое заставило содрогнуться наших солдат, а немцы сразу потеряли всякую волю к победе. (В Государственном архиве РФ сохранился отчет уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви тов. Ходченко, рассказывающий об этом событии, но какое именно Знамение увидели воины, там не говорится.) Дальнейшее развитие событий - окружение врага и контрнаступление советских войск - свидетельствовало, что небесное воинство помогает русским.
Рассказы о чудесных случаях приходилось слышать от многих фронтовиков, в том числе и от неверующих. Вот что поведал офицер, принимавший участие в штурме бывшего неприступным Кенигсберга (сейчас это Калининград) в 1944 году: „Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были все еще сильны, потери были огромными, и чаша весов колебалась: мы могли там потерпеть страшное поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: „Вот попов привезли, сейчас они нам помогут...” Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен, и пошли к передовой с иконой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба - огненная стена! Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал, и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные, перед самым русским штурмом „в небе появилась Мадонна” (так они называют Богородицу), Которая была видна всей немецкой армии, и у всех абсолютно отказало оружие - они не могли сделать ни одного выстрела. Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, легко сломили (рукопашное) сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен, и мы несли такие потери! Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем тут дело и Кто помогает русским!”
После войны митрополит Ливанский Илия приехал в Россию. На торжественной церемонии в Москве ему преподнесли Казанскую икону Божией Матери, крест и панагию с драгоценностями из всех областей страны. Он был очень растроган и сказал, что „счастлив... увидеть, что Господь и Матерь Божия не оставили вашу страну, а напротив - почтили ее особым благоволением”.
Особенно трогательным было служение владыки Илии в Князь-Владимирском соборе Ленинграда, где пребывала чудотворная Казанская икона. Собралось около двухсот тысяч человек, так что большинство стояло на улице. Очевидец описывает, что после службы и проповеди владыки „все запели „Заступница Усердная...” Невозможно передать, какое чувство было во время пения! Казалось, что пел весь храм и весь народ поднялся на воздух! Когда вышли из храма, тропарь Казанской иконе Божией Матери запели все стоящие на площади, на прилегающих улицах, у стадиона - десятки тысяч, все пели „Заступница Усердная”... Люди плакали и молились истинной Заступнице и Спасительнице России!”
Конец 80-х - начало 90-х годов XX столетия называют теперь „вторым Крещением Руси”: после семидесятилетнего безбожного „вавилонского пленения” русский народ вновь переступил порог Церкви. И в укрепление нам вернулись святыни, скрытые „до времени” в запасниках музеев, под спудом, в других сокровенных местах: мощи многих угодников Божиих, чудотворные иконы Божией Матери.
В Санкт-Петербургском Казанском соборе, когда в нем размещался Музей истории религии и атеизма, хранились мощи святого благоверного великого князя Александра Невского, преподобных Савватия и Зосимы Соловецких. В 1989 году они были переданы Русской Православной Церкви. В 1991 году в соборе были обретены святые мощи преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского. После окончательной передачи собора Церкви (в 1999 году) в него вернулась в 2001 году чудотворная Казанская (Санкт-Петербургская) икона Божией Матери. Она заняла свое историческое место в иконостасе центрального алтаря.
Снова лик Пресвятой Богородицы с любовью взирает на каждого приходящего к Ней. И Она никогда не оставит нас Своим покровительством, лишь бы мы прибегали к Ней, не отвращались от пречистого лика Ее и с умилением и благодарностью взывали: “Радуйся, Заступница Усердная рода христианского!”
Литература:
1. Нечволодов А. Сказание о Русской земле. 2003 г.
2. Малюшина Е.В. Казанская икона Божией Матери. История и акафист. Издание
Задонского Рождество-Богородицкого монастыря. 2004 г.
3. Святыни православной Москвы. М.: Издательство Московской
Патриархии,1997 г.
4. Елдашев А.М. Казанско-Богородицкий женский монастырь: Вехи истории.