Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
Ижевский государственный технический университет
Воткинский филиал
Кафедра ЭиОП
Реферат
По курсу: «История религии»
на тему: «Обретение Казанская икона Божией Матери»
Выполнил: студент группы Д-111 Суслопарова М.А.
Проверил: ст.преподаватель Юсупова Ю.Г.
Воткинск
2009
Казанская икона Божией Матери
Размышляя о судьбе нашей родины, нельзя не заметить, что в трудные моменты ее истории только помощь Свыше спасала наше Отечество. Небесной Заступницей и Хранительницей нашей земли является Пресвятая Богородица. Как только люди, вознося горячие молитвы, обращались к Ней с верою, помощь являлась незамедлительно. Знамение этого небесного покрова - чудотворные иконы Божией Матери, прославленные в Русской земле.
Казанская икона Пресвятой Богородицы - всенародная наша святыня - была явлена в городе Казани через четверть века после покорения его Иоанном Грозным. Казанский поход 1552 года, завершивший завоевание могущественного татарского царства, стал величайшим событием в жизни Московского государства после Куликовской битвы.
В завершение продолжительных военных действий и осады войска Иоанна Васильевича предприняли штурм Казани 2 октября, после празднования Покрова Пресвятой Богородицы. Деятельно подготовившись к решительному приступу и устроив большой подкоп для взрыва стен и башен города, воины стали готовиться и духовно, призывая на помощь Бога и Его Пречистую Матерь. Как описывается в „Сказании о Русской Земле”, накануне „в Русских полках было всем велено исповедоваться и причаститься; сам Иоанн провел часть ночи со своим духовником... Перед рассветом... Иоанн оповестил все полки, чтобы они готовились немедленно приступить к делу, как только раздастся взрыв, а сам, облеченный в юшман, или боевую броню, и имея коня наготове, отправился, по своему обыкновению, отслушать обедню в походной шатровой церкви.
Здесь, когда диакон, читая Евангелие, возгласил: „И будет едино стадо и един пастырь”, - государь и все присутствовавшие услышали страшный гром от взрыва, причем задрожала земля. Иоанн выступил из церковных дверей и увидал, что стена уже взорвана, а бревна и люди летят в высоту; когда во время ектений диакон читал молитву за царя и провозгласил слова: „О еже покорити и пособити под нозе его всякаго врага и супостата”, - то раздались звуки от второго взрыва... Войска наши с возгласами „С нами Бог!” двинулись на приступ…
Иоанн же продолжал слушать обедню; один из близких людей сказал ему: „Государь! Время тебе ехать: полки ждут тебя”, - но он отвечал: „Если до конца отслушаем службу, то и совершенную милость от Христа получим”… Когда обедня кончилась… он, приняв благословение от священника, наказал продолжать молиться о ниспослании победы. Затем Иоанн сел на коня и поспешил к своему войску”.
И в тот день пала Казань. Принеся благодарение Богу и Его Пречистой Матери, Иоанн Васильевич вступил в покоренный город, где через два дня собственноручно заложил соборный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. По возвращении в Москву государь в память о взятии Казани приказал построить против самых кремлевских стен великолепный Покровский собор, который и доныне украшает главную площадь столицы.
После умирения всех казанских владений, государев наместник в Казани, князь Петр Иванович Шуйский стал ревностно заниматься устройством вверенного ему края. Для просвещения населения Христовым учением была образована новая епархия - Казанская, первым епископом которой стал преосвященный Гурий. В наказе, данном ему митрополитом Московским Макарием, говорилось, что татар надо привлекать к Крещению отнюдь не страхом и жестокостью, а любовью и лаской, и вообще очень заботиться о них. Преосвященный Гурий с большим рвением относился к своей трудной задаче и сумел кротостью и истинно христианским отношением привлечь сердца многих татар к восприятию Православия. При его преемнике архиепископе Германе распространение веры Христовой также протекало успешно, но потом магометанство стало оказывать сильное сопротивление.
В 1579 году в Казани случился страшный пожар, уничтоживший половину кремля и прилегавшую к нему часть города, после чего магометане заговорили, что русский Бог не милостив, и „вера Христова, - замечает летописец, - стала притчею и поруганием”. Именно в эту пору Господь и Матерь Божия явили православным свою великую милость.
Стрелец Даниил Онучин намеревался ставить себе на месте сгоревшего дома новый. И вот его дочери, девятилетней Матроне, явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела сказать Казанскому архиепископу и городским воеводам, чтобы они извлекли из земли икону Ее, и указала место нахождения иконы на пепелище сгоревшего дома.
Девочка рассказала о сне матери, но та не придала этому значения. Видение повторилось, но снова мать не вняла словам ребенка. Наконец в третий раз Матрона увидела во сне саму икону, от которой послышался грозный голос: „Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, но ты погибнешь!”. Девочка проснулась потрясенная и стала настойчиво требовать от матери исполнения повеления Богородицы. Тогда мать отвела дочь к городским начальникам и к архиепископу Иеремии, но никто из них не поверил словам девочки.
8 июля, вернувшись после бесплодных хождений, в полдень мать взяла заступ и стала копать землю в указанном месте. Помогали ей и другие, но икона не появлялась. Тогда стала копать сама Матрона, и вскоре около того места, где находилась печь, было найдено заветное сокровище. Икона Божией Матери, скрытая здесь, по-видимому, при господстве мусульман христианами-исповедниками, была завернута в ветхий суконный рукав мужской одежды вишневого цвета. Но лик иконы был свежий, ничем не испорченный, точно она была только что написана.
Весть об обретении иконы быстро облетела весь город. Когда узнали о событии городские власти, все собрались к дому стрельца; архиепископ Казанский с духовенством совершил на место явления крестный ход, и икона была торжественно перенесена в приходскую церковь Николы Тульского, называемую так по местночтимому Тульскому образу святителя, хранившемуся в ней. Настоятелем ее был тогда священник Ермолай, впоследствии митрополит Казанский Ермоген, а затем Патриарх всея Руси, который описал обретение иконы Божией Матери и чудеса, явленные от нее; им же были сложены стихиры, канон и тропарь иконе, дошедшие до нашего времени.
У Николы Тульского было совершено торжественное молебствие, а затем вновь обретенную икону понесли в Благовещенский собор. По дороге совершилось первое чудо: прозрел слепец Иосиф, ничего не видевший в течение трех лет. По принесении иконы в собор получил исцеление и другой слепец, Никита. В дальнейшем было замечено, что от Казанской иконы особенно много исцелений подается людям, страдающим глазами.
Вскоре архиепископ и воеводы послали Иоанну Васильевичу в Москву подробное донесение об обретении иконы с точным ее списком. Государь повелел на месте явления построить храм и основать женский монастырь и в нем хранить икону. Отроковица Матрона первой приняла пострижение в новой обители.
Спустя немного времени по основании первой церкви в монастыре была воздвигнута новая, с трапезою, во имя Пресвятой Богородицы, а на содержание обители было дано сто душ. В 1594 году по повелению царя Феодора Иоанновича здесь был заложен обширный каменный собор Успения Божией Матери, который в следующем году был освящен митрополитом Казанским Ермогеном. Тогда же был увеличен штат инокинь; обители были принесены богатые дары иконами, ризами и утварью; чудотворная икона была обложена золотом, драгоценными камнями и жемчугом.
Обретенная чудотворная икона Божией Матери стала почитаться Одигитрией, что переводится как Путеводительница, Наставница, Помощница. „Царица Небесная в Казанском Своем образе является воеводой христиан, Державной Водительницей. И изображается Она с Младенцем Христом особенно: Господь стоит, подняв благословляющую руку. В других изображениях и канонах Матерь Божия является Покровительницей, Утешительницей, Радостью скорбящих, Взысканием погибших, Матерью сирот. Здесь же - Воеводой и Царицей”, - замечательно говорит священномученик епископ Серафим (Звездинский).
Действительно, Пресвятая Богородица через Казанскую икону явилась Путеводительницей русских людей, прежде всего русского воинства и тем самым - государства, особенно являя Свою милость во время нападений врагов, войн и бедствий.
В конце XVI века в нашем Отечестве началось страшное смутное время: самозванцы и иноземцы стремились захватить русский престол, оставшийся без законного монарха. В результате происшедших событий „наступило так называемое лихолетье. Казалось, пришли последние дни для Московского государства. Хищные отряды шведов, казаков, поляков, „полковника Лисовского" и других воров всюду хозяйничали самым наглым образом... Никто в это время не знал, что надо делать и чего держаться. Жива была в сердцах русских людей только горячая вера в Бога, и к Нему с усердной и слезной молитвой всюду стали прибегать люди, „чтобы Он пощадил останок рода христианского”.
Святейший Патриарх Ермоген твердо верил в заступничество Пресвятой Богородицы за Русскую землю. Он ревностно выступил против польских интервентов, водворившихся в Москве, за что был арестован. Находясь под арестом, Патриарх рассылал по городам „грамотки” - воззвания, побуждавшие русских людей подняться на защиту Отечества (впоследствии в подвалах Чудова монастыря он принял мученическую кончину).