С именем Ярослава связывается эпоха высшего процветания Киевской Руси, после которого она стала быстро клониться к упадку.
2.3. КНЯЗЬ ВЛАДИМИР II (МОНОМАХ) (1113-1125 г.г.)
Родился в 1052 году, отец-Всеволод IЯрославич, великий князь Киевский; мать-жена Всеволода Анна, Византийская царевна, дочь византийского императора Константа Мономаха.
Его отец, великий князь Киевский Всеволод, завещал Владимиру Великое княжение, но Мономах не желая возобновления междоусобных войн, которые сотрясали Русь после смерти Ярослава Мудрого, отказался от этой чести и собственноручно провозгласил Великим князем Киевским своего двоюродного брата Святополка II Изяславича. Вместе с ним, и без него, участвовал в походах против половцев в 1093, 1094, 1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111 годах, во время которых терпел поражения и одерживал победы. Борьба с половцами вообще носила тогда затяжной характер: ни одна из сторон не могла добиться решающего успеха, а половцы и е стремились к завоеванию земель, их целью были грабежи, а российским князьям никак не удавалось эти грабежи прекратить. По словам Владимира, он девятнадцать раз заключал с половцами мир, вообще стремился закончить дело миром, но именно он выступил инициатором ответных нападений на половцев в 1095 году, и постоянно подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении половцев наступательную, а не оборонительную политику (походы 1101, 1103 годов и другие).
В отношениях же с другими удельными князьями стремился поддерживать мир. Когда в 1094 году князь Олег Святославич явился под стены Чернигова (именно его отец завещал в управление Владимиру) во главе половецкого войска, Владимир на пожелал устраивать сражение и ушел из города с небольшой дружиной в Переславль, где и княжил. Был он одним из инициаторов и участником съездов князей в 1097 году в Любече и в 1110 году в Уветичах или Витиче. Но стремление поддерживать мир между князьями нередко приводило Владимира в самый центр междоусобных войн.
После смерти Великого князя Киевского Святополка киевляне собрали вече и решили, что следующим князем должен быть Владимир Мономах, к нему послали гонцов. Как записано в Ипатьевской летописи: «Получив это известие, Владимир заплакал и отказался, горюя о своем брате Святополке». Каковы бы ни были мотивы его, но Владимир вновь отказался от престола. После этого в государстве начались мятежи, которые длились четыре дня. Когда же беспорядки стали все более опасными, то церковные чины и представители высших классов заволновавшись, вновь и вновь отправляли Владимиру панические послания, умоляя спасти порядок в государстве: «Приди о, Князь, в Киев! Если не придешь, то знай, что много случится зла. Они пограбят не только двор Путяны, соцких или евреев, но нападут и на твою невестку (вдову Святополка), бояр и монастыри, то ты будешь в ответе». На сей раз он не уклонился от ответственности и пошел в Киев, где, по словам летописца, «его встретили с большой честью митрополит Никифор, епископы и все его жители. Так он принял стол отца своего и своих дедов, и все люди радовались, и мятеж утих».
Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступки, издав, так называемый «Устав Владимира Мономаха», ставший еще одной частью «Русской Правды». Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место в этом законодательстве Владимир Мономах уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что закупничество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов шло более решительными темпами.
Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами.
При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора, женой у него была английская принцесса.
С его именем связывали и появление на Руси короны русских царей-шапки Мономаха, и преемственность власти русских царей от константинопольских императоров. Произошло это в 1116 году, когда Мономах воевал против греков, поддерживая свергнутого византийского императора Диогена (дочь его Мария была замужем за сыном Диогена - Леоном). Борьба шла за дунайские города. Диоген погиб, а новый император Византии Алексей Комнин был вынужден послать к Мономаху своего представителя митрополита эфеского Неофита, который и привез в подарок князю царский венец, названную шапкой Мономаха, и возложил ее на голову Владимира, провозгласив его тем самым царем. Именно этим венцом впоследствии и венчались на царство русские цари, и сегодня она хранится в Оружейной палате Московского кремля.
Если говорить о внешних делах, то во времена правления Мономаха новгородцы и псковичи успешно воевали с племенем чудь на западе от Чудского озера (1116 г.). На северо-востоке государства русские не менее успешно воевали против болгар и мордвы. В годы его царствования продолжилась и война с половцами, но Владимир, объединившись с другими князьями, обратил их в бегство. В 1116 году Владимир послал своего сына в поход на Дон, в результате которого приступом были взяты три города, принадлежавших половцам. Эти победы вдохновили покоренных половцами печенегов и торков восстать. Битва между тремя племенами была жестокой. В результате печенеги и торки были побеждены и пришли на Русь в поиске защиты. Владимир Мономах поселили их на границе. Время от времени в поисках убежища приходили на Русь представители и других степных племен, но поскольку они вели себя беспокойно, то в 1120 году Мономах выгнал из российских пределов берендеев, а печенеги и торки бежали сами.
Помимо всего прочего Владимир Мономах-первый правитель Руси, сочинения которого дошли до нас. В них предстает поистине покоряющий духовный облик достигшего своего высшего уровня человека конца XI- начала XII столетия. Мономах придавал огромное значение просвещению и учебе, сам был образованным и начитанным человеком, поэтому даже писал в «Поучении»: «Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь как отец мой, хоть и оставался дома в своей стране, но выучил пять языков».
С.С.Соловьев писал о Владимире Мономахе так: «Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные порядки».
Мономах во время своего царствования поддерживал низшие классы, что было, несомненно, не только результатом его просвещенного государственного ума, но и свидетельством его глубоко христианской души. Гражданское законодательство являлось для него продолжением христианского милосердия. В своем знаменитом «Поучении» он наставляет сыновей: «Подавайте сироте, защищайте вдовицу, не давайте сильным губить человека». Даже собственную политику он описывал в том же духе: «Я не давал в обиду сильным и бедного смерда и убогую вдовицу».
Его «Поучение» (наставление сыновьям о жизни после его смерти) является не только ценнейшим произведением древнерусской литературы, но и общественным документом большой значимости. Оно раскрывает древнерусского князя с наилучшей стороны.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Владимир Мономах вошел в историю нашей страны как крупный политический деятель, полководец и писатель.
2.4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в начале X века отдельные славянские государства, такие как Новгородское, Киевское и другие - объединились под властью князя Олега. Обладание одновременно Новгородом и Киевом делало Олега полным хозяином реки Днепр. Более мелкие славянские князья должны были ему подчиняться, и таким образом произошло объединение славянских племен. Объединение это получило название Русь. Центром Руси стал Киев, который в летописях называют «матерью городов русских».
При князе Владимире Киевская Русь приняла от греков православие. Так называемое греческое православие в отличие от христианства западноевропейского. Крещение Руси произошло в 988 году, и с этого времени начался рассвет Киевского государства. Память о князе Владимире, которого церковь считает святым, сохранилась в русских народных былинах и песнях.
Рост значения Киевской Руси отразился прежде всего в широких родственных связях киевских князей с государствами Польши, Германии, Франции, Чехии, Византии и скандинавских стран. Затем установились тесные торговые и культурные связи с государствами Западной Европы, и в особенности, с Византией, бывшей в то время наиболее культурным государством.
Хозяйство Киевской Руси было натуральным, то есть таким, в котором каждое отдельное хозяйство удовлетворяло в основном только свои нужды. Однако в городах в XI веке уже существовало производство на местный рынок. Некоторые предметы первой необходимости, такие как платье, обувь, приобретались на рынке. Предметы роскоши и ювелирные изделия привозились из Византии и с Востока. В то же время киевские ремесленники создавали собственное высокое искусство, образцы которого сохранились до сих пор. Процветало кузнечное ремесло, оружейники выделывали прекрасные мечи. В городах образовалась особая группа населения-купцы, которые занимались скупкой местных товаров и перепродажей их в другие города и за границу, а взамен привозили на продажу иноземные товары. Киев стал застраиваться каменными храмами и зданиями, украшенными живописью и мозаикой, был построен знаменитый Софийский собор. Иностранцы, приезжавшие в Киев, поражались его великолепию и называли его « соперником Константинополя».