В Израиле против соглашения выступили Ликуд и радикальные религиозные партии. Следует отметить, что соглашение было одобрено и в кнессете Израиля несмотря на противодействия правых религиозно-националистических партий и группировок.
Россия поддержала заключение палестино-израильского соглашения об ограниченной палестинской автономии в секторе Газа и на Западном берегу, выступив в унисон с американцами.
Рассмотрев палестино-израильские переговоры, можно сделать выводы.
Палестино-израильское Соглашение оставило без ответа важнейшие аспекты палестинской проблемы: будущее Иерусалима; будущее палестинских беженцев; будущее израильских поселений на оккупированных палестинских территориях; точное и окончательное определение границ государства Израиль и другие вопросы, судьба которых будет решаться на переговорах о постоянном статусе палестинских территорий, каковые должны были начаться лишь через два года.
В соглашении затрагивается вопрос только о палестинцах, ставших беженцами в результате арабо-израильской войны 1967 г., однако ничего не говорится о судьбе палестинцев, вынужденно покинувших родные места до этого времени. В тексте Соглашения не прозвучала готовность Израиля признать основные права палестинского народа, которые признавались международным сообществом в течение многих лет, а именно право на возвращение палестинских беженцев на свои территории; право палестинского народа на самоопределение и создание своего собственного государства.
Соглашение не затрагивает вопрос о полном выводе израильских войск с территории Западного берега Иордании, а говорит лишь об их передислокации в ненаселённые пункты.
Палестино-израильское Соглашение поставило другие арабские страны- участницы мирных переговоров в трудное положение, поскольку оно не содержит гарантии, что Израиль освободит оккупированные арабские территории и в полной мере осуществит резолюции Совета Безопасности ООН № 242, 338.
Взаимное палестино-израильское признание, к сожалению, неравноценно. В то время как палестинская сторона признала Израиль как государство, последний признал лишь организацию ООП, без признания права палестинцев на создание своего государства.
Израиль потребовал от ООП отказа от «террора» и до настоящего времени рассматривает интифаду как таковой, хотя, как известно, сопротивление оккупации является законным актом, пока последняя продолжается.
Соглашение было заключено в момент слабости стратегических позиций палестинцев и арабов. История же неоднократно подтверждала, что договоры, заключённые в подобных условиях, далеко не всегда были надёжны и способствовали установлению прочного мира.
Анализируя статьи совместного палестино-израильского документа можно сделать вывод, что Декларация напоминает по своей сути Кэмп-Дэвидские соглашения 1978-1979 гг.
Во-первых, потому что «Декларация о принципах» – это не соглашение, а скорее договорённость о принципах введения палестинского самоуправления на части оккупированных Израилем территорий Газы и Западного берега.
Во-вторых, это сепаратное соглашение, подписанное без предварительного согласования с другими арабскими странами-участниками противостояния с Израилем – Сирией, Ливаном, Иорданией.
В-третьих, соглашение предполагает многоэтапный процесс урегулирования.
В-четвёртых, это то, что палестино-израильский документ основан на одном из вариантов решения палестинской проблемы, предложенном израильтянами ещё в 1977 г. в период подготовки кэмп-дэвидских соглашений и отвергнутым тогда Организацией освобождения Палестины, а теперь принятом ею под давлением внутренних и внешних обстоятельств.
Однако, несмотря на все эти замечания, сам факт подписания «Декларации принципов», несомненно явился историческим событием, показал возможность Израиля и палестинцев придти после десятилетий конфронтации к примирению, к соглашению, признать взаимные политические права и стремление жить в условиях мирного сосуществования. Это событие исторического значения, которое может открыть путь к политическому урегулированию ближневосточного конфликта. Тем не менее, Соглашение при всей его важности носит промежуточный характер. Предыстория этого вопроса и последние события показывают, что до полноценного урегулирования ближневосточного конфликта ещё далеко.
Заключение
На протяжении многих лет крайне напряжённые отношения между Израилем и арабскими странами являются неотъемлемой частью мировой политики.
Вместе с тем, подписание целого ряда соглашений, прежде всего, мирного договора между Израилем и Египтом в 1978 году, призванных добиться хотя бы частичного урегулирования ближневосточной проблемы, не могло не повлиять на систему регионального взаимодействия. Как правило подписание мирного соглашения рассматривается не как один из этапов отношений между странами, а как своего рода самодостаточный завершающий итог переговорного процесса. При этом складываются специфические особенности отношений. Выражаясь более простым языком, утверждение «плохой мир лучше доброй ссоры» чаще всего воспринимается как аксиома.
Позиция Израиля в ближневосточном противостоянии принципиально отличается от положения большинства стран в различных конфликтах. Если для большинства государств дипломатия представляет собой искусство сосуществования, то для Израиля – это искусство существования.
На протяжении десятилетий у нескольких поколений израильтян выработалась психология «осаждённой крепости». После шести войн и палестинского восстания (интифады) за период в пятьдесят с небольшим лет граждане еврейского государства воспринимают свою страну как маленький островок, окружённый враждебными арабскими странами, которые не хотят мира и считают уничтожение Израиля одной из своих основных задач.
Арабо-израильский конфликт – яркий пример того, как политические интересы, обостряясь, приводят к разжиганию межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Немаловажной причиной постоянно подогреваемой напряжённости в арабо-израильских отношениях стало влияние великих держав, пытавшихся за счёт той или иной стороны ослабить позиции своих соперников на Ближнем Востоке. При этом и процесс урегулирования конфликта зависел от внешних факторов не меньше, а может быть, даже и больше, чем военные действия.
История дипломатических отношений между Израилем и Россией отмечена сложными перипетиями. Россия полна решимости сыграть более активную роль в ближневосточном урегулировании. Но её возможности воздействовать на современную ситуацию на Ближнем Востоке минимальны. Россия утратила тот потенциал, которым обладал на Ближнем Востоке Советский союз, определявший наравне с США политическое развитие этого региона. России при всём её желании не суждено стать полноправным участником ближневосточного урегулирования, поскольку США приложит все усилия, чтобы не допустить её к этому.
Израиль представляет значительный интерес для США. Соединённые Штаты рассматривают Израиль в качестве главной опоры своей ближневосточной политики, направленной на установление своего господства в регионе. Израиль со своей стороны заинтересован в США как в наиболее могущественной империалистической державе, способной оказать ему мощную военную помощь и политическую поддержку.
Исследование было посвящено возникновению Государства Израиль, и затем возникшему израильско-палестинскому конфликту, который до сих пор не разрешён. Ни Палестина, ни Израиль не могут найти удовлетворительное решение для обеих сторон. Ни изгнать, ни уничтожить друг друга, они не в состоянии, хотя крови пролито не мало.
Арабо-израильский конфликт – яркий пример того, как политические интересы, обостряясь, приводят к разжиганию межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Немаловажной причиной постоянно подогреваемой напряжённости в арабо-израильских отношениях стало влияние великих держав, пытавшихся за счёт той или иной стороны ослабить позиции своих соперников на Ближнем Востоке. При этом и процесс урегулирования конфликта зависел от внешних факторов не меньше, а может быть, даже и больше, чем военные действия.
История арабо-израильского противостояния представляет собой конфликт народов, у каждого из которых – своя правда, так и не воплотившаяся в полной мере на многострадальной земле Ближнего Востока. К сожалению, обострение конфликта в последнее время лишь отдаляет их от достижения своих подлинных целей.
На протяжении последних лет значительные усилия мировой дипломатии были приложены для достижения официальных мирных соглашений между участниками ближневосточного конфликта.
Автором затрагивались перспективы урегулирования палестино-израильского конфликта и создание самой палестинской автономии.
Так, палестино-израильское Соглашение, заключённое в Осло в 1993 году – событие исторического значения, которое может открыть путь к политическому урегулированию ближневосточного конфликта. Тем не менее, Соглашение, при всей его важности, носит промежуточный характер. Предыстория этого вопроса и последние события показывают, что до полноценного урегулирования ближневосточного конфликта ещё далеко.
Мир – дело долгое и сложное. Оно требует ежедневного усилия, ежеминутной борьбы. Мир, подписанный 13 сентября, – конечно же, несовершенен, неполон, но и таким его нужно принимать, лишь бы он укрепился. Подписание этих мирных соглашений большая встряска для всех арабских стран и для Израиля. Устали от войны и арабы, и евреи. Война стала ненавистна всем.