Смекни!
smekni.com

Арабо-Израильский конфликт 2 (стр. 2 из 11)

Можно отметить, что российская историография 90-х. годов, продолжая традиции советской историографии, уделяет большое внимание всем аспектам и проявлениям палестинской проблемы, как внутренним, так и внешним факторам. Вместе с тем, избавившись от советских идеологических приоритетов, российские ученые сохраняют в своих исследованиях проарабскую позицию и антиизраильскую направленность, что можно расценить как недостаточный объективизм.

Современная российская историография обогатилась новыми исследованиями, касающимися исследуемой темы. Лишилась антиизраильской направленности, приобрела достаточный объективизм на рассмотрение Ближневосточной проблем. Выделяются религиозный, этнический, экономический, политический и личностный аспекты. Рассматриваются порой противоречивые точки зрений.

Современные статьи Р. Даурова, М.М. Наринского рассматривают дипломатические отношения Советского Союза и Израиля, дают объективные оценки событиям. Н. Сурков в статье «За кулисами Кэмп-Дэвида», которая вышла в 2006 г., приводит новые данные по переговорам Кэмп-Дэвидского процесса.

В 2009 г. вышла в свет книга В.П. Панкратьева «Арабо-израильские отношения в контексте ближневосточного конфликта в 1980 – 1990-е годы». В первой части задуманной автором монографии, состоящей из двух частей, международные отношения на Ближнем Востоке в 1980 – 1990-е годы рассматриваются на фоне арабо-израильского конфликта. Вскрыты причины расхождения интересов и позиций региональных факторов в вопросах войны и мира. Анализируется борьба Организации Освобождения Палестины за палестинскую государственность, против израильской оккупации палестинских земель, её участие в миротворческом процессе.

Довольно часто арабо-израильской проблемой занимаются и израильские учёные. Одной из проблем, которой уделяется пристальное внимание это – переговоры в Кэмп-Дэвиде. Этому событию посвящена статья Хатина Меир «Египетско-израильский мирный договор: процесс и результаты», которая вышла в 2002 г. Она посвящена истории израильско-египетских отношений с 1970-х годов. Автор отмечает следующее: мирные соглашения разрушили табу, существовавшее в арабском мире на миротворческие контакты с Израилем, и разорвали заколдованный круг войн, периодически вспыхивавших на Ближнем Востоке, в которых Египет всегда играл ведущую роль.

Также различным вопросам арабо-израильского конфликта были посвящены работы А.Д. Эпштейна и И.Б. Филиппова. Совместная статья 2002г. «Израиль и арабские страны: надежда на мир умирает последней? ». В ней анализируются различные причины, побудившие политических руководителей Израиля и арабских стран идти на подписание двусторонних мирных соглашений. Для израильтян установление мира с каждой арабской страной - это самостоятельный, не зависимый ни от чего процесс. Большинство жителей арабских стран (при наличии небольшой группы твердых сторонников мира и абсолютных противников какого-либо диалога с Израилем вообще) так и не сумело преодолеть того чувства, что не может быть отдельно взятого мира с Израилем в отрыве от состояния дел на всех других направлениях ближневосточного конфликта.

Кроме того, для тех арабских стран, которые подписали мирные соглашения с Израилем (речь идет о Египте и Иордании), эти договора носили преимущественно тактический характер и были нацелены на обеспечение благоприятного внешнеполитического климата: в Египте - для задуманной президентом А. Садатом политической и экономической переориентации от СССР к США, в Иордании - для преодоления последствий изоляции, связанных с поддержкой Иорданией Ирака после вторжения в Кувейт.

Проблема, которая рассматривается в исследовании – это существуют ли вообще пути и методы решения этого явно затянувшегося конфликта? К чему привели переговоры в Кэмп-Девиде в 1978 г. между Израилем и Египтом, а затем и подписанный в 1979 г. договор между Садатом и Бегином, при посредничестве Картера. Какое значение имело соглашение в Осло в 1993 г. в сложившейся международной обстановке. Сумели ли Россия и США наладить взаимодействия, которые способствовали улучшению атмосферы арабо-израильского конфликта.

Объектом исследования является палестино-израильский конфликт.

Предмет изучения – палестинская проблема.

Хронологические рамки исследования ограничены. Начальная дата – события 1978 г. – процесс мирного соглашения в Кэмп-Дэвиде; конечная дата – Соглашение 13 сентября 1993 г. о предоставлении автономии в секторе Газа и в городе Иерихон. Для того чтобы понять причины конфликта описаны события истории создания государства Израиль и первые арабо-израильские войны. Основное внимание уделяется Кэмп- Дэвидскому процессу и Соглашению 1993 г., направленные на урегулирование конфликта. Эти временные рамки обусловлены тем, чтобы сконцентрировать основное внимание на первых попытках возможного решения конфликта и дальнейших перспективах его урегулирования.

Целью исследования является анализ арабо-израильского конфликта от Кэмп-Дэвида до автономии.

Данная цель реализуется в ряде задач:

-изучить историю палестино-израильского конфликта;

-рассмотреть предпосылки соглашения в Кэмп-Дэвиде;

-проанализировать Кэмп-Дэвидский процесс;

-рассмотреть создание палестинской автономии.

При решении поставленных задач использовались методы анализа – метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы, синтеза – метод исследования явления в единстве и взаимной связи частей, сведение в единое целое, изучения и обобщения.

Работа состоит из введения, заключения, двух глав, библиографии и приложения. Приложение состоит из основных документов ООН, направленных на урегулирование арабо-израильского конфликта, карты территории государства Израиль и Палестинской Автономии.

Научно-практическая значимость исследования состоит, прежде всего, в дальнейшей возможности использования материалов исследования в учебно-методическом и образовательном процессах в области истории, спецкурсов по проблемам истории арабо-израильского конфликта, урегулирования и разрешения межэтнических конфликтов.

Глава I. Арабо-израильский конфликт

1.1. История Палестино-израильского конфликта

В рамках крупномасштабного арабо-израильского конфликта принято выделять региональный Палестино-израильский конфликт, обусловленный, в первую очередь, столкновением территориальных интересов Израиля и коренного арабского населения. Именно этот конфликт является источником политической напряжённости и открытых вооружённых столкновений в регионе.

Государство Израиль расположено в Юго-Западной Азии, на юго-восточном побережье Средиземного моря.

Территория государства Израиль, определенная решением 181(II) Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. [Приложение 1], составляет 14,1 тыс.кв.км. Международным сообществом признаются лишь границы Израиля, установленные этим решением ООН. В результате войны 1948-1949 гг. Израиль захватил 6,7 тыс. кв. км. из 11,1 тыс. кв. км. территории, предусмотренной решением ООН для создания арабского палестинского государства. В 1949 г. на основании соглашений между Израилем и соседними государствами (Египтом, Иорданией, Ливаном, Сирией) определена демаркационная линия протяженностью 1239 км.[1]

Таким образом, под контролем Израиля оказалась территория площадью 20,8 тыс.кв.км. В ходе агрессии 1967 г. Израиль захватил Синайский полуостров (был оккупирован до 1982 г.), сектор Газа, Западный берег р. Иордан, а также Голанские высоты, на которые в 1981 г. незаконно было распространено израильское законодательство. Со времени создания в 1948 г. государства Израиль ни одно израильское правительство не определяло его официальных границ, что обусловлено аннексионистскими замыслами правящей сионистской верхушки в отношении территорий соседних арабских стран[2] [Приложение 2].

Сионизм – это разновидность национальной идеологии и политики, связанная с идеей переселения «всех евреев» на земли их отдалённых предков – к горе Сион близ Иерусалима, ныне в Государство Израиль. Официальная идеология государства Израиль. Политический сионизм (направление, непосредственно связанное с идеей создания еврейского государства) возник в конце XIX века[3]. Одной из центральных задач сионизма с момента его возникновения было создание однонационального еврейского государства. Такое государство сионисты решили создать на территории Палестины. До 1918 г. Палестина входила в состав Османской империи и в экономическом плане являлась отсталой аграрной страной, в которой крупное землевладение сочеталось с мелким землепользованием. Подавляющее большинство крупных феодалов сдавало в аренду принадлежавшие им земли крестьянам-издольщикам. С 80-х годов XIX столетия сюда стали переселяться евреи в основном из стран Восточной Европы.

После образования на конгрессе в Базеле в 1897 г. Всемирной сионистской организации сионисты стали под ее эгидой создавать в целях колонизации Палестины различные тресты. Основными среди них были Еврейский национальный фонд (1901 г.), Еврейский колонизационный банк (1899 г.) и филиал последнего – Англо-Палестинский банк (1902 г.)[4]. Финансировали колонизацию Палестины крупные капиталисты еврейского происхождения из Западной Европы, прежде всего Э. Ротшильд, контролировавший многие создававшиеся в тот период еврейские сельскохозяйственные поселения и часть промышленного производства, а также Д. Вольфсон, один из основных акционеров Еврейского колонизационного банка, и др.

С начала 20-х годов сионисты создавали в стране систему своих политических организаций и учреждений – основу инфраструктуры будущего еврейского государства. Был образован ряд партий, посредством которых все еврейское население привлекалось к реализации задач сионизма. С 1920 г. сионисты формировали полулегальные боевые отряды Хагана (обороны), которые в дальнейшем составили костяк израильской армии [5].