«Договор и документы, подписанные в марте 1979 г. в Вашингтоне, узаконивают израильскую оккупацию арабских территорий и обрекают на вечное изгнание арабский палестинский народ»[23] – заявил председатель Исполкома ООП Я. Арафат.
26 марта 1979 г. мэры городов на оккупированных палестинских территориях организовали всеобщую забастовку в связи с подписанием израильско-египетского документа. Они направили телеграмму генеральному секретарю ООН Курту Вальдхайму, в которой отвергли «претензии Египта» на то, чтобы представлять палестинцев на предстоящих переговорах по «автономии». Они подтвердили, что ООП является единственным представителем палестинского народа. Ответом на оформление египетско-израильского союза стало образование всеми политическими силами на Западном берегу и в Газе единого фронта сопротивления плану «автономии», сплочение народных масс вокруг ООП.
За подписание мирного договора с Израилем Анвар Садат поплатился своей жизнью. 6 октября 1981 г. во время парада в честь годовщины начала Войны Судного дня военными заговорщиками, недовольными миром с Израилем, на президента было совершено покушение.
На протяжении многих лет крайне напряжённые отношения между Израилем и арабскими странами являются неотъемлемой частью мировой политики.
Так, например, известный российский политолог К. З. Хамзин в своей статье вышедшей в 2000 г. в альманахе «Ближний Восток и современность», оценивая соглашение, заключённое в Кэмп-дэвиде более двадцати лет назад, писал: «В Израиле договор с Египтом прозвали «холодным миром», не стоившим того, чтобы отдавать за него Синай и демонтировать поселения, существовавшие на полуострове в момент подписания кэмп-дэвидских соглашений». Если дело обстоит таким образом, напрашивается целый ряд вопросов. Насколько вообще можно считать подписание мирных соглашений гарантией установления добрососедских отношений? Какой вклад могут внести международные организации и страны – спонсоры переговорного процесса в налаживание подлинно мирных соглашений между Израилем и арабскими странами не только до, но и после официальной церемонии подписания соглашения? Какие причины объясняют тот факт, что, несмотря на произошедший четверть века назад прорыв египетским руководством дипломатической блокады Израиля и на подписанные за последние десять лет многочисленных договоров между Израилем и палестинцами, подлинный мир так и не достигнут – ни в Палестине, ни на Ближнем Востоке в целом?
Позиция Израиля в ближневосточном противостоянии принципиально отличается от положения большинства стран в различных конфликтах. Если для большинства государств дипломатия представляет собой искусство сосуществования, то для Израиля – это искусство существования.
На протяжении десятилетий у нескольких поколений израильтян выработалась психология «осаждённой крепости». После шести войн и палестинского восстания (интифады) за период в шестьдесят с небольшим лет граждане еврейского государства не без оснований воспринимают свою страну как маленький островок, окружённый враждебными арабскими странами, которые не хотят мира и считают уничтожение Израиля одной из своих основных задач.
Арабо-израильский конфликт – яркий пример того, как политические интересы, обостряясь, приводят к разжиганию межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Немаловажной причиной постоянно подогреваемой напряжённости в арабо-израильских отношениях стало влияние великих держав, пытавшихся за счёт той или иной стороны ослабить позиции своих соперников на Ближнем Востоке. При этом и процесс урегулирования конфликта зависел от внешних факторов не меньше, а может быть, даже и больше, чем военные действия.
История арабо-израильского противостояния представляет собой конфликт народов, у каждого из которых – своя правда, так и не воплотившаяся в полной мере на многострадальной земле Ближнего Востока. К сожалению, обострение конфликта в последнее время лишь отдаляет их от достижения своих подлинных целей.
Как мы видим, на протяжении последних лет значительные усилия мировой дипломатии были приложены для достижения официальных мирных соглашений между участниками ближневосточного конфликта.
Вместе с тем, подписание целого ряда соглашений, прежде всего, мирного договора между Израилем и Египтом в 1978 г., призванных добиться хотя бы частичного урегулирования ближневосточной проблемы, не могло не повлиять на систему регионального взаимодействия. Как правило подписание мирного соглашения рассматривается не как один из этапов отношений между странами, а как своего рода самодостаточный завершающий итог переговорного процесса. При этом складываются специфические особенности отношений. Выражаясь более простым языком, утверждение «плохой мир лучше доброй ссоры» чаще всего воспринимается как аксиома.
Таким образом, оценивая Кэмп-Дэвидское соглашение, мы видим, что он не стал гарантом установления мирных, дружественных отношений Израиля с арабскими странами. К тому же Египет был осуждён всем арабским миром и обвинён в предательстве. Мир так и не был достигнут на Ближнем Востоке.
Глава II. Ближневосточная проблема
2.1. Перспективы урегулирования палестино-израильского конфликта
Проблема политического урегулирования арабо-израильского конфликта в начале 90-х годов заняла приоритетное место в региональных международных отношениях на Ближнем Востоке.
Определение перспектив мирного урегулирования арабо-израильского противостояния в международной политической обстановке – задача достаточно сложная.
Во-первых, арабо-израильский конфликт – это регионально-международный кризис, который не имеет аналога в мире. Его специфика заключается в том, что он не однолинеен, в его основе лежат многочисленные противоречия, порождённые историческими, идеологическими, религиозными, национальными, экономическими и территориальными факторами и вылившиеся во взаимную вражду и ожесточённость сторон, участвующих в конфликте, что создаёт большие трудности для его решения.
Во-вторых, он возник не в результате «холодной войны» и противостояния между США и СССР, хотя политическая конфронтация Вашингтона и Москвы в прошлом, безусловно, наложила пагубную печать на характер и последующее развитие этого конфликта. Поэтому мнение о том, что он может быть автоматически решён после перехода Москвы и Вашингтона от противоборства к сотрудничеству, является глубоко ошибочным и политически несостоятельным [24].
В-третьих, Израиль – едва ли не единственное государство в мире, которое было образовано на основе решения международной организации: оно приобрело законность и признание в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №181 (II) от 29 ноября 1947 г. При этом ООН отвела палестинскому народу для основания собственного государства территорию Западного берега реки Иордан, восточную часть Иерусалима и сектор Газа. Поэтому эта организация несёт прямую ответственность за судьбу палестинских арабов и самого конфликта и ни при каких условиях не вправе отказываться или уклоняться от этой ответственности до тех пор, пока он не будет решён во всех его аспектах.
В-четвёртых, сердцевина конфликта – именно палестинская проблема, решение которой является основополагающей предпосылкой установления прочного и длительного мира на Ближнем Востоке. Без осуществления неотъемлемых прав палестинского народа, в первую очередь права на самоопределение, мир на Ближнем Востоке невозможен.
Нет сомнения в том, что для успешного и прочного урегулирования безмерно затянувшегося ближневосточного конфликта необходимо учитывать вышеуказанные объективно существующие обстоятельства.
Данный этап развития мировой политической обстановки характеризуется переменами исторического значения и основной среди них является возрастания роли Запада в международных делах вообще, и усиление господства США на мировой арене, в частности. Влияние этих кардинальных перемен на ближневосточную проблему весьма ощутимо и имеет одновременно и положительный, и отрицательный характер.
Среди положительных факторов воздействия прежде всего нужно отметить следующие.
Прекратилась «холодная война», ослабла конфронтация между Востоком и Западом со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Повысилась и укрепилась роль ООН в решении как глобальных, так и региональных конфликтов.
Международное сообщество осознало важность и необходимость скорейшего достижения мира на Ближнем Востоке в интересах как народов этого региона, так и всего человечества, ибо по своей значимости и возможным опасным для дела мира последствиям ближневосточный конфликт выходит далеко за рамки региональной проблемы.
Весьма важную роль в признании международным сообществом срочной необходимости в достижении справедливого и мирного урегулирования в регионе сыграла интифада – борьба палестинцев на оккупированных Израилем территориях за самоопределение, свободу и независимость, – которая явилась выражением национальной воли палестинского народа остаться на своей земле и обрести свои неотъемлемые национальные права.
Впоследствии распада СССР и исчезновения советской сверхдержавы в качестве политического противовеса США, сопровождавшихся крахом социалистических режимов в Восточной Европе, арабские страны потеряли сильного и надёжного стратегического союзника, что сразу привело к ослаблению их позиций во всех сферах. США же превратилось в единственную сверхдержаву, и американская политика везде, и в особенности в арабском мире, начала приобретать подчёркнуто имперский характер, что вызывает естественную тревогу арабских политиков и даёт им основание сомневаться в искренности желания Вашингтона играть роль подлинно нейтрального посредника в урегулировании арабо-израильского конфликта. Такие сомнения находят благодатную почву в условиях продолжения со стороны США поддержки агрессивной политики Израиля, полной монополизации Вашингтоном роли ключевой фигуры мирного процесса на Ближнем Востоке [25].