Единственный случай, когда судья не может опротестовать вердикт - это когда присяжные в уголовном процессе вынесли вердикт «невиновен». Правда, это правило действует только в США и Великобритании, но не в континентальной Европе.
Зачатки допуска населения к участию в судопроизводстве появились в России еще в XVI веке. «По второму Судебнику, - писал В. Ключевский, - в суде областных управителей должны были присутствовать особые выборные, земские старосты с присяжными заседателями, целовальниками [45,14]: Им вменялось в обязанность на суде кормленщиков [43,17] «правды стеречи» или «всякого дела беречи правду, по окрестному целованию, без всякие хитрости». Таким образом, они должны были наблюдать за правильностью судопроизводства, охраняя правовой порядок, местный юридический обычай от произвола или неопытности кормленщиков, не знавших или не хотевших знать местной правды, - словом, быть носителями мирской совести» [43,17].
Суд присяжных в России был введен в результате судебной реформы 1864 года, которая, по общему признанию, была самой демократической и наиболее последовательной в ряду великих преобразований второй половины XIX века в России.
К середине XIX века в России особенно отчетливо проявился кризис феодально-крепостнической системы. Быстрое уплотнение населения в центральных черноземных губерниях, новые нужды промышленности и Целовальник давал присягу, целуя православный крест. Отсюда и название. В города и волости присылались служивые люди. Население обязано было их содержать («кормить»). Впоследствии сборы на содержание кормленщиков правительство преобразовало в особый налог в пользу казны, торговли в связи с изменившейся мировой конъюнктурой, разрушение прежних основ и устоев помещичьего хозяйства после войны 1812 года и заграничных походов русской армии, обострение антагонизма между крепостными и помещиками, - все это ставило перед Правительством ряд трудных государственных задач, требовавших для своего разрешения не только наличия выдающихся государственных деятелей, но и широкого участия всех передовых людей страны.
Однако решению таких препятствовало крепостничество и явно устаревшая система государственного управления.
Как свидетельствуют документы и научные исследования, еще в 1842 году на заседании Государственного совета, где обсуждался указ об обязанных крестьянах - одна из мер, которыми Николай I рассчитывал продвинуть вперед дело постепенного освобождения крестьян, - он произнес известные слова о том, что лучше освободить крестьян сверху. При нем над разрешением этой проблемы занималось 11 секретных комитетов.
Имеются документальные сведения, что вопросами отмены крепостного права и разработкой Конституции (официально она называлась «Государственная уставная грамота Российской Империи) еще при Александре I занималось несколько комиссий, возглавлявшихся последовательно М.М. Сперанским, А.А. Аракчеевым, Н.Н. Новосильцовым, Д.А. Гурьевым. Указанные комиссии проработали до 1820 года. Выработанный ими один из проектов был опубликован в 1831 году польскими повстанцами. Поляки обнаружили проект среди бумаг разгромленной ими канцелярии Н.Н. Новосильцова во время восстания 1830-1831 гг. [43,16]. Но обстоятельства, в том числе и Крымская война, помешали ему довести начатую работу до конца.
В истории российского суда присяжных можно выделить два основных этапа: дореволюционный и современный.
Первый период начался 20 ноября 1864 года, с момента одобрения императором Александром II Судебных уставов, после проведения подготовительного периода 26 июля 1866 года в Петербурге были рассмотрены первые дела с участием присяжных заседателей.
Суд присяжных юридически прекратил свое существование в России после Октябрьской революции. 22 ноября (5 декабря) 1917 года Декретом №1 «О суде» были упразднены «доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий Сенат со всеми департаментами» [45,18].
После издания Декрета суд присяжных действовал еще некоторое время, так как, по нашему мнению, на местах положения Декрета восприняли как рекомендательные. Например, 23 - 25 ноября 1917 года в Арзамасском уезде Нижегородской губернии проходила сессия с участием присяжных заседателей, 13 декабря 1917 года в Горбатовском уезде той же губернии была проведена жеребьевка на сессию с 24 по 26 января 1918 года [45,16].
27 января 1918 года первый отдел Народного комиссара юстиции издал Декрет «О суде» в качестве циркулярного распоряжения и разослал его на места. В начале 1918 года работа судов присяжных была окончательно прекращена.
Одной из сложных проблем отечественной историографии до настоящего времени остается проблема судебной контрреформы. Этот термин был введен еще в начале XX в. А.А. Кизеветтером: «...в 80-х и 90-х годах рядом сепаративных указов был внесен в Судебные уставы Александра II дух противоположных начал, что в совокупности эти новеллы представляли собою контрреформу» [41,56]. Думается, что в настоящее время в связи с критикой суда присяжных эта проблема вновь становится актуальной.
В качестве концепции судебная контрреформа нашла отражение в работах саратовских юристов и историков (Б.В. Виленского, М.В. Немытиной, Н.А. Троицкого и др.) [41,57]. Под контрреформой в области суда присяжных имелся в виду пересмотр Судебных уставов, направленный на ограничение и, по возможности, ликвидацию рассмотрения дел с участием присяжных заседателей [41,57].
Термин «контрреформа» в судопроизводстве следует понимать не как единичный правительственный акт, повлекший за собой важнейшие изменения в судебной реформе, а как серию многолетних законодательных и административных мероприятий, значительно изменивших первоначальные судебные принципы [41,59].
Понятие «судебная контрреформа» не совсем удачно, поскольку основные принципы и институты судебной реформы: гласность, независимость суда от администрации, суд присяжных, адвокатура и т.д. - были сохранены в России, хотя и в несколько урезанном виде. В данном случае правомерно говорить о степени ограничения нового суда, но не о контрреформе.
М.В. Немытина исходит из посылки, что к законодательству, принятому в дополнение к Судебным уставам, термин «судебная контрреформа» применим лишь в том случае, если он характеризует обратное реформе по сущностным характеристикам преобразование. Учитывая, что в политике правительства демократические и реакционные тенденции пересекались, важно выяснить периоды преобладания одной тенденции над другой. Основываясь на изучении законодательства, М.В. Немытина приходит к выводу, что все же судебная контрреформа была проведена в России [41,62].
О.В. Буйских полагает, что отказ от прогрессивных принципов и правовых институтов судебной реформы должен интерпретироваться не как контрреформа, а как стремление сгладить несоответствие между новыми правовыми институтами и реальной действительностью [14, 102].
В современной литературе по вопросу о судебной контрреформе происходит определенное противостояние юристов и историков. Первые опираются на изучение законодательства, формально-юридический анализ документов, вторые оперируют конкретно-историческим материалом. Названное противостояние носит, конечно, условный характер.
На наш взгляд, проблему необходимо рассмотреть под иным углом зрения. Мы не беремся судить обо всех направлениях развития судебного законодательства в изучаемый период, но когда речь идет о суде присяжных, следует согласиться с А.А. Демичевым, который употребляет термин «кризис» [28, 85].
Под кризисом нами понимается логическая ступень развития любого исторического явления, переход из одного качественного состояния в другое. Кризис не есть нечто негативное, он имеет и отрицательные, и положительные стороны, причем последних в кризисе российского суда присяжных 1878 - 1889 гг. оказалось значительно больше, нежели первых. Отличие «кризиса» от «реформы» состоит в том, что кризис всегда объективен, а реформы, хотя они обычно также вызываются объективными причинами, носят на себе печать субъективности. Проведение реформы предполагает некоторый план, систему, целостный комплекс мер, направленный на достижение определенной цели. Кризис разражается стихийно. Мероприятия правительства, хотя и имели целью улучшение деятельности суда присяжных, не были заранее спланированы: по мере необходимости разрабатывались те или иные меры, затрагивающие отдельные стороны суда присяжных. Кроме того, ни в Министерстве юстиции, ни в Государственном совете не было конкретного конечного образа, к которому должна была бы привести реорганизация суда присяжных.
В настоящее время суд с участием присяжных заседателей является российской реальностью, закрепленной в Конституции и федеральных законах РФ. Полагаем, что нет необходимости анализировать аргументы сторонников и противников суда присяжных.
Более интересным с научной точки зрения является определение перспектив его развития. В долгосрочной перспективе суд присяжных в России, на наш взгляд, ждут значительные изменения. В обоснование этого суждения приведем три основных довода.
Во-первых, необходимо учитывать исторический опыт деятельности суда присяжных в России. Подходить к институту присяжных как статичному и неизменному явлению недопустимо. Суд присяжных - явление историческое. Он прошел в своем развитии несколько этапов, и для его развития характерны определенные исторические закономерности.
Полагаем, что через определенный период законодательство будет изменяться в сторону сокращения полномочий суда присяжных и уменьшения его юрисдикции. К этому выводу нас приводят итоги Судебной реформы 1864 года. Следует отметить, что дореволюционный этап деятельности суда присяжных в России первоначально характеризовался стабильностью законодательства. Судебные уставы, регламентирующие деятельность суда присяжных, действовали в своем первоначальном виде, практически без изменений и дополнений. В то время суд присяжных играл огромную роль в уголовном судопроизводстве. В окружных судах на долю присяжных в 1874 - 1878 гг. приходилось около 75% всех решенных дел [23, 63].