Хеттское законодательство давало возможность знати не только расправляться со своими врагами из среды мелких рабовладельцев, но также и расширять, по существу безнаказанно, своё рабовладельческое хозяйство за счёт хозяйства тех же мелких рабовладельцев. Так, хеттские законы карали лицо, укравшее раба, не смертью, а одним лишь денежным штрафом. За укрывательство беглого или украденного раба хеттское законодательство также налагало один лишь денежный штраф, хотя и весьма значительный. Законы же Хаммурапи, как было указано выше, устанавливали и за кражу раба и за его укрывательство смертную казнь, а не пеню. Последняя, конечно, не могла удержать крупного рабовладельца от соблазна усилить своё хозяйство включением в него беглых рабов. Следовательно, отсутствие в хеттских законах угрозы смертной казнью за кражу и укрывательство рабов следует сопоставить с отказом тех же законов от принципа “око за око, зуб за зуб” и права кровной мести. Это явления одного и того же порядка, свидетельствующие о господстве в Хеттском государстве крупной рабовладельческой знати.
Авторитет суда представителей знати утверждался хеттскими законами в той же мере, как и суд самого царя. Лицо, позволившее себе издеваться над судом царя, уничтожалось вместе со всей семьей, а виновнику и непризнании суда сановника рубили голову.
Сельская община. Положение трудового населения
Основная масса свободного населения была организована в общины, по-видимому уже сельские, а не родовые. Назывались эти общины в хеттских документах термином, означающим и большой город и небольшое селение. В состав территорий сельских общин входили поля “человека оружия”. Документы отмечают и наличие полей “человека повинности”, т. е., по-видимому, тех лиц, которые вели хозяйство на царской земле. Повинности, выполняемые свободными, назывались саххан и луцци. Совокупность работ, требовавшихся повинностью саххан и повинностью луцци, обнимала собой, согласно свидетельству одного из источников, мотыжение, пахоту, доставку телег, колёс, топлива, зерна, соломы, шерсти, мелкого скота, кормление гонцов, а также работы на начальника области, начальника пограничного округа, начальника города, строительные работы, предоставление тягловых лошадей.
Некоторая часть полей “человека повинности” была предоставлена гражданским чиновникам, но число подобных наделов было, несомненно, очень незначительным, поскольку в Хеттском государстве почти все должности государственного аппарата были тесно связаны с военной организацией.
В договорах хеттских царей с союзными или с подчиненными им государствами неоднократно встречается следующее условие: “Если из страны (такой-то) бежит какой-нибудь свободный человек в страну Хатти, то я тебе его не выдам, ибо выдавать беглеца из страны Хатти нехорошо. Если же это пахарь или ткач, плотник, кожевник или какой-нибудь ремесленник и он не захочет работать и станет беглым и придет в страну Хатти, то я его схвачу и выдам тебе”. В такого рода документах противопоставление свободного некоторым категориям тружеников, бывших, видимо, несвободными, обнаруживается вполне отчётливо.
Хотя торговля играла немалую роль в Хеттском государстве, но купец в общественном отношении стоял не выше ремесленника. По крайней мере убивший купца по неосторожности уплачивал ту же пеню, что и виновный в убийстве раба по неосторожности.
Хеттское государство располагало значительным постоянным войском, в состав которого входили как колесничие, так и тяжеловооружённые пешие воины; их наделы в сельских общинах были обеспечены достаточным количеством рабов, и они поэтому могли на длительное время отрываться от своего хозяйства. Все боеспособные представители знати входили в состав отрядов колесничих. Знать тем самым ещё более укрепляла свое положение, поскольку колесницы были основной ударной силой в войсках того времени. Хеттами применялись боевые колесницы большой мощи, хотя и меньшей маневренности, нежели колесницы, которыми располагали враждебные армии, как, например, войско египетского царя. Хетты ввели колесницы с экипажем из трех лиц (бойца, его оруженосца и возницы), а то из двух (бойца и возницы). Таким образом, боец на хеттской колеснице охранялся от стрел и дротиков своим оруженосцем. Поскольку колесничие решали исход сражения, то и львиная доля добычи людьми, скотом и прочим имуществом доставалась им. Менее значительной была боевая сила хеттской пехоты. Хеттские цари укрепляли своё войско еще вспомогательными отрядами, которые предоставлялись союзными и зависимыми государствами и племенами.
Хеттская держава в XV—XIII вв. до и. э.
Войны с Митанни и Египтом
Опираясь на свою военную организацию Хеттская держава вела непрерывные войны в течение двух с половиной веков, начиная со второй половины XV в. и до конца XIII в. до н. э.
Основным врагом хеттов в XV в. было государство Митанни в Северной Месопотамии, войны с которым начались ещё раньше. Войны эти были для обеих сторон тяжелыми и изнурительными, ни одной из сторон долго не удавалось добиться решительного успеха. Постепенно превосходство, однако, переходит к хеттам, поскольку митаннийцам приходилось воевать и с Египтом.
Хеттский царь Суппилулиума, правивший ряд десятилетий, начиная с конца XV в. до н.э., используя дворцовые перевороты и смуты в Митаннинском государстве, смог вести столь удачные войны, что захватил большую часть территории Митанни. Он превратил эту недавно ещё мощную державу в подвластное ему государство, царём которого был его же, Суппилулиумы, ставленник. После решшительной победы Суппилулиумы над Митаннийской державой для хеттскою наступления на юг серьёзного противника уже не было, так как внутренняя обстановка, сложившаяся в Египте в результате мероприятий фараона Эхнатона, ограничивала возможность проведения прежней египетской военной политики.
В это время Хеттское государство и вступило в борьбу с Египтом за обладание Сирией. Союзниками Суппилулиумы явились степные племена хапиру, которые в это время повели наступление на плодородные земли Сирии и Палестины. Войскам Суппилулиумы противостояли лишь отдельные небольшие государства Сирии и Палестины, почти не поддерживаемые ни одним из крупных государств. Хеттские войска совместно с хапиру завоёвывали город за городом в Сирии и Финикии. Тщетно местные царьки и даже правитель Кипра предостерегали фараона от хеттской опасности. Эхнатон, целиком занятый проведением своих реформ и преодолением сопротивления, оказываемого ему внутри Египта, или не присылал войска, или присылал помощь явно недостаточную. Поэтому хетты и их союзники продвигались все дальше на юг, урезывая Египетские владения в Азии.
После смерти Эхнатона наступил даже момент, когда казалось, что Хеттская держава подчинит себе и Египет. Царица Египта (вдова Тутанхамона), опасаясь смут, обратилась к Суппилулиуме с просьбой о присылке сына его, чтобы последний стал её мужем и тем самым царём Египта. Хеттский царь после повторной просьбы царицы Египта послал своего сына в Египет, но он погиб, как уже говорилось, в результате организованного египетской знатью заговора. Это привело к новой кровопролитной войне между обоими государствами, причём с явным перевесом в пользу хеттов. Но египетские пленные, захваченные в этой войне, занесли в страну хеттов эпидемическую болезнь, свирепствовавшую в то время в долине Нила. В результате убыли населения Суппилулиума уже не был в состоянии в последние годы своего правления вести войну столь энергично, как раньше.
Война возобновилась с прежней силой при его сыне Мурсили II (около 1360— 1330). Своими непрерывными походами, направленными против восставших областей и против врагов, угрожавших границам Хеттского государства, Мурсили II пытался сохранить единство обширной державы, созданной при его отце. В это время Египет уже стал оправляться от внутренних потрясений. На путь завоеваний начала становиться Ассирия, превратившаяся теперь в опасного противника. На северо-востоке усилился напор каскейских (возможно, абхазо-черкесских) племён. Война с Египтом шла некоторое время с переменным успехом. Самым известным событием этой войны была знаменитая битва при Кадеше (1312 г. до н. э.) между войсками хеттского царя Муватталлу и фараона Рамсеса II, в которой хеттский царь, являвшийся искусным полководцем, не был, однако, в состоянии довести свой первоначальный успех до победы. По-видимому, не доверяя своей пехоте, противостоявшей колесничим, происходившим преимущественно из знати, Муватталлу не решился кинуть ее в бой. Этим он выпустил из своих рук победу. После битвы при Кадеше, для которой хетты собрали все силы, какими они располагали, начинается постепенное ослабление Хеттской державы. Впрочем, и египтяне никак не могли добиться решительного успеха, вследствие всеобщей враждебности к ним населения Сирии.
Хеттский царь Хаттусили III был вынужден (по принятой советскими учёными хронологии—в 1295 г. до н. э.) заключить с Рамсесом II мир. Иероглифическая копия мирного договора была увековечена на стенах египетского храма. Клинописных копий договора известно несколько (часть одной из них хранится в Государственном Эрмитаже). Рамсес II согласился заключить мир на условиях, вполне приемлемых для Хеттского государства, удержавшего за собой основную часть Сирии. Заключение мира, возможно, было ускорено угрозой, возникшей для воюющих государств со стороны усилившейся в это время Ассирии. Мир между обеими державами был закреплён бракосочетанием Рамсеса II с дочерью хеттского царя.