Последнее слово подсудимого является самостоятельным этапом стадии судебного разбирательства и предполагает речь подсудимого по всем вопросам, имеющих, на его взгляд, значение для дела: замечания по рассматриваемым в судебном заседании доказательствам, личное отношение к обвинению, просьбы об оправдании или снисхождении к нему и т.п.
Во время последнего слова подсудимому нельзя задавать вопросы, перебивать его или ограничить ему время. Лишь в случае, если речь подсудимого не относится к существу дела, а также, если подсудимый сквернословит, высказывает какие-либо угрозы, судья вправе остановить его.
Подсудимый также вправе отказаться от последнего слова, не объясняя причины, о чем должна быть сделана соответствующая запись в протоколе судебного заседания.
Как усматривается из ч.5 ст.319 УПК РФ, мировой судья должен разъяснить сторонам возможность заключения мирового соглашения на протяжении всего судопроизводства до удаления судьи в совещательную комнату для постановления приговора. Согласно ст.25 УПК РФ суд вправе прекратить уголовное дело в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред. Кроме того, судья может предложить сторонам наиболее подходящие условия примирения.
Если стороны достигли согласия, они составляют соответствующее заявление, и мировой судья выносит постановление о прекращении уголовного дела в соответствии с ч.2 ст.20, ч.2 ст.239 УПК РФ.
Важно, что вступление прокурора в уголовный процесс не лишает стороны права на примирение. Однако в случае заключения мирового соглашения прокурор вправе удостовериться в добровольности примирения, а также высказать свое мнение о законности, обоснованности и справедливости решения судьи о прекращении уголовного дела на основании ч.2 ст.239 УПК РФ. Прокурор вправе обжаловать постановление мирового судьи в апелляционном порядке.
Если стороны не пришли к согласию и не смогли заключить мировое соглашение, мировой судья удаляется в совещательную комнату для вынесения приговора.
§2. Гражданский иск по делам частного обвинения
В соответствии со ст.29 УПК РФ лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, вправе при производстве по уголовному делу предъявить к обвиняемому или иным лицам, несущим материальную ответственность за его содействие, гражданский иск. Решение судом вопроса о виновности подсудимого сопряжено с рассмотрением гражданского иска. Гражданский иск в таком случае выступает как средство возмещения ущерба, причиненного преступлением, и способом защиты охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц.
Таким образом, гражданский иск в уголовном деле – это требование о возмещении имущественного вреда, причиненного преступлением, заявленное в уголовном процессе лицом, которому причинен такой ущерб, или его представителем, а также требование о компенсации морального вреда. Основанием предъявления гражданского иска являются сведения, которые позволяют сделать предположение о преступном причинении вреда, а также о характере вреда, причиненного потерпевшему преступлением[31].
Подсудность гражданского иска, вытекающего из уголовного дела, определяется подсудностью уголовного дела, в котором он предъявлен (ч.10 ст.31 УПК РФ). Предъявление гражданского иска возможно при отсутствии вступивших в законную силу решений по аналогичному иску об удовлетворении требований, прекращении производства в рамках гражданского процесса, а также мирового соглашения в рамках уголовного процесса.
Соединение гражданского иска с уголовным делом облегчает установление оснований для удовлетворения (отказа) в гражданском иске, дает возможность суду в одном судебном разбирательстве решить вопросы уголовного дела и гражданского иска, избавляет потерпевшего и свидетелей от явки в суд сначала по уголовному, а потом по гражданскому делу[32].
Правом представления и поддержания гражданского иска в уголовном процессе наделены физические и юридические лица, понесшие имущественный вред от преступления, или их законные представители, если по причине несовершеннолетия, недееспособности, ограниченной дееспособности или иным причинам (ч.3 ст.44 УПК РФ) лицо не может самостоятельно осуществить защиту своих прав.
Гражданский иск в уголовном деле может быть заявлен и прокурором, если этого требует охрана интересов и законных прав граждан, не имеющих самостоятельной возможности осуществить своё право на защиту, а также охрана государственных и общественных интересов.
Гражданским истцом может быть только собственник или законный владелец утраченного или поврежденного в результате преступных действий имущества.
Как усматривается из ст.44 УПК РФ, с момента признания лица гражданским истцом оно становится участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения и приобретает права стороны в связи с участием в деле для поддержания предъявленного им гражданского иска[33]. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Если лицо, заявившее гражданский иск, не является потерпевшим по делу и ему не причинен преступлением вред, выносится определение или постановление об отказе в признании лица гражданским истцом. Гражданский иск может быть заявлен как письменно, так и устно. В последнем случае следует закрепить его в протоколе.
Как указано в ст.44 УПК РФ, гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела, т.е. с момента принятия мировым судьей заявления о возбуждении уголовного дела частного обвинения к своему производству, и до окончания судебного разбирательства.
Если гражданский иск не был предъявлен потерпевшим или его законным представителем и если прокурор не воспользовался своим правом подачи гражданского иска в рамках уголовного процесса (ч.6 ст.246 УПК РФ), суд не может по собственной инициативе рассмотреть вопрос о возмещении вреда, причиненного преступлением. Обязанность судьи состоит лишь в разъяснении потерпевшему его права на возмещение вреда и обеспечении возможности использовать свои права гражданскому истцу (ч.1 ст.11 УПК РФ). Для этого судья в письменном виде уведомляет потерпевшего о праве на возмещение вреда в порядке предъявления гражданского иска в уголовном процессе.
Гражданский иск может быть предъявлен обвиняемому, лицам, несущим материальную ответственность за действия обвиняемого (гражданским ответчикам), или совместно обвиняемому и гражданскому ответчику, когда они совместно несут солидарную или долевую ответственность за вред, причиненный действиями обвиняемого.
Гражданскими ответчиками, в силу ст.54 ПК РФ, являются физические или юридические лица, которые в соответствии с Гражданским кодексом РФ несут ответственность за вред, причиненный преступлением. Например, за вред, причиненный малолетним (лицом в возрасте до 14 лет), отвечают его родители, усыновители или опекуны; за вред, причиненный источниками повышенной опасности, отвечают владельцы последних.
В случае, если материальный ущерб причинен лицом, совершившим общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или заболевшим душевной болезнью после совершения преступления, вопрос о возмещении ущерба подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, т.е. гражданский иск в уголовном деле не может быть предъявлен лицу, подлежащему освобождению от уголовной ответственности или наказания за невменяемостью. Вопрос о возмещении ущерба в таком случае решается только в рамках гражданского судопроизводства.
Важное значение имеет проблема определения характера и размера вреда, заявленного в гражданском иске.
По правилам уголовного судопроизводства характер и размер вреда, причиненного преступлением, подлежит доказыванию стороной обвинения. Как усматривается из ст.86 УПК РФ, в качестве доказательств гражданский истец может предъявить документы или предметы.
Следует отметить, что гражданский иск, заявленный в уголовном деле, не может носить неимущественный характер.
Вред может быть нанесен преступлением в форме убытков, т.е. расходов, которые лицо, чьи права нарушены, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Как указано в ст.15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Однако в рамках уголовного процесса может подлежать возмещению лишь реальный ущерб, а вопрос о взыскании упущенной выгоды может впоследствии решаться в рамках гражданского процесса.
По сложившейся судебной практике при возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, учитывается стоимость похищенного или поврежденного имущества на момент принятия решения о его возмещении, с учетом инфляционных процессов и сводного индекса потребительских цен.
Компенсация морального вреда в рамках удовлетворения гражданского иска в уголовном деле возможна и наряду с требованиями возместить имущественный вред, причиненный преступлением, что подтверждается ст.29 КПК РФ, ст.151, 1099-1101 ГК РФ. Правила исчисления и компенсации морального вреда, установленные в гражданском судопроизводстве, подлежат применению в уголовном процессе. Гражданский иск о компенсации морального вреда заявляется в денежной форме. В соответствии со ст.151, 1099-1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется с учетом характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, связанных с его индивидуальными особенностями, степени вины подсудимого, его материального положения и других, имеющих значение обстоятельств. Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996г. №1 «О судебном приговоре», во всех случаях пи определении размера компенсации вреда должны быть учтены требования справедливости и соразмерности[34].