Выполнила ученица 9-го класса МОУ «Мухор-Тархатинская СОШ»
с. Мухор-Тархата, 2008г
Введение
Нами движет не чувство исторической мести, а чувство невыполненного долга перед светлой памятью своих земляков. Мы не собираемся из них делать великомучеников или идолов для поклонения, мы будем добиваться человеческой, общественной, гражданской реабилитации целого созвездия талантливых сыновей Алтая. Мы должны помнить их всех поименно, либо народ без будущего. Да, действительно многое в последнее время уже сделано, подняты многие вопросы политических репрессий. Именно читая и ознакамливаясь со многими литературами политическими фактами жертв репрессий, вот что не дает мне покоя. Есть Пискаревское кладбище, Мамаев Курган… и т.п. и очень многое сделано и еще будут делать многое для известных героев Великой Отечественной Войны. И это правильно.
Сегодня хочу говорить о другой памяти, о памяти погибших безвинно. В нашем селе есть Мемориал погибших безвинно. Но, лично я иначе представляю Мемориал таким: серая, гранитная стена, очень долгая – почти бесконечная, - а на стене проступающие из камня контуры лиц человеческих … Женские, детские, мужские… Тысячи, десятки тысяч лиц! И никаких фамилий, никаких дат. Только лица в каменных глазах которых застывший вопрос. Искать ответ будут и наши дети, внуки, правнуки… Пусть горит у стены Вечный Огонь, предупреждая нас, что бдительность нужна не только в борьбе с международным империализмом.
Нам бы только уяснить, что стоит мучительной памяти о тридцатых годах раствориться во времени, они в любую эпоху могут вернуться, медленно обволакивая нас парализующим ужасом.
Я, Якпунова Толунай, ученица 9 класса, живу вместе с бабушкой. Да, в моем роду, насколько я знаю, пострадавшие в годы культа есть. Именно, это страшное время коснулось и семьи моей бабушки. Реальная жизнь 30-х годов была значительно страшнее по воспоминаниям старожилов политических репрессий нашего села. Но отнюдь не желание описывать трагедию семьи моей бабушки вынуждает писать, а те последствия, которые в значительной степени повлияли на духовное состояние всего нашего общества и причиной которых были не только те годы, годы культа, но и время всеобщего благодушия, умолчания, полуправды, лжи. Именно оно, наше время, когда общество всколыхнулось, открыты архивные тайны по вопросам репрессий и передо мной встал вопрос: как отразились годы репрессий на жизнь моих односельчан. А моя работа состоит из воспоминаний жертв политических репрессий.
Цель моей работы: изучить историю данного периода по воспоминаниям репрессированных, для реализации цели поставила следующие задачи:
- изучить архивные документы и литературы по политическим репрессиям.
- проведение бесед с жертвами политических репрессий.
Уважение к прошлому-
вот черта, отличающая
образованность от дикости.
А.С. Пушкин
Репрессия- наказание, карательная мера, применяемая государственными органами. С.И. Ожегов. Словарь русского языка, М. 1983г.
Изучая и собирая материалы, годы репрессий, ознакомилась с документами гражданской войны.
В 30-е годы на полных оборотах работал сложившийся ранее и существенно разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы – «тройки», Главное управление лагерей- ГУЛАГ и др.). С конца 20-х годов волны репрессий шли одни за другой: «Шахтинское дело» ( 1928), процесс над «Промышленной партией»(1930), «Дело академиков» (1930), репрессии в связи с убийством Кирова (1934), политические процессы 1936 – 1939гг. против бывших вождей партии ( Г.Е Зиновьев, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и др.) руководителей Красной Армии (Н.М.Тухмачевский, В.К. Блюхер, И.Э. Якир и др.). «Большой террор» унес жизни почти 1 млн расстрелянных , миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа. Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не только с реальной, но и с предлагаемой оппозицией, вселяло страх и покорность, готовность пожертвовать друзьями и близкими. Они напоминали запуганному обществу о том, что человек, «взвешенный на весах» истории, легок и ничтожен, что его жизнь не имеет никакой ценности, если она нужна обществу. Террор имел и экономическое значение: на стройках первых пятилеток трудились миллионы заключенных, внося свой вклад в экономическое могущество страны.
В обществе сложилась весьма сложная духовная атмосфера. С одной стороны, многим хотелось верить, что жизнь становится лучше и веселее, что трудности пройдут, а сделанное ими останется навсегда – в светлом будущем, которое они строят для следующих поколений. Отсюда энтузиазм, вера, надежда на справедливость, гордость от участия в великом, как считали миллионы людей, деле. С другой стороны, царили страх, ощущение собственной незначительности, незащищенности, утверждалась готовность беспрекословно выполнять данные кем-то команды. Полагают, что именно такое – взвинченное, трагически расколотое восприятие действительности свойственно тоталитаризму, который требует, говоря словами философа, «восторженного утверждения чего-то, фанатической решимости ради ничто».
Символом эпохи можно считать принятую в 1936г. Конституцию СССР. Она гарантировала гражданам весь набор демократических прав и свобод. Другое дело, что большинства из них граждане были лишены. СССР характеризовался как социалистическое государство рабочих и крестьян. Конституция отмечала, что социализм построен, утвердилась общественная социалистическая собственность на средства производства. Политической основой СССР признавались Советы депутатов трудящихся, за ВКП(б) закреплялась роль руководящего ядра общества. Принцип разделения властей отсутствовал.
Интересно то, что по свидетельству романа А.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» людям которые в то время сидели в тюрьме встречалось слово «Алтай». Ходил такой анекдот: « Ваше последнее слово, обвиняемый!» - «Прошу послать меня куда угодно, лишь бы там была советская власть! И - солнце…» Советской то власти нам не грозило лишиться , грозило лишиться солнца… Никому не хотелось в крайнее Заполярье, на цынгу, на дистрофию. И особенно почему-то цвела в камерах легенда об Алтае. Те редкие, кто когда-то там был, а особенно – кто там и не был, навевали сокамерникам певучие сны: что за страна Алтай! И сибирское раздолье, и мягкий климат. Пшеничные берега и медовые реки. Степь и горы. Стада овец, дичь, рыба. Многолюдные богатые деревни…
Ах, спрятаться бы в эту тишину! Услышать чистое звонкое пение петуха в незамутненном воздухе! Погладить добрую серьезную морду лошади! И будьте вы прокляты, все великие проблемы, пусть колотиться об вас кто- нибудь другой, поглупей. Отдохнуть там от следовательской матерщины и нудного разматывания всей твоей жизни, от грохота тюремных замков, от спертой камерной духоты. Одна жизнь нам дана, одна маленькая короткая! – а мы преступно суем её под чьи то пулеметы, или лезем с ней, непрочной в грязную свалку политики. Там, на Алтае, кажется жил бы в самой низкой и темной избушке на краю деревни, подле леса. Не за хворостом и не за грибами – так бы просто пошел бы в лес, обнял бы два ствола: милые мои! Ничего мне не надо больше!...»
Из этого отрывка хочу сделать вывод, что в дали от родины, алтайцы все равно не забывали своих предков, корней.
В республиканском архиве свидетельствует документ «Политическое состояние Ойротской области по линии ГПУ (Ф.5, ОПИСЬ 1, Д. № 240).
Доклад ободрен заседанием обкома РКП и перепровождён Сибревкому. 8IX 1922 года. «… эти части ( расположенные в области) отличились такими приемами, например, рубка направо и налево, всех и вся ( кроме бандитов, конечно, с последними они драться были не способны, ) не разбираясь со степенью невиновности. Причем часто погибали и совершенно невинные, при огульном истреблении полудиких туземцев. (Пример, уничтожение цельного поселка Курзунь Песчанской волости с населением 30 душ. Женщины, дети и старики) Командиры частей даже лично пристреливали туземцев, только за то, что последние не умеют объяснятся по-русски. (Пример, комполка №186 Залецк-Маговец застрелил женщину инородку, едущую из Алтайска за то, что она не могла с ним объясниться по-русски). И это действительно окончательное разграбление целых поселков вплоть до земледельческих принадлежностей считали законными мерами и считали добычу военным трофеем (Пример, на Аргуте жестоко расправился с алтайцами жестокий, крутой командир 186 полка т. Злец-Маговец, их аилы были разрушены, скот угнан, а сами алтайцы пачками расстреливались, так писал в своей книге Л.П. Мамай «Ойротия» стр. 121).
Годы репрессий – это самые страшные страницы истории нашего района, села. Сколько невинных жизней унесло репрессии. В эти годы и наши многие земляки пострадали от жестокой, а порой бессмысленной и абсурдной, расправы государственной власти. Эксперимент уравнивания народа начался в 1928 году под видом раскулачивания зажиточных людей. Раскулачивание сопровождалось голодной смертью многих людей. В эти годы находились люди, которые просто доносили на своих земляков только для того чтобы получить награду и расположение существовавшего в то время государственного строя. В тот период целую семью могли переселить совершенно в другую местность, часто оставляя на произвол судьбы, Сколь горькая участь постигла семьи Сабиных, Кожабаевых, Акыковых; Ухановых и многих других.
Принудительные переселенцы с Алтая в 1936 году в основном попадали в Акмолинскую и Карагандинскую области Казахстана. Но, к сожалению, документы подтверждения касающихся этих переселенцев, чрезвычайно скудны. Существовали лагеря, в Караганде-Карлаг, в Акмоле-Алжир. Также в Шартандинском районе Акмолинской области существовал участок № 35, который был переименован село Алтайское. На этом участке переселенцев с Алтая насчитывалось около 200 человек.
Из нашего села были репрессированы:
Акчалов Чочко
Арыкпаев Чакырт