Смекни!
smekni.com

Московский городской голова князь В. М. Голицын (стр. 2 из 2)

В том же году было окончено строительство Малого зала Московской консерватории. А в апреле 1901 г. состоялось открытие Большого зала, завершавшего весь комплекс. Журналисты восхищались представительностью общества, присутствовавшего на церемонии его открытия: «Превосходную панораму представлял этот колоссальный зал, переполненный избранной публикой. Блестящие дамские туалеты и модные шляпы, преимущественно - светлых цветов, образовали целый цветник среди расшитых золотом мундиров и строгих черных фраков мужчин. От эстрады наверх открывалась чудная картина, нежно освещенная лучами весеннего солнца, пробивавшимися сквозь закрытые жалюзи громадных окон. Все что есть в Москве знатного и именитого, что выделяется своим общественным положением или заслугами в мире искусства и науки, имело здесь своих представителей. В первых рядах мы видели московского губернатора А.Г. Булыгина с супругой, городского голову князя В. М. Голицына, обер-полицмейстера Д. Ф. Трепова, В. К. Истомина, А. Н. Стрекалову, начальников всех почти учебных заведений, профессоров, представителей Императорских театров, массу артистов, Н. Н. Фигнера и много других лиц, специально прибывших из Петербурга» [7].

Крупнейшим культурным событием стало празднование в Москве 100-летнего юбилея А.С. Пушкина. Выступая 26 мая 1899 г. в актовом зале Московского университета на торжественном заседании Общества любителей российской словесности, В. М. Голицын сообщил присутствовавшим, что Московская городская Дума приняла решение об увековечении памяти поэта строительством народной библиотеки, открытием училищ им. Пушкина и учреждением Пушкинских стипендий для детей и потомков известных писателей в одном из средних учебных заведений.

Тогда же, в 1899 г., князь В. М. Голицын стал председателем попечительского совета Третьяковской галереи (он оставался им до 1918 г.). Решениями попечительского совета в 1904 г. был возведен новый фасад здания в Лаврушинском переулке по проекту В. М. Васнецова, издан каталог коллекции галереи на французском языке. Передачей галерее наследниками П. М. Третьякова 62 икон было положено начало отделу древнерусского искусства галереи.

Находясь на посту городского головы, В.М. Голицын активно поощряет меценатство. К рубежу XIX-XX вв. в Москве расширяются театральные подмостки: в 1902 г. завершается строительство здания МХАТа (арх. Ф. О. Шехтель), в 1904 г. - Оперного театра Зимина (здание современного театра Оперетты) [5]. В Москве открываются новые экспозиции художественных коллекций, в том числе Щукиных, П. Боткина и И. С. Остроухова.

Активно развивается музейное дело: пополняются фонды и коллекции Исторического музея. Был открыт Музей московского городского хозяйства (ныне Музей истории и реконструкции Москвы). В 1897 г. - Театральный музей им. А. Бахрушина. В 1902-1904 гг. завершается строительство здания для Музея народного прикладного искусства (арх. С. У. Соловьев и И. Бакшеев, ныне ул. Станиславского, 7).

В числе открытых в эти годы в Москве при патронаже городской Думы учебных и научных учреждений - Пречистинские бесплатные курсы для взрослых (1897 г.), Московский Дворянский институт (1901 г.), Институт минералогии и геологии (ныне Государственный геологический музей РАН), Библиотека Московского университета (1901 г.), Народный университет Шанявско- го (1905 г.).

Обновление инфраструктуры способствовало дальнейшему развитию города. В Москве активно строились частные доходные дома, гостиницы, торговые ряды и магазины. Московские частные банки к началу ХХ в. играли все большую роль в строительстве и реконструкции промышленных предприятий.

Находясь во главе московского городского самоуправления, В. М. Голицын обращал на себя внимание особой манерой руководить. В нем не было чванливости, часто присущей чиновникам высокого ранга, он, как вспоминают современники, «мог запросто и со вниманием разговаривать с любым человеком, но тот всегда чувствовал расстояние и держался подтянуто». В Думе, в отличие от своих предшественников, он представлял широкую инициативу членам управы и гласным.

29 ноября 1905 г. депутаты Московской городской думы на своем заседании приняли решение о присвоении звания почетного гражданина Мо - сквы князю Владимиру Михайловичу Голицыну «за заслуги в управлении городом в должности Московского городского головы, а также за успехи в развитии общественного хозяйства и благотворительных учреждений» [2]. В ознаменование этого события Дума заказала В. А. Серову портрет князя Голицына, написанный им в 1906 году.

Последующие события первой русской революции заставили В. М. Голицына покинуть пост главы московского городского самоуправления в конце того же, 1905 г. Отныне его призванием стала общественная деятельность в любимой им старой столице. С 1908 г. он стал одним из самых деятельных членов попечительного совета народного университета имени А. Л. Шанявского. В этом университете, открытом Московской городской думой, могли учиться юноши и девушки старше 16 лет, без различия возраста, национальности, вероисповедания, даже те, кто не имел аттестата о среднем образовании. В 1912 г., когда Владимир Михайлович возглавил попечительный совет, в университете обучалось 3600 студентов.

В годы Первой мировой войны князь Владимир Михайлович вошел в наблюдательный совет госпиталя, открытого в Москве в здании Строгановского училища. Здесь получили квалифицированную помощь под патронатом Красного Креста более 8 тысяч раненных.

Сразу после утверждения в Москве советской власти Владимир Михайлович был сослан в г. Богородецк Тульской губернии и работал библиографом отдела народного образования. В 1918 г. бывшего главу московского городского самоуправления арестовали, однако благодаря вмешательству председателя Моссовета Л. Б. Каменева он был освобожден и даже смог вернуться в Москву. В 1929 г. Владимир Михайлович снова попал в опалу. Его сослали в Загорск, а затем дозволили жить в Дмитрове. В 20-е годы вместе с сыном Михаилом Владимировичем он по заказу директора Государственного литературного музея В. Д. Бонч-Бруевича занимался переводами произведений французских писателей [9].

В 1932 г. в Дмитрове князь Владимир Михайлович Голицын скончался. Его отпевали в Успенском соборе Дмитровского кремля, похоронили на кладбище близ Казанской церкви. Через несколько лет при прокладке канала Волга-Москва территория кладбища была пущена под застройку.

На протяжении всей своей жизни, начиная с 18 лет, князь Владимир Михайлович вел дневник. Последнюю запись в нем он сделал накануне своей кончины. В настоящее время 30 томов этого дневника (около 500 страниц каждый), представляющего несомненный интерес для истории Москвы и России, хранятся в отделе рукописей Государственной Российской библиотеки, а последний том (1919-32 гг.) - в семейном архиве его правнука - Иллариона Владимировича Го - лицына, народного художника России, академика РАХ.

Список литературы

Буторов А. Гражданин Москвы [Текст] / А. Бу- торов // Столица. - 1994. - № 31. - С. 39-40

Вечерняя Москва. - 1997. - 22 февраля.

Годичное заседание Высочайше учрежденного Комитета для устройства в Москве Музея Прикладных знаний. 30 ноября 1895 г. [Текст] - М., 1896. -

С.45.

Голицын Н. Н. Род князей Голицыных [Текст] /

Н.Н. Голицын. - СПб., 1892. - С. 14.

Кн. В. М. Голицын. Моя театральная память. [Текст] / Кн. В. М. Голицын // Хроника русской театральной жизни. - 1924. - № 4. - С. 19.

Московская власть: городские головы. 17821997 [Текст]. - М., 1997. - С. 176-220.

Московские ведомости. 1901. 8 апреля.

Русские ведомости. 1899. 4 августа.

Трубецкой А. В. Жизнь В. М. Голицына после революции: штрихи к портрету [Текст] / А. В. Трубецкой // Хозяева и гости усадьбы Вяземы. Б. Вяземы, 1998. - C. 57.

Шумейко И. Князь Владимир Голицын [Текст] / И. Шумейко // Из века в век. - 1997. - № 7. -

С.32-39.