Смекни!
smekni.com

Пушкин в Москве (стр. 7 из 9)

...Приехал в Москву, поскакал отыскивать Нащо­кина, нашел его попрежнему озабоченным домашними обстоятельствами. Он ездил со мною в баню, обедал у меня. Завез меня к княгине Вяземской; княгиня завез­ла меня во французский театр, где я чуть было не за­снул от скуки и усталости. Приехал к Оберу и заснул в 10 часов вечера... Видал Чаадаева в театре, он звал меня с собою повсюду, но я дремал... Не можешь во­образить, какая тоска без тебя. Я же все беспокоюсь, на кого покинул я тебя!

А. С. Пушкин—Н. Н. Пушкиной. 22 сентября 1832 год.

«Здесь я живу смирно и порядочно, хлопочу по де­лам, слушаю Нащокина и читаю мемуары Дидро. Был вечер у Вяземской... Сегодня еду слушать Давыдова-профессора; но я ни до каких Давыдовых, кроме Де­ниса, не охотник — а в Московском университете я оглашенный. Мое появление произведет шум и соблазн, а это приятно щекотит мое самолюбие».

А. С. Пушкин—Н. Н. Пушкиной. 27 сентября 1832 год.

«Когда Пушкин вошел с министром Уваровым, для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то вре­мя был в чаду обаяния от его поэзии... Перед тем од­нажды я видел его в церкви, у обедни, — и не спускал с него глаз. Черты его лица врезались у меня в па­мяти. И вдруг этот гений, эта слава и гордость Рос­сии—передо мной в пяти шагах!.. Читал лекцию Давы­дов, профессор истории русской литературы. — «Вот вам теория искусства», — сказал Уваров, обращаясь к нам, к студентам, и указывая на Давыдова, — «а вот и само искусство», — прибавил он, указывая на Пуш­кина. Он эффектно отчеканил эту фразу, очевидно за­ранее приготовленную. Мы все жадно впились глазами в Пушкина. Давыдов оканчивал лекцию. Речь шла о «Слове о Полку Игоревом». Тут же ожидал своей очереди читать лекцию после Давыдова и Каченовский. Нечаянно между ними завязался, по поводу «Слова о Полку Игоревом», разговор, который мало-помалу перешел в горячий спор. — «Подойдите ближе, гос­пода, — это для вас интересно», — пригласил нас Ува­ров, и мы тесной толпой, как стеной, окружили Пуш­кина, Уварова и обоих профессоров. Не умею выра­зить, как велико было наше наслаждение — видеть и слышать нашего кумира.

Я не припомню подробностей их состязания, — помню только, что Пушкин горячо отстаивал подлин­ность древне-русского эпоса, а Каченовский вонзал в него свой беспощадный аналитический нож. Его щеки ярко горели алым румянцем, а глаза бросали молнии сквозь очки. Может быть, к этому раздражению много огня прибавлял и известный литературный антагонизм между ним и Пушкиным. Пушкин говорил с увлече­нием, но, к сожалению, тихо, сдержанным тоном, так что за толпой было трудно расслышать. Впрочем, меня занимал не Игорь, а сам Пушкин».

И.А.Гончаров.

1832 год, 10 октября. Отъезд Пушкина из Москвы в Петербург.

1833 год, с 25 по 29 августа. Пушкин в Москве.

1833 год, середина ноября. Пушкин, проезжая Москву, едет в Петербург.

«Пушкин привёз с собой несколько тысяч новых стихов»

П. А. Вяземский – И. И. Дмитриеву. 23 декабря 1833 года.

1834 год, 25 августа. Пушкин едет из Петербурга в Москву.

1834 год, сентября. Посещение Болдина.

1834 год, середина октября. Пушкин в Москве.

1836 год, 29 апреля. Отъезд Пушкина в Москву для занятий в архивах и по делам «Современника».

1836 год, с 3 по 20 апреля. Пушкин гостит у П. В. Нащокина.

«Вот уж три дня, как я в Москве, и все еще ничего не сделал. Архива не видал, с книгопродавцами не сторговался.

Пошли ты за Гоголем и прочти ему следующее: видел я акте­ра Щепкина, который ради Христа просит его приехать в Моск­ву прочесть «Ревизора». Без него актерам не спеться... С моей стороны, я то же ему советую: не надобно,чтоб «Ревизор» упал в Москве, где Гоголя более любят, нежели в Петербурге».

Пушкин—жене. 6 мая 1836 г.

1836 г., 17 мая. Пушкин у М. С. Щепкина. Уговаривает ар­тиста писать свои воспоминания и пишет начало его «Записок».

«У Щепкина хранится лист бумаги, на котором великий художник Пушкин своею ру­кою написал следующее:

«17 мая 1836 года, Москва. Записки актера Щепкина.

Я родился в Курской губернии, Обоянского уезда, в селе Красном, что на речке Пенке...»

С. Т. Аксаков. «Несколько слов о М. С. Щепкине».

20 мая. 1836 года Пушкин выехал из Москвы навсегда. Он горячо любил Москву:

«В изгнанье, в горести, разлуке,

Москва! Как я любил тебя,

Святая родина моя».

Редкий человек не считает прекрасным место, где прошло его детство. «Древняя столица», «Первопрестольный град», «Матушка наша», «Москва моя», «Родина», «сердце России», - этими словами Пушкин всю жизнь сопровождал упоминания о городе, где он родился. Позже он восторгался красой и величием Петербурга, но Москва воспринималась им как нечто интимное, близкое, и в этом, конечно, сказывались впечатления детства, долгих прогулок по улицам, площадям, переулкам с няньками, с крепостным дядькой Никитой Козловым, когда мальчик лазил на колокольню Ивана Великого, видел разный люд, наблюдал колоритные уличные сцены. Он знал допожарную и Москву, постройки, погибшие в 1812 году, в том числе и в Кремле, видел сооружения древнего российского зодчества и новые дворцы-особняки – «чертоги богачей», возведенные искусными мастерами России и зарубежных стран. Но память возвращается не к архитектуре и не к отдельным достопримечательностям, а к тому единственному и неповторимому, что было духом и стилем жизни.

…Ты скачешь в мирную Москву,

Где наслажденьям знают цену,

Беспечно дремлют наяву

И в жизни любят перемену.

Разнообразной и живой

Москва пленяет пестротой,

Старинной роскошью, пирами,

Невестами, колоколами…

Всеволжскому, 1819 год.

Такой для Пушкина была Москва. А вот некоторые воспоминания современников А. С. Пушкина о Москве.

В 1799 году – в год рождения Пушкина - была издана серия гравированных видов Москвы, исполненных по оригиналах французского художника Жерара Делабарта, жившего в России в 1787 – 1810 годах. Его привлекает в первую очередь Кремль, но древняя архитектура часто служит фоном для изображения колоритных сцен из русской жизни. Полужанровые картины Делебарта имели большой успех и неоднократно воспроизводились в гравюрах. Красная площадь, благоустроенная по указу Екатерины II, насаждавшей во всех русских городах петербургский классицизм, в конце 1790-х годов была обрамлена симметричными торговыми рядами (по про­екту Кваренги). На ней как на сцене с ку­лисами разворачивается у Делабарта «разно­образная и живая» московская жизнь: пляшут мужики, маршируют солдаты, едет карета, запряженная цугом, бродят куры, валяется сено, на тюках лежат крестьяне.

Такая вольность была совершенно невоз­можна на Петербургской площади. Когда А. Брюллов рисует не парадную Дворцовую, а торговую Сенную площадь, то возы с сеном он ставит в строгом порядке, а в центре про­резает пространство прямой, как линейка, до­рогой для проезда карет.

«Подновинское предместье» Делабарта рассказывает о том, как и москвичи умели веселиться: у стен Новинского монастыря на «святой неделе» устраивались знаменитые гу­лянья, на которые съезжалась вся Москва: «С раннего утра звуки труб и огромных ба­рабанов извещают проходящих, что храмы ве­селья и забав будут открыты даже до ночи. Здесь пастушеская свирель затянула народ­ную песню, и к ней присоединился громкий хор цыганок, там паяц до надсады кричит публике, приглашая всех смотреть представ­ления, «каких никогда еще не видано»! Зре­лища сменяются одно другим, толпы густеют;

кареты, служа на ту пору вместо подвижных лож, останавливаются...» (из московского пу­теводителя 1824 г.). На гуляньях у Новин­ского монастыря не раз видели Пушкина.

Под Петербургом тоже бывало раз в год знаменитое Екатерингофское гулянье. Но, когда художник Гампельн на десятиметровой ленте изобразил весело и живо то, что там происходило, императрица выразила неудо­вольствие низким содержанием этого про­изведения.

Не менее характерно отражены нравы мо­сквичей в двух других сюжетах Делабарта:

«Ледяные горы во время масленой недели», где для катанья приспособлены склоны Крем­левского холма, и «Вид Серебренических бань», рисующий патриархальную общую рус­скую баню на реке Яузе.

«Первые впечатления, Юсупов сад»,— пи­шет Пушкин в автобиографии. Старая усадьба князей Юсуповых не была исключе­нием для Москвы. Дом Пашкова, стоящий на высоком холме, был таким же представителем московской независимости.

«Не знаю, носил ли он в народе особую кличку, но дети прозвали его волшебным замком,— писал П. А. Вяземский.— На горе, отличающийся самобытной архитектурою, красивый и величавый, с бельведером, с садом на улицу, а в саду фонтаны, пруды, лебеди, павлины и заморские птицы; по праздникам играл в саду домашний оркестр. Как, бывало, ни идешь мимо дома, так и прильнешь к же­лезной решетке; глазеешь и любуешься; и всегда решетка унизана детьми и простым на­родом».

Усадьба Юсупова, Пашков дом были сим­волами старой Москвы, это о них писал Пуш­кин: «невинные странности москвичей были признаком их независимости» («Путешествие из Москвы в Петербург»).

В 1800—1810-х годах создаются замеча­тельные полотна первых русских видописцев Ф. Я. Алексеева и его ученика М. Н. Воробь­ева. Торжественные панорамы Кремля, Крас­ной площади, набережных Москвы-реки зву­чат как гимн древней русской столице. Не случайно одно из лучших русских произведе­ний Алексеева — «Вид московского Кремля и Каменного моста» (1810-е гг.) было награ­вировано С. Ф. Галактионовым для украше­ния титульного места отдельного издания сти­хотворения Жуковского «Певец в Кремле» (М., 1816), написанного в честь победы рус­ских над Наполеоном.

Личным чувством наполнены стихи Пуш­кина «Воспоминания в Царском Селе» 1814 г.:

Края Москвы, края родные!

И вы их видели, врагов моей отчизны!

И вас багрила кровь и пламень пожирал!

И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;

Вотще лишь гневом дух пылал!

В 1825 году выходят серии литографиро­ванных видов Москвы, исполненных по аква­релям О. Кадоля. Французский художник стремится показать новую Москву: отреставрированные башни Кремля, ампирные до­ма и подражающие Петербургу площади. На пустынном Тверском бульваре мы ви­дим модную петербургскую публику. Вспом­ним Гоголя: «В Петербурге, на Невском про­спекте, гуляют в два часа люди, как будто сошедшие с журнальных модных картинок, выставленных в окна, даже старухи с такими узенькими талиями, что делается смешно; на гуляньях в Москве всегда попадается в самой середине людной толпы какая-нибудь матуш­ка с платком на голове и уже совершенно без всякой талии» («Петербургские записки 1836 года»).