В XVIII веке, с развитием капитализма, появилась возможность обеспечения трудом большого числа людей, что открыло новые возможности для государства в плане социальной политики. Особенно яркий пример тому – это трудовые мастерские во Франции во второй половине XVIII века. В тоже время правительство особенно активно проводило общественные работы, которые организовывались совместно с мастерскими, в ходе чего были достигнуты немалые результаты в борьбе с нищетой, однако работы явно не окупались и ложились тяжелым бременем на бюджет. Впоследствии эту деятельность пришлось постепенно прекратить.[4 c.48]
XIX век ознаменовался ещё большими достижениями социальной политики: развитие производства создало множество рабочих мест на предприятиях, что привело к резкому снижению безработицы, появились агентства по трудоустройству, в целях экономической стимуляции общества были открыты государственные бесплатные больницы и школы, детские приюты и дома престарелых. Именно в этот момент начался процесс становления социальной политики, как социального института, однако повышение популярности идей социального дарвинизма и либерализма среди представителей капитала и власти, в ходе капиталистического развития общества, было главной преградой для социального развития государств.[2 c.55]
Во второй половине XX веке завершился процесс институционализации социальной политики. Во многих государствах созданы отдельные министерства, множество ведомств занимаются социальными вопросами, которые ранее или не рассматривались, или ими занимались посторонние учреждения. В колледжах и университетах разных стран оформлена специальность «социальная работа». Социологи, экономисты, юристы, политологи и многие другие специалисты занимаются научными работами в этой области. Социальная политика окончательно утвердилась, как одна из важнейших частей деятельности любого современного государства.
Безусловно, информация, касающаяся истории формирования социальной политики, как отдельного направления деятельности государства будет неполной без сообщения об аналогичных процессах, происходивших в России. Здесь можно выделить три основных этапа, определявших развитие социальной сферы в целом.
Первый этап – развитие благотворительности после крещения Руси. Идеи социальной справедливости вписывались в православную мораль намного лучше, чем в языческое миропонимание. Кроме того, организованная система религиозных организаций требовала больших средств на своё содержание, чем прежде. Неудивительно, что церковь занялась социальной деятельностью, подчас, даже более успешно, чем в Европе. Во времена князей Владимира и Ярополка духовенство занималось общественным призрением. Кроме того, князья, знать определяли десятины на содержание монастырей, церквей, богаделен; строили школы, устраивали пиршества на княжеском дворе, в том числе для бедных людей, раздавали на улицах и дворах нищим и убогим продукты питания. [4 c.51]
В это период на Руси начала формироваться правовая основа социальной помощи подрастающему поколению и женщинам. Так, в первом письменном русском своде законов «Русская правда» решались вопросы о разделе наследства между детьми и вдовствующей матери: её не могли прогнать со двора и отнять то, что было передано ей супругом. Важно то, что 8 из 37 статей «Русской правды» были посвящены вопросам детской защищённости.
Второй этап – это возникновение и развитие системы общественного призрения – как на личностном, так и на коллективном, учрежденческом, уровне. Особенно преуспели в этом церкви и монастыри, вокруг них складывались целые посёлки, население которых жило за счет милостыни. Причём нищие далеко не всегда были калеками или немощными: иногда выгоднее было просить милостыню, чем трудиться.
Попытка борьбы с попрошайничеством (и просящих, и дающих милостыню наказывали штрафом и кнутом) при Петре I не увенчалась успехом. Но при нем началось создание системы общественного призрения – расширенное строительство больниц; богаделен, сиротских приютов, в частности для призрения незаконнорожденных младенцев, смирительных домов, и прядильных домов для людей «праздношатающихся и им подобных».
В начале 20-х гг. XVIII века были изданы указы о призрении младших офицеров, что можно считать предтечу российского пенсионного законодательства.
Система общественного призрения в основном сложилась при Екатерине II. На открытые императрицей особые службы возлагались обязанности по устройству и содержанию народных школ, сиротских приютов, больниц, аптек, богаделен, домов для неизлечимо больных, работных и смирительных заведений. Эта система, несмотря на всё своё несовершенство, бюрократизм и условность, охватывала все слои населения, нуждающихся в социальной защите, повышала общий уровень стабильности в обществе и была достаточно конкурентоспособной по сравнению с аналогичными системами в других странах.
Так как на социальную защиту всех слоёв населения не хватало государственных средств, было решено использовать на практике идею добровольно – обязательного попечения нуждающихся под присмотром государства. Она воплощалась в жизнь и благодаря участию в деле призрении членов императорской семьи, но также немалую роль в решении проблем, связанных с социальной сферой сыграли земства.[4 c.55]
Третий этап - послереволюционный и советский периоды. В 1918 году В. И. Ленин поставил перед центральными и местными органами задачу: создать государственную систему социального обеспечения обездоленных – инвалидов, стариков, сирот, вдов. Преследовалась цель улучшить снабжение население продовольственными и промышленными товарами, наладить социальное обеспечение и социальное страхование, организовать жилищное строительство, здравоохранение и курортное обслуживание.
В 20-х гг. рамки социального обеспечения расширились. В 1936 году оно приобрело государственный характер, и было нацелено на материальное обеспечение и обслуживание всех граждан страны в старости, в случае болезни, при полной или частичной утрате трудоспособности, а также обслуживание многодетных семей. Особое внимание уделялось пенсионному обеспечению по старости и пособиям. Были организованы первые санатории, профилактории и дом отдыха для трудящихся. Большое значение придавалось охране труда.
Конечно, уровень социального обеспечения не был высоким, что обуславливалось внутренними и внешними факторами, но основные социальные права стали реализовываться впервые.
Объективные исследования свидетельствуют о том, что степень социальной защищённости человека в советский период, была несоизмеримо выше, чем в дореволюционной России и 90-е годы текущего столетия.[4 c.58]
На протяжении многих столетий, государства стремились оптимизировать и усовершенствовать систему социального обеспечения и законы в этой области. Каждое государство прошло свой путь развития социальной сферы, выстраивая и перестраивая сложившиеся устои, однакосейчас большинство стран мира пришли к моделям, которые близки друг другу по ряду признаков: упор на индивидуализм, экономическую стимуляцию и интерактивность. Она далека от совершенства, однако даёт возможность для эволюционного пути как субъектов социальной политики, так и всего общества.
§2. Понятие, сущность и функции социальной политики
Любое общество представляет собой сложную систему, составленную из элементов, каждый из которых строго индивидуален. Следовательно, социальная структура предполагает социальное неравенство, полиморфизм и мозаичность его структуры.
Социальная дифференциация предполагает личностное неравенство, неравенство возможностей и результатов, которые, в свою очередь, приводят к появлению, и имущественного, властного и статусного неравенства и как следствие неравенства в уровне жизни.
Это доказывает неизбежность возникновения определенного уровня социальной стратификации по любым вышеперечисленным признакам. Попытки свести её уровень к нулю не оканчиваются успехом и приводят к возникновению стагнационных процессов в обществе. Однако чрезмерно высокая социальная стратификация дестабилизирует общество как систему и создает условия для перехода с эволюционного на революционный путь развития (что развитием является далеко не всегда).[1 c.45]
Государство, осуществляя функцию социальной политики, должно опираться на следующие условия, так или иначе влияющие на положение каждой общности.
«Общественный строй» – это комплекс моральных и правовых норм, экономических, политических и духовных стандартов, которые регламентируют социальные отношения в данном конкретном обществе. Это главная характеристика, на основе которой можно сделать выводы обо всех остальных.
«Политическая власть» определяет, какие категории населения допущены к решению тех или иных вопросов, касающихся государственной
Жизни и политических институтов.
«Власть в хозяйстве» объясняет, кому принадлежит главная роль в экономике страны: бизнесу или государству.
«Экономические условия» определяют различные характеристики, связанные с уровнем экономического развития, технологической оснащённостью производства, главенствующей сфере экономики и т.д.
«Социальная защищённость» - это общественный порядок, в котором субъекты могут опираться на общественный строй при выдвижении требований по улучшению или отстаиванию своего положения в обществе.[1 c.46]
Все вышеперечисленные условия являются объективными характеристиками ситуации в целом, на основе которых можно сделать предположение о социальном положении каждой конкретной общности в государстве. Однако социальное положение конкретной общности определяется на основе параметров социального положения.