Лациум – область, в которой расположен Рим – развивается позднее, чем другие районы Италии. Большая часть Лациума была заселена латинами, у которых сохранялся родовой строй. Они жили в укрепленных поселках и в целях защиты от внешних врагов составляли федерацию.
Рим возникает позднее других общин. Впоследствии Рим расширяет свое влияние на соседние холмы – путем завоевания или путем «синойкизма» – мирного слияния с соседними поселками.
В социальном отношении основной единицей был отцовский экзогамный род, 10 родов составляли курию, а 10 курий – трибу (племя). Три трибы – тиции, рамны и луцеры – составляли римский народ. Для разрешения важнейших вопросов народ собирался по куриям, а эти собрания носили название куриатных комиций.
Во главе всей общины стоял царь (rex), который был военоначальником, верховным жрецом и председателем на некоторых судах. Рядом с ним стоит совет старейшин родов из 300 членов.
Население Рима увеличивалось за счет присоединения соседних поселков, а также пришельцев. Однако подчиненные и пришлые элементы после слияния трех племен не вошли в состав populus Romanus. Они составляли бесправную массу, плебс (plebs от pleo – наполняю), не вошедшую в родовую организацию и не пользовавшуюся правами, в противоположность патрициям (patricii – имеющие отцов).[6] В эту же эпоху возникает клиентела, сохранявшаяся на протяжении всей римской истории и менявшая свою социальную сущность.[7] Отдельные члены родов становились патронами, т.е. брали под свою личную защиту лиц, лишенных всяких прав, которые в свою очередь обязывались быть верными клиентами. Связь эта была личной, основанной на верности патрона и клиента. Клиенты могли быть из плебеев, могли быть чужестранцами, поселившимися в Риме.
Экономической основой римской общины было сельское хозяйство. По преданию, при основании города Ромул разделил землю между горожанами, с правом передачи этого участка по наследству. Остальная земля находилась в коллективном пользовании, составляла ager publicus. Основой могущества патрициев было главным образом скотоводство. Плебеи же занимались преимущественно хлебопашеством, и собственность на землю появилась, вероятно, раньше у плебса. Торговля и ремесло в царский период было развиты слабо. Находились они в руках плебеев и чужестранцев.
С VII в. до н.э. начинается усиление этрусских городов, распространяющих свое влияние на все более обширные территории. Об этрусском владычестве в Риме свидетельствует рассказ о династии Тарквиниев. Недаром после своего завоевания Тарквиний бежит к этрускам и находит защиту у этрусского царя Порсены.
Приемнику Тарквиния Старшего Сервию Туллию приписывается реформа общественного строя.
Численное превосходство плебса, возрастающее его экономическое значение и то, что плебеи привлекались к военной службе наряду с патрициями и подобно последним вооружались за свой счет – все это привело к тому, что плебеи были включены в populus Romanus, и все способные носить оружие были разделены на пять классов в зависимости от имущественного ценза. Каждый класс выставлял определенное количество вооруженных соответствующим образом войсковых единиц (центурий) и получал такое же количество голосов на собраниях всего гражданства, собиравшегося по центуриям, так называемые центуриатные комиции. Из лиц, обладающих таким же цензом, как и граждане первого класса, комплектовались 18 центурий всадников. Таким образом, было установлено деление граждан по имущественному положению. Всего было образовано 193 центурии. Решающее значение имели граждане первого класса, вместе с всадниками выставлявшие 98 центурий.
Кроме того, Сервию Туллию приписывается разделение Рима на территориальные трибы. Новое устройство знаменовало утверждение в Риме государства. Главное значение приобретали центуриатные комиции, в которых главную роль играло имущественное положение, не всегда совпадавшее со знатным происхождением, а собрания по куриям теряют свое прежнее значение. Тем не менее, родовая знать в Риме, в отличие от передовых греческих государств, сохраняла свое значение.[8]
Легенды об изгнании Тарквиниев отражают освобождение Рима от этрусского владычества и переходе к республике.
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ АФИН В ПЕРИОД НАИВЫСШЕГО РАСЦВЕТА ДЕМОКРАТИИ
2.1 Начальный этап становления демократии в Афинах
Во многих источниках начало демократии в Афинах относят к очень раннему периоду, еще ко времени Тезея. Но, по мнению остального большинства ученых, эти сведения не заслуживают доверия. Свою точку зрения они основывают на предположении, что Тезей – личность, скорее, не историческая, а легендарная, так как мы имеем намного больше свидетельств о Солоне, как об основателе афинской демократии, чем предания о Тезее.
В действительности от монархии Афины перешли не сразу к демократии, а сначала к архонтату. Согласно господствующему преданию, цари были заменены архонтами, которые сначала были пожизненные, а середины VIII в. должность архонтов ограничивается 10 годами. Архонты избирались ареопагом «по знатности и богатству», как выражается Аристотель в своей «Афинской Политии». Это не говорит о наличии какого-либо имущественного ценза, но естественно, что наиболее богатым евпатридам[9] отдавалось предпочтение.
При архонтах существовал совет из знати – ареопаг. Его членами пожизненно были бывшие архонты. Ареопаг был высшей контролирующей и карающей властью.
В VIII–VI вв. до н.э. почти вся земля в Аттике оказалась в руках евпатридов, кроме того, они сосредотачивали в своих руках и торговлю сельскохозяйственными продуктами. Появление денег способствовало концентрации богатств у незначительной части населения. Сложились острые противоречия между родовой знатью и малоземельным и безземельным крестьянством, которые дополнялись политическими противоречиями между родовой и городской знатью, не имевшей доступа к должностям.
В 594г. до н.э. всеобщее недовольство демоса вылилось в великую смуту, результатом которой явились реформы архонта Солона, чье имя и связывают с установлением демократии в Афинах.
Солон, проводя свои реформы, затронул все сферы общественной жизни: экономическую, политическую, социальную. Его реформы стоят на первом месте в процессе установления демократии в Афинах, в первую очередь потому, что он учредил органы, основанные на принципах демократии и считающие своей главной целью нахождение компромисса между родовой аристократией и демосом.[10]
Законы Солона не были написаны просто и ясно, и он не пожелал стать их истолкователем, а удалился в добровольное изгнание на 10 лет. С афинян была взята клятва в течение этого срока хранить его законы. Однако сразу после отъезда Солона политическая борьба в Аттике чрезвычайно обостряется, в результате чего наступает смута, после преодоления которой к власти приходит Клисфен из проклятого и изгнанного из Афин рода Алкмеонидов.
Между Клисфеном и Солоном большое различие: Солон – посредник между партиями, а Клисфен – вождь партии, решительно ставший на сторону демоса, при нем мы видим победу демократических начал.
В ряде Клисфеновых реформ самая главная – ведение новых десяти фил. По этим филам все граждане Аттики распределялись не по своему происхождению, а по месту жительства. Филы не представляли собой сплошной территории. Клисфен, таким образом, разделил страну, что каждая фила имела свои 3 тритии (более мелкая территориальная единица) во всех трех частях страны: вокруг города, вдоль берега и в средине страны.[11]
Данная реформа оказала большое влияние на предотвращение развития обособленности различных частей Аттики, на развитие местных партий; эта мера, по словам Аристотеля, «перемешала» население так, что в каждой филе преобладающим населением был демос.
В то время как Клисфен проводил свои реформы, молодой афинской демократии пришлось выдержать тяжелую борьбу одновременно с несколькими внешними врагами: Спартой, Беотией, Халкидой, островом Эгином, а затем целую эпоху Греко-Персидских воин. Однако такое положение Афин, лишь способствовало упрочению молодой афинской демократии, поскольку угроза из вне заставила забыть афинян о внутренних распрях.
Нельзя сказать, что война с персами далась легко, более того после нашествия Ксеркса и вторжения Мардония Афины представляли собой груду развалин. Но главным результатом победы в Греко-Персидских воинах стало политическое возвышение Афин в греческом мире. Они возглавляют морской союз греческих государств, который в середине V в. до н.э. превратился в Афинскую морскую державу – Архэ.
После смерти Аристида, организатора союза, знаменитого деятеля времен нашествия персов, на горизонте политического первенства появляются другие вожди – во главе аристократической партии Кимон, во главе демократической – Эфиальт и затем Перикл, чьи имена неразрывно связывают с периодом наивысшего расцвета Афинской демократии.
2.2 Кульминационный период в истории Афинской демократии
Как вождь демоса, как борец за его права, в Афинах в 60-х гг. V в. до н.э. на первом месте стоял Эфиальт. Дошедшие до нас сведения о нем весьма отрывочны, но все они сходятся в признании, что Эфиальт был одним из лучших людей древних Афин, – твердый, бескорыстный, идеально-честный. По выражению Аристотеля, Эфиальт слыл «неподкупным и справедливым в политическом отношении».