Смекни!
smekni.com

Американская литература: элитарная и массовая (стр. 4 из 7)

Одноименный роман Буковски «Голливуд» посвящен кинорежиссеру Барбье Шредеру, который долго убеждал автора написать этот роман. Герой романа Генри Чинаски - человек, насквозь пропитанный джином, - во многом напоминает самого автора. В романе он пишет сценарий «Пьяница грустный с душою нежной» - без пафоса своей персоны, но зато преисполненный самоиронии. Повествование, лишенное композиционной и стилистической усложненности, воспринимается как единый исповедальный порыв, направленный на самораскрытие попавшего в ловушку хаотического бреда, выдаваемого за искусство.

Умер Буковски в городе Сан-Педро в Калифорнии на семьдесят четвертом году жизни, успев закончить свой последний роман «Макулатура».

Особое место в литературном процессе США занимает негритянская литература. Самый яркий ее представитель Джеймс Болдуин (1924-1987) призвал негритянских писателей отойти от стереотипов в изображении негра и показать во всем душевном богатстве и противоречивости личность черного американца. Позицию Болдуина разделили и другие негритянские писатели, и все их движение приобрело название «новой волны». Писатели акцентировали свое внимание на нравственном аспекте личности негра, а не на том, что было сформировано расистскими предрассудками.

Главное произведение Болдуина - роман «Иди и вещай с горы» (1953). В повествовании резко противопоставлен «внешний мир» - мир белых людей - и внутренний мир каждого из черных героев в его отношении к миру белых. Читатель знакомится с горестным рассказом четырнадцатилетнего подростка Джона Граймза о его детстве и отрочестве в нью-йоркском Гарлеме. Пасынок в многодетной семье, Граймз ищет любви и понимания близких. Неприкаянность, отчужденность от привычного семейного окружения - таковы основные причины подросткового кризиса, который переживает герой. Кризис подросткового сознания углубляется его непростыми отношениями с отчимом, гарлемским проповедником, в котором слепая религия объединяется с буйным темпераментом. Требование от близких беспрекословной веры, неумение и нежелание прощать недостатки - все это мотивирует поступки Гэбриэла Граймза.

Маленькому Джону хочется другой жизни. Но жизнь за пределами Гарлема ему заказана: там белые, которые по непонятной для него причине не приемлют его. Героя тянет к уединению, и любимым его местом становится высокий холм в центральном парке Нью-Йорка. Оттуда видно, что люди не боятся Бога и не задумываются о вечном. Джон мечтает стать то поэтом, то президентом колледжа, то кинозвездой. Но спастись от абсурда жизни можно только обращением к религии, к церкви, которая может укрыть его от всех бед. Три истории - отчима, матери и тетки Джона - составляют основу второй части романа. Они повествуют о борьбе чернокожих героев за собственное достоинство, в которой поражение почти неотличимо от победы.

Кульминационным моментом повествования становится для Джона пребывание у алтаря негритянской церкви (третья часть романа). В результате переживаний героя, потери и обретения веры в себя душа Джона примиряется с потребностью в единении с общиной и сознанием собственной свободы. Он внутренне приходит к необходимости и возможности стать лидером негритянского народа.

Уильям Стайрон (род. 1925). Представитель «южной школы» в американской литературе, Стайрон уже в одном из первых своих романов «Сойди во тьму» (1951) внес в раскрытие темы мрачного наследия рабства много нового. В этом произведении чувствуется сильное влияние У. Фолкнера, который был, по выражению самого Стайрона, «и богом и дьяволом всех южных писателей, что следовали за ним». В фокусе повествования - разложение семейства южан Лофтисов. Обитая в больном обществе, Лофтисы не могут обрести покоя, излечиться. Существование для них - сплошной кошмар, в котором властвует полная отчужденность людей друг от друга. Жизнь проходит мимо героев, так и не согрев их. Над всеми тяготеет чувство вины, предательства по отношению друг к другу.

Повествование в романе «И поджег этот дом» (1960) начинается с детективной завязки: сообщения об убийствах, происшедших однажды в маленьком итальянском городке Самбуко. Молодая итальянская крестьянка Франческа найдена изнасилованной и убитой, и в ту же ночь покончил жизнь самоубийством богач Мейсон Флэг. Описание происшествий в Самбуко ведется с нескольких точек зрения, и развитие сюжета переходит вскоре в психологическую плоскость.

Первая часть - рассказ от «постороннего», случайного свидетеля Питера Ливеретта. Вторая часть - воспоминания с расстояния трех лет одного из главных действующих лиц, нищего художника Кэсса Кинсолвинга, который и помогает автору распутать хитросплетения событий. В то же время внутренний мир Кинсолвинга претерпевает эволюцию. Для него ситуация, сложившаяся в Самбуко, становится поворотной точкой к очищению, моментом возвращения к жизни и творчеству.

Положительный герой романа Кэсс находится в поиске истины. Благодаря введению в повествование этого образа автор высказывает свои идеи по поводу «американской мечты». Романтичность Кэсса развеется после его столкновения с реальностью - простой жизнью итальянских крестьян. Но разочарования - это момент отрезвления и возвращения к реальности.

В романе «Признания Ната Тернера» (1967) рассказывается о восстании рабов в 1831 г. в штате Вирджиния. Повествование ведется от лица вождя восставших, потерпевших поражение. «Признания», написанные реальным историческим лицом, стали основой для перевоплощения в человека другого времени и другой расы. Многим критикам показалось, что писатель изобразил своего героя не только борцом против расистов, но и ярым недругом всех белых людей. Роман якобы создает неверную картину исторического прошлого и одновременно заставляет читателя подозревать, что борьба черных за свое освобождение неизбежно сочетается со смертельной ненавистью к белому человеку.

Такие акценты неправомерны, поскольку тема романа иная - постижение тайны рабства. Над этой проблемой и задумывается Нат Тернер. Иллюзии вождя восставших в том, что, по его мнению, разгадка этой тайны может стать ключом к свободе. Тернер проповедует среди своих собратьев идею человеческой гордости и воли к победе. Иллюзорное мироощущение Тернера основано на убеждении, что он - пророк, который по воле Бога имеет право судить, и карать. Но это убеждение не может объяснить истоков нерешительности чернокожих угнетенных масс, ведь из тысяч чернокожих рабов к бунтовщикам примкнула лишь ничтожная часть.

Трагизм героя состоит в том, что он пытается понять, что такое рабство, умозрительным путем. Он чувствует, что его высшее предназначение - сыграть две роли: духовного пастыря своего народа и одновременно роль полководца. Герой сам же попадает в сеть выстроенных им умозаключений, запутывается и оказывается в тупике. Совмещение ролей Наполеона и Христа оказывается невозможным. Попытки отстоять собственную человечность за счет ее отрицания в других становятся для него пагубными. Перед смертью его посещает откровение: путь к свободе проходит через любовь к людям. Именно любовь является главной целью в жизни. Человек может спастись не в одиночку, а только в единении со всем человечеством.

Роман У. Стайрона «Выбор Софи» (1979) Дж. Гарднер назвал готическим. По его мнению, в этом произведении Стайрон пытался показать, как категории абсолютного зла распространяются из южной готики на весь мир.

В 1983 г. Джеймс Харт, выпуская очередное издание своего авторитетного «Оксфордского путеводителя американской литературы», включает туда отдельную статью о романе Стайрона. Наряду с «Признанием Ната Тернера» «Выбор Софи» широко изучается в университетах США.

Главный герой «Выбора Софи» Стинго приезжает в Нью-Йорк и поступает на службу в издательство, чтобы осуществить свою мечту - стать писателем. Он знакомится с обитателями меблированных комнат, в которых живет сам, - польской красавицей Софи и ее другом Натаном. Читатель узнает о том, что Софи пробыла почти два года в фашистских концентрационных лагерях, потеряв во время войны свою семью. Через образ Софи и коменданта Освенцима Рудольфа Гессе автор раскрывает отношения жертвы и палача.

Выбор Софи заключается не только в том, что она сама должна определить, кого из двоих своих детей отправить в газовую печь: десятилетнего сына или семилетнюю дочь. Готовность сдаться перед насилием и страхом, отказаться от борьбы - в этом также состоит выбор героини в более широком смысле. Софи - жертва, она отказывается от позиции борца. Именно это и приводит в конце концов ее личность к разрушению.

Важное свойство прозы американского писателя состоит в том, что нравственные категории утрачивают постоянство и делаются живым содержанием душевных и физических состояний человека и его меняющихся отношений с другими.

После войны Софи попадает во власть психически неуравновешенного Натана. Она становится не только жертвой изощренных карнавальных игр Натана, но и добровольной их участницей. Вместе с Натаном они кончают жизнь самоубийством, отравившись цианистым калием.

Интерес представляет созданный автором образ коменданта Гессе, который предстает перед читателем не как злой человек, а как слепое орудие, хорошо смазанный механизм по массовому уничтожению людей. Дети Гессе сожалеют, что отца переводят из Дахау в Освенцим, ведь в Дахау было значительно лучше, потому что там был плавательный бассейн. А дым от крематориев для них так же привычен, как свет, как воздух. Стайрон рассматривает концентрационные лагеря как систему, прообраз возможной структуры организации человеческого сообщества, а фашизм - как причину смещения нравственных понятий в психике человека.