Смекни!
smekni.com

Взляды Леонова в романе «Русский лес» (стр. 7 из 10)

- зачем? –удивилась Леночка

- это мои приятели семья моя бьет вам челом за неимением даров побогаче… - с чувством сказал лесничий; - Не гнушайтесь берите. Таким образом!» замечательна серьезность этого жеста Вихрова: он пришел к близкой родне и чувствеут себя в праве одаривать от ее имени свою сутницу, по мере углубления в лес Вихровым овладевает тревога и ревновое чувство хозяина преодалевающее его первоначальную робость от близости любимой девушки. «Как, интересно вам здесь? – с ревнивой любезностью хозяина спрашивал Вихров». Свой рассказ о лесе Вихров начал несколько необычно словно читал лекчию: «Итак, мы входим в лес – отрывисто и с волнением говорпил Вихров – или, как его назавают некоторые кабинетные мудрецы, Био-гео-фито-ценаз…» Иван Матвеевич волнуется не только от близости любимой, это волнение электора обредшего отзывчевую аудиторию (в начале сцены автор с добрым юмором замечает: никто не отшел от окошка пока лектор и его аудитория не исчезли в перелеске». В присутсвие Леночки Вихров в едином вдохновенном порыве обнаружил главное, что было в его душе, и это главное вылилось в импровезированную лекцию о лесе: « только на своем лесном языке он и мог рассказать Леносче о предстоящих им совместных заботах и огорчениях. Тонким паодбором языковых среств Леонов создает впечатление поэтичности всего, что связанно с профессией лесника, с лесоводством. В том же эпизоде. Вводя свою героиню в лесной мир, писатель употреблением поэтичных образов и словосочетаний (Вихров предпологал начать с худшего , чтобы к наступлению ночи поразить Леночку зрелищем созвездий запутавшихся в неводах сосновых крон «гортанное лопотание» воды и т,д,) заставляет читателя лирически взволноваться, почувствовать удивительную красоту леса. В «Русско \лесе много пейзажных картин дано через поэтическое восприятие Вихрова. Незаурязная натура Ивани матвеевича щедро одарена тонким чувством прироы способностью глубоко проникать в ее тайны. Вихролв живет в красочном мире русской природы, черпая в ней силы и творческое вдохновение.Он не погружен в созерцание природы и не «коленопреклорнен» перед нею, говоря словами М.Горького. Природу Вихров воспренимает в неразрывной связи с деятельностью человека,это восприятие наполнено глубоким содержанием.В природе Вихров,как и сам автор,видит могучую творческую силу, непрерывный животворящий поток. Вот почему Вихрову свойственно антропоморфическое восприятие природы». Во всем,начиная с привычки по лесному обычаю рано вставать и ложиться и кончая разговорами с сестрой Тайской на лесные темы, у Вихрова видна такая привязанность к лесу , которая не допускает возможность хотя бы на короткое время отрешиться от него . Несомненно, наиболее полно отношение Вихрова к лесу выражено в его блестящей лекции студентам лесоустроительного института. Вихровская лекция- это вдохновенная песнь о русском лесе, взволнованная поэма любви и благодарности за дары молчаливого друга. Это прославляющий гимн , в который врываются тревожные призывы о защите леса . Только поэт-гражданин , болеющий сердцем за судьбу родины и ее будущее, может говорить так страстно и проникновенно, как говорит о русском лесе Иван Вихров. Лекция Вихрова –это и научный трактат, это вдохновенная песнь о России, зажигающая патриотическим огнем молодые души, умы и сердца, это слово обращенное в будущее.

«Было бы неблагодарностью не назвать и лес в числе воспитателей и немногочисленых покровителей нашего народа. Только так же, как степь воспитала в наших дедах тягу к вольности и богатырским успехам в поединках, лес научил их остарожности, наблюдательности, трудолюбию и той тяжкой, упорной поступи, какою русские всегда шли к аоставленой цели. Мы выросли влесу, и пожалуй не одна из стихий родной природы не сказалась в такой степени на бытовом укладе наших предков. Дерево явилось сырьем, годным к немедленному употреблению, и любой кусок заточеного железа, насаженый на рукоять, привращал его в ценности первобытного существования. Еще круглее будет сказать, что лес встречал русского человека при появлении на свет и безотлучно провожал его по всем этапам его возрастного развития…» (265).

«ваш урожай будет зреть долго… Редкий из вас застанет жатву.. но однажды взволнованно с непкрытой головой , вы пройдетие по шумящим почти дворцовым залам в каменной степи, где малахитовае стены – деревья, а крыша – слепительные, рожденные ими облака. Сам … Докучаев и его упорные подмастерья видели их в своем упорном воаброжении. Мечта для строителя мечта для строителя людского счастья такой же действительный инструмент, как знания или идея, а лесовод без мечты совсем пустое дело… И кто знает, когда седыми вы прийдете под кроны своих питомцев, не испытаете ли вы гордость, вдесятеро большую, чем создатели иных торопливых книг, полузаконченных зданий или столь быстро стареющих машин». (294).

И все это говорит тот самый Вихров, который, по словам автора, всегда испытывал немудренное отношение к жизни старца Калины: «Нет бога на земле, а только никогда не остывающий хмель жизни, да радости пресветлого разума, да еще желтая могильная ямина в придачу.

Это наводит на раздумья об удивительной способности художника – мыслителя выразить с болшей полнотой и силой, яркостью и блеском дорогую ему идею. Леонов использует для этого разнообразные поэтические средства языка, все многообразие поводов, даже если к ним не хотела, или не умела прибегать литература традиционная. Для писателя здесь самое главное – донести до читателя вещее слово.

Есть замечательные мгновения после завершения лекции Вихрова, когда в Аудитории, где только что смолк голос старого профессора, «все вокруг вдруг подалось вперед, словно при внезапной остановке». Вихровская деятельнось стремление в будущее , порыв, влекущий за собой молодость; работа для будущих поколений, забота об их благе и счастье придает смысл его лестным занятиям.

Лекция о лесе удивительно ярко передает характер Вихрова. Именно здесь он расскрыл саои мысли, цель своей жизни, доказал свою правоту и глубокое знание реальной обстановки в лесном хозяйстве не только России, но и многих зарубежных стран. Неслучайно именно эта лекция совершила перелом в Полинином мнении об отце, которого она до того веря наговорам Грацианского, аодозревала во вредительстве. Прослушав вихровскую песнь о русском лесе, Поля поняла, что только человек, любящий свою родину мог так знать и оберегать ее богатства Девушка почувствовала облегчение от давившей ее столько времяни тяжести подозрений, чутьем своего юного сердца поняла она отцовскую правоту.

Лекция профессора играет существенную роль в романе, разве разделили бы мы в полную меру заботы и тревоги, любовь и гнев, вложеные Леоновым в речи произнесенную в сентябре 1941 года Вихровым перед будущими защитниками рксского леса, если если бы не стали свидетелями тех радостей, которые довала крестьянскому сыну сама природа, мето его детских забав и единственный источник поэзии в его жизни, или тех бедствий которые несет Росии гибель ее лесов. Язык Леонова отличается яркостью и точностью. В романе им показаны крестьянские горести и развал помещьищих усадьб. Но всегда проса писателя посвещена мысле о настоящем,. Тревоги о будущем.

«Если ссопоставить содержание романа «Русский лес», в особенности, вступительную лекцию профессора Вихрова, с трудами дореволюционных советских лесоводов, отчетливо обнаруживается в них много общего и в патриотическом пафосе, и в заботе о благе и счастье будущих поколений. И это сходство говорит о том, что лесоводские идеи Леонова научно подготовленны и рождены всем движением передовой русской культуры за многие днсятилетия. Таков широкий национально – исторический фон леоновского произведения.

Иван Вехров – живая память народа, его история и будущее. Он понимает необходимость увидеть и почувствовать все что скопилось в русской душе. Герой и автор уверенны: нельзя ошибаться в том что народ чувствует.

Острее своей творческой программы писатель постоянно направлял на многомерное поэтическое раскрытие всеобъёмлющего разума – человека Земли. Непременным условием новаторского решения еще не познанной до конца истины, учил писатель, должны стать активное вторжение мастеров в жизнь и воздействие на неее эмоциональным словом, единством гуманнистических принцыпов литераторов, совершенной формой произведения, осознанной народностью и прогрессивной направленостью труда. Ведь искусство слова – особый вид духовной деятельности людей, формирующий способность человека преобразовывать окружающий мир и самого себы по законам красоты.