Смекни!
smekni.com

Борис Пастернак (стр. 11 из 12)

Выводы

Основной целью моей работы было рассмотреть и попытаться осмыслить, как отображается мотив стихии в творчестве Бориса Леонидовича Пастернака. За основу ра­боты был взят роман “Доктор Живаго”. Это было сделано по нескольким причинам. Во-первых, потому что роман писался не один год, он достаточно большой по объему, и автор вложил в него весь свой опыт, свой талант, тем более что это произведение, плюс ко всему, долго вынашивалось и обдумы­валось писателем. А во-вторых, потому что этот роман является как бы за­ключительным этапом творчества Пастернака, его самой большой и самой значимой, на мой взгляд, работой.

Действительно, мотив стихии проходит через все творчество Бо­риса Пастернака. Мы встречаемся со стихиями и в первых стихотворениях автора, и в сборниках более поздних стихов, и в поэмах, и в прозе, и, конечно,в романе “Доктор Живаго”.

В романе “Доктор Живаго” собраны все виды стихии, которые встречаются отдельно, в других произведениях Пастернака. В романе мы встречаем стихии грозы, метели, бурана, вьюги, огня, любви, страсти, творческого вдохновения, революции.

Все стихии, встречающиеся в произведениях Бориса Леонидовича Пастернака можно разделить на стихии природы и стихии, так сказать, человеческого мира, созданные людьми, касающиеся только людей. К стихиям природы можно отнести вьюгу, буран, метель, грозу, огонь. Из всего множества природных стихий у Пастернака встречаются именно эти. Причем они могут как переходить друг в друга (редкий падающий снежок переходит в снежный буран, буран — в метель), так и противостоять друг другу (противостояние стихий холода — метели, вьюги, бурана — стихии огня — свече). К человеческим стихиям относятся стихии любви, страсти, творческого вдохновения, стихия революции. Но ес­ли первые три индивидуальны, они захватывают каждого человека отдельно, то четвертая — стихия если не мирового масштаба, то, по крайней мере, госу­дарственного. Все стихии очень тесно связаны между собой, и нередко автор посредством одних отображает другие. Чаще всего природными стихиями (бурями, вьюгами) он выражает стихии, бушующие в душах людей (любовь, страсть, творчество), захватывающие государство (революция).

Эта стихийность позволяет автору живее и красочнее описывать происходящие события, дает возможность читателю окунуться в окружаю­щий мир, увидеть, почувствовать его. Через описания стихий Пастернак глу­боко раскрывает внутренний мир героев, их чувства и ощущения, их отно­шение к происходящему вокруг. Мне кажется, и сам автор был стихийным человеком, он чувствовал стихию, жил в ней. Ведь человек не испытавший, не прочувствовавший ее никогда не смог бы так точно, ярко описать ее. Я считаю, мотив стихии играет огромную роль в творчестве Бориса Леонидовича Пастернака, и без него произведения автора были бы сухими и безжиз­ненными, даже, скорее всего их вообще бы не было, ведь представить скучно­го спокойного, монотонного Пастернака, по-моему, просто невозможно.

В чём же заключается значение Бориса Пастернака для русской и мировой литератур?

Он показал трагедию ХХ столетия через призму человеческих душ, воспроизвёл все переживания творческой личности, которая попала на перекрёсток зла и насилия, и смогла сохранить в себе свободу и живой дух. “Доктор Живаго”: живой – Живаго, “Во имя Духа Живаго…”. Юрий Живаго, герой произведения, - доктор, он, несмотря ни на что, сохраняет в себе ощущение свободы, способность мыслить и любить. Но он не может жить в мире зла и насилия. Его смерть символична. Но Пастернак утверждает мысль, что дух человека остаётся жить и после смерти. Поэтому роман завершается стихами Юрия Живаго, которые несут свет высокой духовности и тем самым отрицают темноту и мрак жестокости.

Пастернак - лучшие традиции Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Фета, Гейне и Мицкевича. Он создавал философскую поэзию, насыщенную сложными вопросами эпохи, которые разрешал, прежде всего, с моральной позиции.

В творчестве Пастернака мы находим и отражение жизни в его реальных формах, и символические знаки, и футуристические поиски, и романтические мечтания, и импрессионистические зарисовки. Поэтому поэт не умещается в пространство одного какого-то метода или направления. Его творчество достаёт вершин мирового искусства и ставит автора на почётное место среди классиков ХХ столетия.

Мир Пастернака, явленный в его творчестве, ещё ждёт всестороннего исследования.

Список литературы.

1. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.

2. Архангельский А. “ И только в том моя победа”. // Дружба народов. 1987, №4. С.263-266.

3. Баевский В.С. Борис Пастернак – Лирик: Основы поэтической системы. Смоленск, 1993.

4. Бак Д.П. “Доктор Живаго”. Б.Л.Пастернака: функционирование лирического цикла в романном целом. // Пастернаковские чтения. Пермь, 1990.

5. Бахнов Л.В. С разных точек зрения Доктора Живаго. Москва, 1990.

6. Бердлев Н. Самопознание. Москва, 1990.

7. Берёзов Р. Свеча горела // Р Берёзов. Лебединая песня. Москва, 1991. С. 266-268.

8. Борисов В.М. Пастернак Е.Б. Материалы к творческой истории романа Б.Пастернака “Доктор Живаго”. // Новый мир. 1988, №6, С. 205-248.

9. Борисов В.М. Имя в романе Б.Пастернака “Доктор Живаго”. // “Быть знаменитым некрасиво…” Пастернаковские чтения. Москва, 1992.

10. Вильмонт Н.Н. О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли. Москва, “Советский писатель”, 1989.

11. Вегорек А. Литературные традиции в прозе Бориса Пастернака 20-30-х г.г. // Идейно-художественное многообразие советской литературы 60-80-х г.г. Москва, 1991, С. 48-54.

12. Верникович О. Две вьюги. // Новая юность. 1994, №4. С. 180-189.

13. Воздвиженский В.Т. Проза духовного опыта. // Вопросы литературы. 1988, №9, С. 82-102.

14. Вознесенский А. Свеча и метель. // Правда. 1988. 6 июня. С. 4.

15. Вознесенский А. Благовещизм поэта // Литературная газета. 1990. 7 февраля, №6. С. 5.

16. Воробьёв К. Свеча человечности и правды. // К.Воробьёв. Заметы сердца: из архива писателя. Москва, 1989. С. 61-63.

17. Газизова А.А. Синтез Живаго со смыслом (размышления о прозе Бориса Пастернака). Москва, 1990.

18. Гаспаров Б.М. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа “Доктор Живаго”. // Дружба народов, 1990, №3. С. 223-242.

19. Гордин Я. Поэт и хаос. // Нева. 1993, №4. С. 211-263.

20. Горелов П. Размышления над романом. // Вопросы литературы, 1988, №9, С. 54-81.

21. Горелик Л. “Пушкинский миф о метели” в повести Пастернака “Детство Люверс”. // Русская филология: учёные записки. Смоленск, 1994. Том 1. С. 256-278.

22. Гусев В. Стихия и праздник жизни. // Литературная Россия. 1987, №43, 23 октября. С. 7.

23. Гусев В. Дума об идеале. // Неоконченные споры: Литературная полемика. Москва, 1990. С. 90-104.

24. Дубровина И.М. С верой в мировую гармонию. Образная система романа “Доктор Живаго” // Вестник Московского университета. Серия 9. Москва, 1996, №1. С. 103-113.

25. Зайцев Б. Вечность. // Слово. 1990, №2. С. 50-51.

26. Исупов К.Г. “Доктор Живаго” как риторическая эпопея (об эстетической философии Б.Л.Пастернака). // Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992.

27. Ивинская О. Годы с Борисом Пастернаком. В плену времени. Москва, “Либрис”, 1992.

28. Ким Е. Своеобразие сюжета и композиции в романе Б.Пастернака “Доктор Живаго”. // автореферат К.Ф.Н. / Москва, 1997.

29. Ким Е. Об особенностях организации повествования в романе Б.Л.Пастернак “Доктор Живаго”. // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1997, №3. С. 20-32.

30. Колеров М.А. Не мир, но меч. СПб., 1996

31. Кондаков И.В. Роман “Доктор Живаго” в светской традиции русской культуры. Известия АН СССР. Серия: литература и язык. Москва, 1990, т. 49, №6. С. 527-540.

32. Константин, архимандрит (Зайцев). Несколько мыслей по поводу романа Пастернака. // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. Москва, 1991. С. 432-445.

33. Кузнецова М. Так начинают жить стихом. (О поэзии Пастернака к 100-летию). // Библиотекарь. 1990, №2. С. 56-57.

34. Кушнер А. “И чем случайней, тем верней”. // Аврора. 1990, №2. С. 12-21.

35. Лавров А.В. “Судьбы скрещенья”: теснота коммуникативного ряда в “Докторе Живаго”. // Новое литературное обозрение. Москва, 1993, №2. С. 241-255.

36. Летнёв А. Борис Пастернак. (К выходу поэмы “1905 год”). // А.Летнёв. Литературные будни. Москва, 1989. С. 310-313.

37. Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л.Пастернака “Доктор Живаго”. // Б.Пастернак. Доктор Живаго. Повести. Фрагменты прозы. Москва, “Советский писатель”, 1989. С. 5-16.

38. Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л.Пастернака “Доктор Живаго”. // Новый мир. 1988, №1. С. 5-10.

39. Лобыцина М. Кто вы, доктор Живаго? // Знамя. Москва, 1993, №5. С. 204-208.

40. Лобыцина М.В. Герой и прототип в романе “Доктор Живаго”. // Начало: сборник работ молодых ученых. Москва, 1993. Вып.2, С. 210-216.

41. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. Москва, 1996.

42. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. Москва, 1994.

43. Магомедова Д. Соотношение лирического и повествовательного сюжета в творчестве Пастернака // “Быть знаменитым не красиво…” Пастернаковские чтения. Москва, 1992.

44. Маневич Г.И. “Доктор Живаго”, как роман о творчестве. // Оправдания творчества, 1990. С. 61-135.

45. Маргвелашвилли Т.С. С бурей и ветром в лад. // Единство. 1972, №5. С. 343.

46. Масленникова З.А. Портрет Бориса Пастернака. Москва, “Советская Россия”, 1990.

47. Мир Пастернака. Москва, “Советский художник”, 1989.

48. Мережковский Д. В тихом омуте. Москва, 1991.

49. Меркулова Т.И. Об экзистенциальности художественного восприятия Бориса Пастернака. // Филологические науки, Москва, 1992, №2. С. 3-11.

50. Муравина Н. “Доктор Живаго” и его истолкователи. // Русская мысль – La pensee RUSSE – Париж, 1991, 4 октября. С. 15.

51. Муравьёва И. “Свеча горела”: “мысль семейная” в романе Б. Пастернака. // Русская мысль – La pensee Russe – Париж, 1991, 26 апреля. С. 11.

52. Озеров Л. “Припомнить жизнь”. // Советская музыка. 1990, №2. С. 23-30.

53. Озеров Л.А. О Борисе Пастернаке. // Новое в жизни, науке, технике. Серия “Литература”, Москва, “Знание”, 1990, №1.