Также к юбилею почти во всех филологических и литературно-художественных журналах было опубликовано много материалов, касающихся писателя. А “Литературное обозрение” (1990, № 2) и выпуск “Досье”
“Литературной газеты”, а также журнал “Наше наследие” (1990,№1) вообще были полностью посвящены Пастернаку. В них собраны различные публикации: письма, записи Бориса Леонидовича, воспоминания современников, фрагменты дневников, статьи, исследования, фотографии.
В юбилейный год было много газетных публикаций. В “Советской культуре” за десятое февраля 1990 года были опубликованы письма Бориса Пастернака к итальянскому издателю “Доктора Живаго” Дж. Фельтринелли.
“Литературная газета” за 31 января 1990 года напечатала фрагменты записей о Борисе, Леонидовиче Вяч. Вс. Иванова. В той же газете за 26 февраля 1992 года — материалы из архива ЦК КПСС, связанные с травлей Пастернака.
Газета “Гласность” за 27 сентября 1990 года напечатала письма Б.Пастернака к Сталину 1936 года.
В 1990 году в Москве было проведено несколько пастернаковских конференций. Материалы Межвузовской конференции, прошедшей в Перми, были опубликованы.1
В 1990 году в Одессе издан библиографический указатель “Борис Пастернак”, в котором отражены почти все юбилейные публикации. Книга составлена Г. Д. Зленко и Н. Н. Чернего.
В четвертом номере “Русской речи” за 1990 год была публикация “Борис Пастернак. Анкеты, заявления, ходатайства [автобиография] 1920 год”, составленная Е. Б. Пастернаком.
В 1993 году выходит в свет книга “Дарственные надписи на книгах” (Москва, 1993 г.)
Появляются новые издания произведений Вильяма Шекспира в переводе Пастернака.2
О. В. Ивинская публикует свои воспоминания о писателе “Годы с
Борисом Пастернаком. В плену времени.” .3
С 1993 года появляются новые издания писем Бориса Леонидовича Пастернака, Так в 1993 году в свет выходит книга писем писателя к своей жене Зинаиде Николаевне Нейгауз-Пастернак (Москва: “Дом”, 1993).
Позже печатается переписка Бориса Леонидовича с Ниной Табидзе1 Переписка с ЕвгениейПастернак печатается в журнале “Знамя” (1996 г. №№1-2)
К 105-летию Бориса Пастернака выходит статья: “Третье рождение: 100 тысяч паломников к Пастернаку.// К 105-летию со дня рождения”. (“Литературная газета” 1995, 5 февраля).
В последние годы вновь выходят сборники стихотворений: “Услышать будущего зов”. Стихотворения. Поэмы. Переводы. Проза. (Москва:
“Школа-пресс”, 1995 год); “В плену у времени”. Стихи. (Москва: “Линор”, 1996 год); Борис Пастернак. Стихи. Поэмы. Проза.//Предисловие А. П. Архангельской. (Москва: ТКО “ACT” Олимп, 1996 год).
Сейчас, хоть и реже, чем в 1988 - 1991 годы, в газетах и
журналах появляются статьи, исследования, монографии о жизни и творчестве Б. Л. Пастернака, о его произведениях. Многое уже написано, сказано, но и во многом ещё следует разобраться, многое сказать. Уже освещены многие темы и основные мотивы произведений этого автора, но что-то еще осталось не изученным. Почему-то очень мало написано о мотиве стихии, а ведь она [стихия] занимает большое место в творчестве писателя. В своей работе я хотела бы более детально разобрать, как отображается мотив стихии в произведениях Бориса Леонидовича Пастернака.
Вообще, что такое стихия?Что подразумевается под этим словом?
Стихия (от греческого stoicheion – первоначально элемент).
1) В древней натурфилософии – одно из первовеществ, основных элементов природы [например: вода, огонь, дерево, металл, земля – в древнекитайской философии: земля, вода, воздух, огонь].
2) Явления природы проявляющиеся как могущественная, разрушительная сила.1
В словаре иностранных слов даётся дополнительное толкование этого слова:
1) У древнегреческих философов – материалистов – основные элементы природы: огонь, воздух, земля и вода.
2) Явления природы, отличающиеся часто разрушительной силой (например, ураган, шторм, вулканические извержения).
3) Отсутствие организации, полная неорганизованность, бесплановость, неуправляемость (пер).
4) Окружающая привычная среда, обстановка (пер.).2
Нас интересует значение стихии как разрушительного природного явления и некой неуправляемой, неконтролируемой человеком силы.
Итак, в моей работе, при рассмотрении произведений Пастернака, речь будет идти о стихиях природы (грозе, вьюге, метели, буране, снегопаде), и о стихиях, захватывающих человека (любви, страсти, революции, стихии творческого вдохновения). Мне хотелось бы показать на примерах из текста, что все эти стихии действительно присутствуют у Бориса Леонидовича, и посмотреть, какую роль они играют в его произведениях и как взаимовязаны между собой. Так, нередко, одна стихия, чаще более глубокая, выражается другой. Например, у многих авторов революционная метель выражена метелью снежной, буря чувств в душе героя — бурей в природе. Стихии губят, являются предвестниками несчастий, а у некоторых авторов иногда выступают на стороне героев.
Мне очень жаль, что этой темой мало занимались, что ее незаслуженно забыли. Ведь в произведениях многих авторов стихия играет далеко не последнюю роль, зачастую давая возможность глубже раскрыть характер героев, понять и правильно оценить их поступки.
II. ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ Мотив стихии в романе Б.Л.Пастернака “Доктор Живаго”.
1. Поэтический образ бытия в романе “Доктор Живаго”
К мотиву стихии обращались многие авторы XIX-XX веков. Через внешние проявления стихии они раскрывают внутренний мир своих героев, показывают их переживания. Стихия в произведениях нередко выступает как против человека, так и заодно с ним.
Вспомним стихотворение А.С.Пушкина “Бесы”. Там стихия зла, вьюга, пытается погубить человека.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Небо мутно, ночь мутна.
(“Бесы”)
Снег, как символ смерти. Огромная скорость — мчатся, вьются тучи, летит снег, все в движении, все пытается погубить, уничтожить. Вьюга — стихия зла:
“Эй, пошел, ямщик !” — “Нет мочи:
Коням, барин тяжело;
Вьюга мне слипает очи,
Все дороги занесло...”
(“Бесы”)
А вот в лермонтовском “Мцыри” и в “Боярине Орша” стихия
близка героям:
...Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле, —
Я убежал. О как я брат
Обняться с бурей был бы рад !
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил... (“Мцыри”)
------------//--------------
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне в замен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой?..
(Боярин Орша)
У Лермонтова герои ( Мцыри и Арсений) как бы сроднились со стихией (“и бурю братом назвал я”), они рады грозе; гроза, буря для них является символом свободы, стихия завладела их “бурным сердцем”, тогда как других стихия пугает.
Многие авторы обращались к этому мотиву, чтобы передать через стихию природы чувства, мысли, ощущения, характер героев, чтобы отразить события, происходящие вокруг. (Вспомним поэму “Двенадцать” А. Блока: Там стихия — революция, а снег, вьюга — выразители этой стихии.)
В своей работе мне хотелось бы осветить основной, проходящий через все творчество Бориса Леонидовича Пастернака мотив — мотив стихии. Это и стихия любви, и стихия революции, стихия творческого вдохновения. Это стихия огня и стихия снега, холода. Это бураны, метели, вьюги, грозы.
Стихия — разрушительная сила. И нельзя, наверное, говорить о
стихии зла и стихии добра, ибо когда добро становится стихией, оно превращается во зло. Свет свечи в романе “Доктор Живаго” — это маяк, тепло, добро, но его нельзя назвать стихией огня, это маленькое пламя само беззащитно перед стихией, она задует, загубит, сметет его. Стихия огня — это пожар, бушующий, пожирающий все кругом. Горящая свеча, огонь костра или огонь в камине — человек контролирует стихию огня, и не дай Бог ей вырваться наружу.
Или возьмем любовь — она может быть как великим счастием, так и великим бедствием. Любовь, страсть — великая стихия, которой подчиняется все вокруг, и она может долго гореть ровным пламенем свечи, согревая и освещая жизнь, а может вспыхнуть пожаром, сжечь дотла, погубить.
Любовь Юрия к Тоне — это свеча, которая согревает его жизнь, а любовь к Ларе обжигает, подчиняет, заставляет забыть обо всем, делает способным на любые поступки. Слабый, безвольный Юрий Живаго во имя любви к Ларе бежит из партизанского лагеря, во имя своей любви он, наверное впервые в жизни, принимает решение и отпускает, скорее даже отправляет, Лару с Комаровским, считая, что так ей будет лучше.
В романе “Доктор Живаго” одна стихия — революция — порождает новые и новые. И эти стихии захватывают людей, несут их, перемешивают в своем потоке, вершат их жизни.
За основу своей работы я возьму творчество Бориса Леонидовича Пастернака, и основной целью моего исследования будет его роман “Доктор Живаго”, который, на мой взгляд, является как бы итогом творчества писателя. Всю свою жизнь он шел к написанию своей “большой прозы”, которой стал этот роман, и мне кажется, будет не лишним дать историю создания этого произведения, ведь над ним Пастернак работал, словно подгоняемый некой стихией, он писал роман несмотря на все трудности и испытания, которые посылала ему жизнь.
С 1918 года Борис Пастернак неоднократно начинает писать прозу о судьбе своего поколения и каждый раз по разным причинам вынужден прекращать работу. За это время в стране происходят большие изменения, меняется и замысел автора. В письмах Пастернак нередко упоминает о своих начинаниях, он не раз говорит о творческом подъеме: “Потом я некоторое время поработаю свое, для себя... Мне хочется написать пьесу и повесть, поэму в стихах и мелкие стихотворения. Это настроение, может быть, предсмертное, последнего года и последних довоенных месяцев, которое еще ярче разгорелось в войну”.1