Смекни!
smekni.com

Борис Пастернак (стр. 1 из 12)

Содержание

I Введение

II Главная часть. Мотив стихии в романе Б.Л.Пастернака “Доктор Живаго”

1. Поэтический образ бытия в романе “Доктор Живаго”

2. Гуманистический смысл цикла “Стихотворения Юрия Живаго”

III Выводы

Список литературы

I. Введение

Обзор литературы, посвящённой жизни и творчеству Б.Л.Пастернака.

В феврале 1990 года мир отмечал 100-летие со дня рождения

Бориса Леонидовича Пастернака – выдающегося поэта ХХ столетия. По решению ЮНЕСКО 1990 г. был объявлен годом Пастернака. Во множестве публикаций о его творчестве и судьбе воссоздан образ удивительного человека, мастера поэтической речи, художника-мыслителя в широком смысле слова. На языке искусства он стремился выразить своё понимание жизни, истории, природного мира. Погружение в историю и современные ему течения философской мысли оказало влияние на его мировоззрение, весь строй его поэтического восприятия природы и социальной действительности1 – отличает в своей работе “Б.Л.Пастернак – поиски призвания” Н.Ф.Овчинников. В письме к Жаклин де Труайяр от 1959 года, обращаясь к годам своей юности, Борис Пастернак говорит о стремлении постигать если не Вселенную, то какое-то измерение вещей, несравненно более широкое, чем личные впечатления.

Долгое время Борисом Пастернаком и его произведениями в

России, вернее в бывшем Советском Союзе, почти не интересовались. За рубе­жом печаталось много изданий стихотворений, прозы и писем Бориса Леони­довича Пастернака, причем как на иностранных, так и на русском языках.

За границей выходили в свет мемуары и монографии, писались диссертации и научные статьи о жизни и творчестве автора. Проводились даже научные конференции, посвященные Борису Леонидовичу. Но в них не могли принять участия советские пастернаковеды. Единственными русскими, кто мог участ­вовать в этих конференциях, были эмигранты.

Но с начала восьмидесятых годов ситуация начинает изменяться. В 1982 году вышел сборник прозы Бориса Пастернака “Воздушные пути” (конечно, без “Доктора Живаго”, еще запрещенного), а в 1983 году вышло второе издание этого сборника[1].

В 1988 году на страницах “Нового мира” роман “Доктор Жива­го” впервые появляется в России[2]. Его публикация была очень заметным со­бытием, однако сам роман несколько разочаровал читателя, ведь ожидалась политическая сенсация. Никто не мог понять, почему этопроизведение вызвало такую бурю негодования в свое время. Однако политическая печать в качестве подстраховки, из-за боязни переоценки художественных ценностей, запаслась аргументами о художественных “слабостях” романа. Газета “Правда” напечатала статью Д. Урнова “Безумное превышение своих сил”3. В ней автор говорил о так называемых “недостатках” “Доктора Живаго”.

После публикации в журнале стали выходить книжные издания романа. Первое издание вышло в 1988 году в Вильнюсе1, а в 1989 году в из­дательстве “Книжная палата” выходит второе издание “Доктора Живаго”. Предисловие к этому изданию было написано Е. Б. Пастернаком, а послесло­вие В. М. Борисовым.

В том же 1989 году роман издается в Куйбышеве и в издательстве “Советская Россия”, а в издательстве “Советский писатель” “Доктор Живаго” выходит с тем же послесловием В. М. Борисова и

Е. Б. Пастернака, и с вступительной статьей Д. С. Лихачева. В это издание так же была включена проза Б. Л. Пастернака 1910-30 годов2.

В шестом номере “Нового мира” за 1988 год была опубликована статья Е. Б. Пастернака и В. М. Борисова, подробно описывающая историю создания романа, с учетом многочисленных источников (писем, мемуаров, воспоминаний и т.д.)3.

В 1989-1992 годах в издательстве “Художественная литература” вышел пятитомник Бориса Пастернака.4

Выходило немало изданий стихотворений и поэм автора. Самыми важными из них были: “Избранное” в 2-х томах (Москва: “Художественная литература”, 1985 г.), подготовленное Е. В. Пастернаком и Е. Б. Пастерна­ком, и новое издание в двух томах “Стихотворения и поэмы” в Большой се­рии

“Библиотеки поэта” (Ленинград: “Советский писатель”, 1990 г.), подго­товленное В. С. Баевским и Е. Б. Пастернаком.

Также в 1990 году выходят две книги, объединяющие различные произведения Бориса Пастернака, посвященные вопросам художественного творчества— “Борис Пастернак об искусстве” (Москва: “Искусство”, 1990 г.) и “Мой взгляд на искусство” (Саратов : Издательство Саратовского уни­верситета, 1990 г.). Первая книга составлена Е. Б. Пастернаком и Е.В. Пас­тернаком, с предисловием В. Ф. Асмуса, написанным еще в 1966 году. Вто­рая книга составлена Р. А. Лихт с предисловием Е. Б. Пастернака. В книги включены статьи, заметки, выступления, предисловия, повесть “Охранная грамота”, автобиографический очерк “Люди и положения” и письма разных лет.

В 1991 году выходит в свет прекрасно изданная, отпечатанная в Германии книга, составленная Б. А. Кацем — “Раскат импровизаций: Музыка в жизни и творчестве Бориса Пастернака” (Москва: “Советский компози­тор”, 1991 г.). В ней объединены фрагменты писем и воспоминаний современников о Борисе Леонидовиче, отрывки из монографии Е. Б. Пастернака об отце, и все, что в творчестве, окружении и в самой эпохе Пастернака, так или иначе, связано с музыкой. В издании много репродукций и фотографий.

Важное значение приобретает издание трех книг писем Бориса Пастернака.

Первая — “Из писем разных лет”. (Москва: “Правда”, 1990 г.), составленная Е. Б. Пастернаком в основном из не публиковавшихся ранее писем.

Вторая — “Р. М. Рильке, Б. Л. Пастернак, М. Цветаева. Письма 1926 года”. (Москва; “Книга”, 1990 г.). Она была подготовлена К. М. Азадовским, Е. Б. Пастернаком и Е. В. Пастернаком. Переписка этих трех авторов и раньше не­однократно издавалась во многих странах, на разных языках.

И третья — “Переписка Бориса Пастернака”. (Москва: “Художе­ственная литература”, 1990 г.) со вступительной статьёй Л. Я. Гинзбург. Во вступлении анализируются основные черты пастернаковской переписки, и предлагается концепция творческого самоопределения Бориса Пастернака. Составители (Е. Б. Пастернак и Е. В. Пастернак) включили в книгу большую часть переписки автора с двоюродной сестрой О.М. Фрейденберг, переписку с М. Горьким, М. Цветаевой, А. Эфрон, Н. Тихоновым, полностью опублико­вана переписка с В. Т. Шаламовым.

Часто публиковались письма в журналах и газетах. Например, переписка с М.В. Юдиной1 , а также очень интересные переводы писем к Жаклинде Пруайар, французской исследовательнице и переводчице опубликованные в №1 журнала “Новый мир”. Хорошая под­борка писем Б. Л. Пастернака из Марбурга за май-август 1912 года публико­валась в ежегоднике “Памятники культуры. Новые открытия. 1989.” (Моск­ва: “Наука”, 1990 г.)

Издательство “Радуга” в 1990 году публикует стихотворные пе­реводы из европейской поэзии Б. Пастернака, которые входят в книгу “Зару­бежная поэзия в переводах Б. Л. Пастернака”. Составители этого замечательного сборника — Е. Б. Пастернак и Е. В. Пастернак, комментарии Л. М. Аринштейна, А. А. Гугнина, В. Т. Середы.

Переводы из поэзии народов бывшего СССР собраны в книге

Не я пишу стихи”1 , составленной Е. С. Левитиным.

Печаталось много воспоминаний о Борисе Леонидовиче Пастер­наке. В 1989 году были выпущены мемуары литературоведа и переводчика Н. Н. Вильмонта “О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли”. (Москва:

“Советский писатель”, 1989 г.), а также отдельным изданием вышли дневни­ки 3. А. Масленниковой “Портрет Бориса Пастернака” (Москва: “Советская Россия”, 1990г.)

К столетию автора появляется очень много журнальных публи­каций. Печатаются фрагменты воспоминаний жены Пастернака — Зинаиды

Николаевны (“Нева” 1990, Ж 2, 4.), отрывки из воспоминаний друга Бориса Леонидовича К. Г. Локса, дневники Я. 3. Черняка, А. К. Тарасенкова, Е. Ц. и К. И. Чуковских (“Вопросы литературы” 1990, № 2), отрывки из дневников Л. К. Чуковской, воспоминания М. К. Поливанова и Э. Г. Герштейн (в “Лите­ратурном обозрении” 1990, № 2.). Вообще же второй номер “Литературного обозрения” за 1990 год полностью посвящен Борису Пастернаку.

Опубликованы дневники Л. В. Горнунга (“Литературное обозре­ние” 1990, № 5), воспоминания Вяч. Вс. Иванова (“Согласие” 1990, №1).

Большое значение имело издание первой советской монографии, посвященной жизни и творчеству Б. Л. Пастернака, написанной Е. Б. Пастернаком “Борис Пастернак: материалы для биографии” (Москва: “Советский писатель”, 1989 г.). В книге используется огромное число писем, мемуарных свидетельств, в том числе и устных. Содержательная рецензия Л. Флейшмана на эту книгу была опубликована в “Новом мире” за 1991 год № 5.

Издательство “Советский писатель” выпустило монографию В. Альфонсова “Поэзия Бориса Пастернака” (Ленинград, 1990 год). Это литера­турно-критический разбор творчества Б. Пастернака от первых сборников до стихотворений последних лет.

Появление многих изданий произведений Б. Пастернака, а также работ, посвященных ему, было приурочено к столетию со дня рождения ав­тора. Торжества, посвященные Пастернаку, начались еще в декабре 1989 года в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина с открытия выставки “Мир Пастернака”, подготовленной Е. С. Ле­витиным. В том же 1989 году был издан каталог “Мир Пастернака”1 .В этом каталоге содержится подробное описание экспонатов с полным воспроизве­дением текстов писем, дарственных надписей. Также несколько статей, в том числе работа Л. Я. Гинзбург “О раннем Пастернаке”, статья Вяч. Вс. Ивано­ва “Колыхающийся занавес” и работа Д. ди Симпличио “Борис Пастернак и живопись”. В последней рассматривается творческая позиция отца поэта -художника Леонида Пастернака - для исследования поэзии, прозы и эстетических концепций самого Бориса Пастернака. В книгу также входит статья Е.С. Левитина “Биографическая канва Бориса Пастернака”. Она дополняет ка­талог и превращает его в своего рода материалы к биографии жизни и твор­чества Бориса Леонидовича.