Смекни!
smekni.com

Чаадаев в глазах современников (стр. 3 из 4)

Можно предположить, что одобрение ФП ближайшими друзьями придало сил Чаадаеву, вследствие чего он с середины 1831 г. стал бывать в московском обществе и, в частности, в английском клубе.

Это благотворно сказалось на его здоровье, ведь уже в течение нескольких лет Чаадаев тяжело болел, он совсем угас состарился и похудел, на что и жаловался в то время А.С.Грибоедову.

Московский английский клуб порекомендовал П.Я. в качестве лекарства его врач, профессор Альфонский, которому, как и всем другим врачам, Чаадаев доставил немало хлопот.

А.И.Тургенев в письме к брату Н.И. предположил, что Чаадаеву нужно "рассеяние" и хорошее обхождение. Чаадаев просил почаще его навещать. Петр Яковлевич в изнеможении и нуждается в собеседнике.

А.И.Тургенев пишет: "не с кем ему отвести душу сердечным разговором, о предметах, кои занимают ум, душу и время его, т.е.

высшими думами о религии и о церкви" (2 июля 1831 г.).

Чаадаев лихорадочно ищет собеседников, заводит активную переписку, сам стал завсегдатаем английского клуба. Он хочет общаться, делиться мыслями, спорить. Было ли это результатом почти четырех лет отшельничества или все же желанием донести до слушателя результаты своих философских исканий? Наверное все это так. В октябре 1831 г. Петр Яковлевич пишет брату об объемах своей переписки и горе дел. Чаадаев воскрес и хочет жить! Он с удовольствием откликается на предложение Пушкина "потолковать" и сразу изливает на него лавину идей, мыслей и афоризмов.

Он пишет письмо Шеллингу, которое невероятными путями при участии многих посредников доставляется адресату. Благодарит философа-учителя, с которым познакомился летом 1825 года в Карлсбаде, а с его трудами и еще раньше, за влияние, оказанное на него, и побудившее серьезно заняться философской системой.

Кроме письма Чаадаев, в знак благодарности, отправляет ему посылку с "Евгением Онегиным", почтовой бумагой с видами Москвы и Петербурга, а также с "Философическими письмами".

Благодаря многочисленным пересылкам посланий, Чаадаев получает ответ от Шеллинга уже через год. Ответ сухой, краткий и ясно показывал, какого высокого мнения о себе Шеллинг. При этом,он, естественно, был написан в вежливой форме.

Летом 1833 года Чаадаев решает возобновить гражданскую службу по части образования. Граф А.Х.Бенкендорф предлагает ему свое покровительство и обещает замолвить за него словечко перед императором. Петр Яковлевич пишет Николаю прошение о приеме на службу, однако не сдержав себя излагает целую диссертацию об образовании в России и намекает на пороки в системе подборе кадров того времени. Тогда Чаадаева спас Бенкендорф, вернув письмо обратно и не показав Государю. Тот предлагал Чаадаеву службу, но лишь по министерству финансов. После П.Я. бросил эту безумную затею.

В 1835 году Чаадаев в письме к А.Тургеневу просит его выбросить в огонь первоначальный набросок ФП. Он сообщает, что переделал их чтобы они могли "без стыда появиться перед публикой цивилизованного мира".

Трудно сказать, что побудило Чаадаева изменить ФП:

прогремевшая революция во Франции, или, как он сам говорил А.Тургеневу, убийственная критика со стороны графини Ржевской,исправлениями которой он был сражен. Сам он ставил ее симпатии чрезвычайно высоко Здесь уместно будет рассмотреть весьма странные отношения Чаадаева с женщинами. Он сам называл себя философом женщин. В прочитанных им книгах немало следов внимательного изучения женской психологии и физиологии,позволяющих раскрыть содержание такой оценки.

Б.Н. Тарасов так интерпретировал чаадаевские высказывания:

"это и рождающий и кормящий пол, несущий своих младенцев к алтарям и вдохновляющий в них религиозные чувства, мирный пол, держащий в своих руках иголку и нитку, а не ружье и шпагу, утешающий больных, а не проливающий кровь ближних. В природной женской пассивности и сердечной предрасположенности к самоотречению автор "Философических писем" видел залог развития способности покоряться "верховной воле", чтобы лучше различать голос "высшего разума" и пропитаться "истинами откровения". Женское для Чаадаева является в известной степени антропологическим преломлением религиозного и послушным орудием провидения".

Нетрудно догадаться, что перед собой Чаадаев видел прежде всего пример в лице декабристов и это сказалось на его мыслях.

Чаадаев, положительно, жизнь свою проводил в окружении дам.

Так, в ноябре 1836 года начальник московского жандармского округа генерал С.В.Перфильев доносил А.Х.Бенкендорфу: " Чеодаев особенно привлекал к себе внимание дам, доставляя удовольствие в беседах и передавя все читаемое им в иностранных газетах и журналах и вообще вновь выходящих сочинениях с возможною отчетливостью, имея счастливую память и обладая даром слова.<...> Чеодаев часто бывает : у Е.Ф.Муравьевой, Ушаковой, Нарышкиной, Пашковой, Раевской и у многих других".

К этому списку можно добавить имена М.Бравуры,Е.Д.Свербеевой, А.С.Норовой, Е.Д.Пановой, Е.Г.Левашевой. Этих имен нет среди перечисленных генералом вероятно потому, что именно с ними Чаадаев беседовал на философские темы и эта жизнь не афишировалась.

В письме к А.Тургеневу Чаадаев сокрушается, что "все умные женщины уезжают отсюда. Орлова уезжает; Бравура уезжает; Елагина уезжает;княгиня Мещерякова уехала"...

Общение с умными женщинами было чуть ли ни единственным источником сил Чаадаева.

Широко известна переписка с многими из них. Чаадаев с легкостью увлекает собеседницу в дебри философии. Чаще они обращались за помощью, за утешением, но подчас становились и серьезными оппонентами, критикуя П.Я. Эти беседы составляют костяк переписки Чаадаева 1831 - 1855 гг.

Вместе с тем Чаадаев "работал" и на другой фронт- славянофилы и близкие к ним. Он переписывался с Погодиным П.П., Аксаковым К.С.,Хомяковым А.С., КиреевскимИ.В.

В 1836 году Надеждин находит и печатает первое ФП без уведомления автора. Узнав, Чаадаев увидел в этом намек Провидения и дал свое согласие на публикацию. Он считал, что идея с двухтысячелетней историей, чтимая, проповедуемая тысячею высокими умами, тысячею святыми, должна была увидеть свет и у нас.

Публикация вызвала большой шум. Как ни странно, публичность схватила Чаадаева за ворот, по его словам, в самое неожиданное время.

В это же время активизируется переписка с друзьями, он сообщает об обыске и конфискации его личных бумаг, о реакции общества на поднявшийся шум, жалуется (А.И.Тургеневу) на море сплетен, заливающих его.

Удивительно, но волна преследования захватила и ни в чем не повинного человека - Е.Д.Панову. Чаадаев безуспешно пытается ее оправдать - Панову отправляют в психиатрическую лечебницу.

Поначалу Чаадаев называет все случившееся "приключением". Он считает, что правительство могло поступить с ним несравненно хуже, что оно отнеслось весьма снисходительно.

Вот что он пишет брату в феврале 1837 г.: " странно однако ж,что сочинение в продолжение многих лет читанное и перечитанное в подлиннике, где, разумеется, каждая мысль выражена несравненно сильнее, никогда никого не оскорбляло, в слабом же переводе всех поразило!

Это, я думаю, должно отчасти приписать действию печати:

известно, что печатное легче разбирать писанного.<...> Письмо написано было не для публики, с которою я никогда не желал иметь дела, и это видно из каждой строки оного; вышло в свет оно по странному случаю, в котором участие автора ничтожно; журналист,очевидно, воспользовался неопытностью автора в делах книгопечатания, желая, как он сам сказывал, "оживить свой дремлющий журнал или похоронить его с честью"; наконец, дело все принадлежит издателю, а не сочинителю, которому, конечно, не могло прийти в голову явиться перед публикою в дурном переводе.<...>Итак, правительство преследует не поступок автора, а его мнения.

Тут естественно приходит на мысль то обстоятельство, что эти мнения, выраженные автором шесть лет тому назад, может быть,совершенно противоречит прежним его мнениям , но об этом,по-видимому, правительство не имело времени подумать, и даже,второпях, не спросило автора, признает ли он себя автором статьи или нет". Далее П.Я. сожалеет о данном им легкомысленном согласии на публикацию, однако недоумевает: соразмерно ли наказание и преступление?

Но, Чаадаев превозмог себя и отнесся ко всему этому, лишь как к подтверждению мыслей, высказанных в ФП.

Он играл свою роль превосходно, однако говорил, что "Многое я потерял невозвратно, что многие связи рушились, что многие труды останутся неконченными, и наконец, что земная твердость бытия моего поколеблены навеки".

Чаадаев страдал и оттого, что ему разрешалось гулять только раз в сутки, что его бумаги конфискованы и оттого, что ежедневно к нему приезжают лекари из психиатрической лечебницы. Впрочем,последнее скоро уладилось и его стал навещать старый его приятель,врач Гульковский. Чаадаева утешало хорошее отношение к нему хозяев Левашевых и дружба старых знакомых.

Этот случай, пожалуй, и принес Чаадаеву всероссийскую известность , вследствие чего он стал упоминаться многими правозащитниками, критиками и публицистами, прецедент самодержавного беззакония. Он активизировал полемику П.Я. Чаадаева с оппонентами.

Он, в конце концов, придал Чаадаеву скандальную славу философа-ненавистника России.

Здесь хотелось бы упомянуть о реакции на публикацию в Отечественной войны 1812 года и ветерану сражений с Наполеоном казалось особенно горьким встретить ее Чаадаевским "письмом". В 30-х годах Давыдов был обуреваем сложными и противоречивыми воззрениями. Они нашли свое отражение в нашумевшей "Современной песне", где и выразил Давыдов свое отношение к Чаадаеву.