Смекни!
smekni.com

Чаадаев в глазах современников (стр. 4 из 4)

"Ветеран" Давыдов с его патриотизмом на дух, как говорится,не принимал "ветерана" Чаадаева с его патриотизмом.

23 ноября 1836 года Д.Давыдов в письме к Пушкину называет ФП "пасквилем на русскую нацию", а самого Чаадаева "весьма умным шарлатаном в беспрерывном пароксизме честолюбия". Письмо полно оскорбительных, издевательских высказываний в адрес Чаадаева.

А.А.Лебедев пишет об этом послании: "Это написано Давыдовым ДРУГУ Чаадаева Пушкину уже после того, как Чаадаев был официально репрессирован "назначением в сумасшедшие". Какая злоба,злорадство! И, к слову сказать, куда, в какую сторону от Чаадаева толкает Пушкина здесь Давыдов. Можно, конечно, сказать, что Пушкина Давыдову куда-либо толкать был напрасный труд. Да нет. Пушкин в ту пору был в кризисном состоянии души - Давыдов подгадывал попасть в то своему адресату..." (А.А.Лебедев Честь,М.,1989).

То, что наговорил Денис Давыдов о Чаадаеве Пушкину, могло по тем временам послужить более чем достаточным поводом для дуэли. Но дуэль была невозможна. Во-первых потому, что дуэль с человеком,официально квалифицированным в качестве невменяемого, - дело почти мистическое, а во-вторых, по той простой причине, что для Чаадаева Денис Давыдов не существовал. На уровне понятий об "истинном честолюбии" Чаадаева " гусаренье Давыдова совершенно мизерно. И,возможно, Давыдов Это чувствовал - отсюда, похоже, тон едва ли не личной задетости, который прорывается в письме к Пушкину.

Фигура Чаадаева, пограничная, на свой лад, С ЕГО понятиями чести и патриотического достоинства могла бы найти себе антагониста именно в пограничной на свой лад фигуре Дениса Давыдова С ЕГО понятиями чести и патриотического достоинства.

Только вот антагонист этот, похоже, и сам уже догадывался о своей несостоятельности и потому деловито фальшивил.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чаадаев, известный широкой публике лишь как автор письма в неcколько cтраниц ... оcтаетcя тем не менее в иcтории умcтвенного развития Роccии как человек, поcтавивший новые вехи на пути прогресса. из вcех руccких он был наиболее непримиримым отрицателем и имел редкое мужеcтво жить cообразно cвоему образу мыслей.

Н.И. Cазонов

Н.И. Сазонов так отзывается о Чаадаеве: "В России, в царствование Николая, когда правду нельзя было ни печатать, ни говорить, ни даже думать, когда за правду ссылали в Сибирь,отправляли на Кавказ, Сажали в Шлиссельбург, Чаадаев говорил всегда и всем правду.

Возвращение к нам творческого наследия Чаадаева в полном его объеме стало возможным во многом благодаря изданию в 1991 г.

полного собрания сочинений и избранных писем Чаадаева. Данное издание содержит в себе богатый справочный аппарат, в котором использованы материалы из архивов, примечания Д.И.Шаховского и Б.Н. Тарасова.

Всевозможные перекрестные ссылки дают возможность охватить широкий круг вопросов, касающихся исследуемого предмета.

В издании помещается объемная вступительная статья, дающая ясное представление об эволюции философских воззрений Чаадаева.

Однако это издание не может служить также и книгой о Чаадаеве, скорее это, помимо собственно сочинений П.Я., является справочником, к помощи которого прибегают, чтобы углубиться в какой-то отдельный вопрос, или чтобы тщательно изучить все материалы. Читать его невозможно. Нам же не хватает именно книги о Чаадаеве , в которой художественно описывается жизнь мыслителя.

Меньше цифр, фактов, ссылок и дат.

К сожалению, я не имел возможности познакомиться с книгами Б.Н.Тарасова, посвященными Чаадаеву. Они, возможно и могли бы претендовать на роль художественного повествования о жизни Чаадаева.

Многогранный и, пожалуй, достаточно обширный материал о Чаадаеве нам может дать эпистолярное наследие многих наших соотечественников. Возможно, издание сборника воспоминаний и отзывов многих русских мыслителей, общественных деятелей о Чаадаеве заполнило бы ту пустующую нишу, которую должен занимать образ Чаадаева, сложившийся в сознании русской интеллигенции.

Этот образ, безусловно, противоречив и многолик, ибо сам Чаадаев был учителем, точкой опоры и предтечей для множества русских мыслителей, принадлежащих, подчас к противоположным течениям. Можно упомянуть о двух характерных направлениях философской мысли: "веховцах", прямых последователях П.Я.Чаадаева и их противниках, учениках Бакунина и Чернышевского, анархистах и социалистах. И те и другие испытали на себе сильнейшее влияние идей Чаадаева. Скорее всего парадокс в самом Чаадаеве, впервые поставившем перед современниками и потомками вопросы, касающиеся судьбы России.

Точных ответов не может быть, ибо ход времени не дает нам возможности рассматривать историю России как завершенный процесс,будущее готовит нам неизвестные еще перемены, а может и подтвердит Чаадаевские мысли. Именно поэтому хотелось бы рассмотреть связь,если таковая просматривается, между П.Я. Чаадаевым и каждой отдельной эпохой. Очевидно, что эта проблема не потеряет актуальности и в будущем.

ПЛАН

1. Введение - обоснование темы;

2. Эпистолярный жанр в русском обществе первой половины Х1Х века и место в нем наследия П.Я.Чаадаева;

3. Письма 1807-1826 годов

! Письма из-за границы;

4. Возвращение в Москву;

Годы отшельничества;

Письма 1826-1856 годов;

! "Философические письма";

! Чаадаев - философ женщин;

! Публикация ФП в "Телескопе" в октябре 1836 года;

! Сумасшествие Чаадаева;

! Влияние, оказанное им на формировавшуюся русскую интеллигенцию;

! Письма 1838-1856 годов;

5. Заключение;

Роль Чаадаева и его идей в формировании нравственного облика русской интеллигенции;

Отношение к источникам;

Перспективы изучения наследия П.Я.Чаадаева.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. П.Я.Чаадаев ПСС и избранные письма//Наука,М.,1991г.

2. Н.О.Лосский История русской философии//М.,1991;

3. А.А.Лебедев Честь//М.,1989;

4. Н.А.Бердяев О русской философии;

5. А.И.Герцен Юная Москва, Не наши /из "Былого и дум"/;

6. Ю.Н.Тынянов Смерть Вазир-Мухтара,

Безыменная любовь,

Пушкин и Кюхельбекер,

Сюжет "Горя от ума";

7. Сборник "Вехи",1909;

8. Сборник "Из глубины",1918;

9. Сборник "Наше отечество",1991;

10. В.И.Ленин "О Вехах",ПСС,т.1