Тема «внутреннего человека» вносит определенные коррективы в понимание проблемы взаимоотношения людей между собой. Мировое зло, которым отравлен социальный организм – это, прежде всего, внутреннее зло. Св Тихон Задонский говоря о смирении, сравнивает общественное устройство, основанное на христианских принципах отношения людей между собой, с взаимодействием друг с другом частей одного тела: «к единому таинству святейшей Евхаристии приступаем вси; вси нарецаемся христиане от единого Христа…Когда вси едино есмы, как уды в теле, то почто одному другого призирать и уничтожать?»25 . Он создает в своих творениях примечательный образ ложного христианина-мучителя, вскрывающий действительную сущность социального среза жизни. По сути, понимание Ф. М. Достоевским принципов существования человеческого общества сопряжено с проблемой истинного и ложного христианства. Острота переживания в его произведениях поступков героев напрямую связана с пониманием того, что судьбы мира обусловлены «внутренним устроением» человека. Сопровождающие его жизнь духовные катаклизмы – «роковые минуты» бытия. Перемещая акцент понимания стоящих перед ним проблем из сферы внутренней во внешнюю, человечество совершает самую глубокую и непоправимую ошибку в своей истории.
Искаженное представление о «страннике» и «странничестве» прослеживается во взгляде на эту проблему Н.А.Бердяева. Сфера, где пролегли пути его странников, – «воздушная». Там же «собралися» невесомые и безобразные духи, кружащие по бездорожью путешественника, сбившегося с пути в «Бесах». Н. А. Бердяев замечает: «Странник самый свободный человек на земле. Он ходит по земле, но стихия его воздушная... Странник – свободен от «мира», и вся тяжесть земли и ремней жизни свелась для него к небольшой котомке на плечах»26.
По поводу «невесомой котомки» вспоминается притча А. П. Сумарокова «Мужик с котомой» о Свинценосце, несшем «пуда три На продажу свинцу в небольшой котоме».
Традиции христианской письменности, отразившиеся в «Страннике» А.С. Пушкина, характер художественного осмысления темы «странничества» в творчестве Ф. М. Достоевского позволяют определить тот круг проблем и текстов, разделенных временем и границами различных исторических эпох, стран и народов, которые соединила в одно целое в этой теме, столь важной для русской художественной литературы и философской мысли, питающейся от нее, христианская культура.
Список литературы
1 Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1994. Т. 4. С. 47.
2 Там же. С. 48.
3 Там же. С. 50.
4 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30-ти т., Л., 1976. Т. 10. Далее сноски на это издание даны в тексте указанием в скобках тома и страницы.
5 Бунин. И. А. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 6. М., 1988. С. 6.
6 Там же. С. 12.
7 Там же. С. 5.
8 Там же. С. 30–31.
9 Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 1. С. 382 (383).
10 Там же. Т. 2. С. 318.
11 Там же. Т. 1. С. 391.
12 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокиския. Ч.1. М., С. 21.
13 Там же. С.72.
14 Златоструй. Древняя Русь X(XIII. М., 1990. С. 166.
15 Там же. С. 167(168).
16 Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Т. 4. С. 49.
17 Там же. С. 55
18 Там же. Т. 5. Записки о святителе Тихоне Задонском. С. 31.
19 Флоровский Г. В. Восточные Отцы V(VIII веков. С. 141.
20 Карташев А. В. Церковь, история, Россия. Статьи и выступления. М., 1996. С. 50.
21 Там же. 51.
22 Карташев А. В. Церковь, история, Россия. Статьи и выступления. С. 58.
23 Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. Т.2. С. 417
24 Цит. по Казанский П. С. История православного монашества на Востоке. М. 2000. С. 7(8).
25 Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Т. 4. С. 243.
26 Бердяев Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990. С. 17.