Смекни!
smekni.com

Толстой Путь жизни (стр. 8 из 75)

«Все это сделано для моего блага, – говорит такой человек. – Благодарю за него и больше ничего не спрашиваю».

3

То, что мы называем Богом, мы видим и в небесах и в каждом человеке.

Посмотришь зимней ночью на небо и увидишь звезды, звезды, звезда за звездой, и конца им нет. И когда подумаешь, что каждая из этих звезд во много‑много раз больше той земли, на которой мы живем, и что за теми звездами, какие мы видим, еще сотни, тысячи, миллионы таких же и еще больших звезд, и что ни звездам, ни небу конца нет, то поймешь, что есть то, чего мы понять не можем.

Когда же заглянем в себя и видим в себе то, что мы называем собою, своей душой, когда мы видим в себе что‑то такое, чего мы так же понять не можем, но что знаем тверже, чем все другое, и через что знаем все, что есть, то и в своей душе мы видим что‑то еще более непонятное и великое, чем то, что видим в небесах.

Вот это‑то, то, что мы видим в небесах, и то, что сознаем в самих себе – в своей душе, мы и называем Богом.

4

Во все времена, у всех народов была вера в то, что какая‑то невидимая сила держит мир.

5

У древних сила эта называлась: всемирный разум, природа, жизнь, вечность; у христиан эта сила называется – дух. Отец, Господь, разум, истина.

Мир видимый, переменный, как бы тень этой силы.

Как Бог вечен, так и видимый мир, тень его, вечен. Но видимый мир только тень. Истинно существует только невидимая сила – Бог.

Сковорода

6

Есть существо, без которого не было бы ни неба, ни земли. Существо это спокойно, бестелесно, свойства его называют любовью, разумом, но само существо не имеет имени. Оно самое отдаленное и самое близкое.

Лао‑Тсе

7

У одного человека спросили: почему он знает, что есть Бог? От отвечал: «Разве нужна свеча, чтобы видеть зарю?»

8

Если человек считает что‑либо великим, то это значит, что он не смотрит на вещи с высоты Бога.

Ангелус Силезиус

9

Можно не думать о том, что такое весь мир без конца во все стороны и что такое моя душа, которая знает сама себя; но если только подумать об этом, то нельзя не признать того, что мы называем Богом.

10

Есть в Америке от рождения слепая, глухая и немая девочка. Ее выучили ощупью читать и писать. Когда учительница ее объяснила ей, что есть Бог, девочка сказала, что она всегда знала, но только не знала, как это называется.

ВОЛЯ БОГА

1

Мы узнаем Бога не столько разумом, сколько тем, что чувствуем себя во власти Его, вроде того, что чувствует грудной ребенок на руках матери.

2

Ребенок не знает, кто держит, кто греет, кто кормит его, но знает, что есть этот кто‑то, и мало того, что знает, – любит того, во власти кого он находится. То же и с человеком.

3

Чем больше человек исполняет волю Бога, тем больше он знает Его.

Если человек совсем не исполняет воли Бога, он совсем не знает Бога, хотя бы и говорил, что знает Его, и молился бы Ему.

4

Как всякую вещь можно узнать, только ближе подойдя к ней, так и Бога узнаешь только, когда приблизишься к Нему. А приблизиться к Богу можно только добрыми делами. И чем больше приучает себя человек к доброй жизни, тем ближе узнает он Бога. И чем больше узнает Бога, тем больше любит людей. Одно помогает другому.

5

Бога мы не можем знать. Одно, что мы знаем про Него, – это Его закон, волю Его, как сказано в Евангелии. Из того, что мы знаем Его закон, мы выводим то, что существует и Тот, Кто дал закон, но Его самого мы не можем знать. Мы знаем верно только то, что в жизни мы должны исполнять данный нам Богом закон и что наша жизнь тем лучше, чем точнее мы исполняем Его закон.

6

Человек не может не чувствовать, что его жизнью что‑то делается, что он чье‑то орудие. А если он орудие чье‑то, то есть и тот, кто работает этим орудием. Вот этот тот, кто им работает, и есть Бог.

7

Удивительно, как я мог не видеть прежде той простой истины, что за этим миром и нашей жизнью в нем есть кто‑то, что‑то, знающее, для чего существует этот мир и для чего мы в нем, как в кипятке пузыри, вскакиваем, лопаемся и исчезаем.

Да, делается что‑то в этом мире, и делается всеми живыми существами, и делается мной, моей жизнью. Иначе для чего бы было это солнце, эти весны, зимы и для чего эти страдания, рождения, смерти, злодейства, для чего все эти отдельные существа, очевидно, не имеющие для меня смысла и вместе с тем живущие во всю силу, так хранящие свою жизнь, существа, в которых так крепко завинчена жизнь. Жизнь этих существ более всего меня убеждает, что все это нужно для какого‑то дела, разумного, доброго, но не доступного мне.

8

Духовное мое «я» не сродно моему телу, – стало быть, оно в теле не по своей воле, а по чьей‑то высшей воле.

Вот эта‑то воля и есть то, что мы понимаем и называем Богом.

9

Ни почитать, ни хвалить Бога нельзя. О Боге можно только молчать и служить Ему.

Ангелус Силезиус

10

Пока человек поет, кричит, при всех говорит: «О, Господи, Господи!», знай, что он не нашел Господа. Тот, кто нашел Его, молчит.

Рамакришна

11

В дурные минуты не чувствуешь Бога, сомневаешься в Нем. И спасение всегда одно, и верное: перестать думать о Боге, а думать только об Его законе и исполнять его, любить всех, – и сейчас кончается сомнение, и опять найдешь Бога.

БОГА НЕЛЬЗЯ ПОЗНАТЬ РАЗУМОМ

1

Чувствовать Бога в себе можно и нетрудно. Познать же Бога, что Он такое, – невозможно и ненужно.

2

Нельзя разумом понять, что есть Бог и что есть душа в человеке; и также нельзя понять того, что нет Бога и что нет души в человеке.

Паскаль

3

Для чего я отделен от всего остального и зачем знаю, что есть все то, от чего я отделен, и почему не могу понимать, что такое это все? Зачем мое «я» не переставая изменяется? Я не могу понять ничего этого. Но не могу не думать, что во всем этом есть смысл, – не могу не думать, что есть такое существо, для которого все это понятно, которое знает, зачем все это.

4

Чувствовать Бога может всякий, но познать Его не может никто. И потому не старайся познавать Его, а старайся, исполняя Его волю, все живее и живее чувствовать Его в самом себе.

5

Бог, которого мы познали, уже не Бог: познанный Бог уже становится таким же конечным, как мы сами. Бога нельзя знать. Он всегда непознаваемый.

По Вивекананде

6

Если глаза твои слепнут от солнца, то ты не говоришь, что нет солнца. Не скажешь ты и того, что нет Бога оттого, что твой разум путается и теряется, когда ты хочешь понять начало и причину всего.

По Ангелусу Силезиусу

7

«Зачем ты спрашиваешь об имени Моем? – говорит Бог Моисею. – Если позади того, что движется, ты можешь видеть то, что всегда было, есть и будет, то ты знаешь Меня. Мое имя такое же, как Моя сущность. Я – сущий. Я то, что есть.

Кто желает знать Мое имя, тот не знает Меня».

Сковорода

8

Разум, который можно уразуметь, не есть вечный разум; существо, которое можно назвать, не есть высшее существо.

Лао‑Тсе

9

Бог для меня это – то, к чему я стремлюсь, то, в стремлении к чему и состоит моя жизнь, и который поэтому и есть для меня, но есть непременно такой, что я Его понять, назвать не могу. Если бы я Его понял, я бы дошел до Него, и стремиться бы некуда было, и жизни бы не было. Но я Его понять и назвать не могу, а вместе с тем знаю Его, – знаю направление к Нему, и даже изо всех моих знаний это самое достоверное.

10

Странно, что я не знаю Его, а вместе с тем мне всегда страшно, когда я без Него, а только тогда не страшно, когда я с Ним. Еще страннее то, что знать Его больше и лучше, чем я Его знаю теперь, в моей теперешней жизни, мне и не нужно. Приблизиться мне к Нему можно и хочется, и в этом моя жизнь, но приближение нисколько не увеличивает и не может увеличить моего знания. Всякая попытка воображения о том, что я познаю Его (например, что Он творец или милосерд, или что‑нибудь подобное), удаляет меня от Него и прекращает мое приближение к Нему. Даже местоимение «Он», относимое к Богу, уже несколько нарушает для меня все значение Его. Слово «Он» как‑то умаляет Его.

11

Все, что можно сказать о Боге, не похоже на Него. Словами нельзя выразить Бога.

Ангелус Силезиус

О НЕВЕРИИ В БОГА

1

Разумный человек находит в себе понятие своей души, себя и души всемирной – Бога, и, сознавая невозможность довести эти понятия до полной ясности, с покорностью останавливается перед ними и не дотрагивается до покрова.

Но были и есть всегда люди с утонченным умом и ученостью, которые хотят словами выяснить понятие Бога. Я не осуждаю этих людей. Но они неправы, когда говорят, что нет Бога. Я признаю, что может случиться, что люди и хитрые проделки людей могут на время убедить людей, что нет Бога, но такое безбожие не может продолжаться. И, так или иначе, человек будет всегда нуждаться в Боге. Если бы божество проявилось нам с еще большей ясностью, чем теперь, я уверен, что люди, противные Богу, придумали бы новые тонкости, чтобы отрицать Его. Разум всегда подчиняется тому, чего требует сердце.

Руссо

2

Думать, что нет Бога, это, по учению Лао‑Тсе, все равно, что верить в то, что если дуешь мехом, то дух идет из меха, а не из воздуха, и что мех мог бы дуть и там, где не было бы воздуха.

3

Когда люди, живя дурной жизнью, говорят, что нет Бога, они правы: Бог есть только для тех, кто глядит в Его сторону и приближается к Нему. Для того же, кто отвернулся от Него и идет прочь от Него, нет и не может быть Бога.

4

Два рода людей знают Бога: люди с смиренным сердцем, – все равно, умные ли они или глупые, – и люди истинно разумные. Только люди гордые и среднего разума не знают Бога.

Паскаль

5

Можно не называть Бога, не говорить этого слова, но не признавать Его нельзя. Ничего нет, если Его нет.

6

Нет Бога только для того, кто не ищет Его. Ищи Его, и Он откроется тебе.

7

Моисей говорил Богу: «Где я найду Тебя, Господи?» – Бог ответил: «Ты уже нашел Меня, когда ищешь Меня».

8

Если войдет тебе в голову мысль о том, что все, что ты думал о Боге, неправда, что нет Бога, – не смущайся этим, а знай, что это было и бывает со всеми людьми. Но не думай только того, что если ты перестал верить в того Бога, в которого ты верил, то это сделалось оттого, что нет Бога. Если ты не веришь в того Бога, в которого верил, то это только оттого, что в вере твоей было что‑нибудь неправильное.