В Библии много и других нравственных норм: не убий; не прелюбодействуй; не кради; не лги (точнее, не лжесвидетельствуй); почитай отца и мать; накорми голодных; не оскорбляй людей; не гневайся на людей напрасно; мирись с теми, с кем поссорился; твори милостыню и не подчеркивай этого; замечай свои недостатки; оценивай людей не по их словам, а по их делам; не упивайся вином и др.
Есть и негативные моменты. Например, Библия одновременно учит верующих любить всех людей и не иметь общения с инакомыслящими. Но одно исключает другое. В данном случает верующие выбирают только одну сторону, на существование другой они не обращают внимания.
Можно сделать вывод, что религия и мораль постоянно перекликаются и дополняют друг друга. Религия освящает многие существующие моральные системы, мораль позволяет религии быть высшим регулятором человеческой деятельности.
Религия и образование (воспитание). Образование – это социальный институт, выполняющий важную экономическую, социальную и культурную функцию в современном обществе.
Образование всегда было в центре внимания правящих элит любого государства, в определенной степени контролировалось ими. В средние века религия составляла ключевой компонент образования. Чтобы быть образованным, человек того времени должен быть религиозным. В эпоху Возрождения наблюдаются постепенного вытеснения Бога из системы образования, культурным начинает считаться не религиозный, а грамотный и просвещенный человек.
В ХХ веке принцип отделения церкви от государства, создания светской школы получил законодательное оформление.
Как показала социальная практика, в современном обществе религия способна играть большую роль в образовательных и воспитательных процессах, особенно в нашей стране. Изучение таких дисциплин, как история христианства и христианская культура, история православного богословия, история религий, наряду со светскими науками, помогло бы предотвратить начавшийся разрыв социальной памяти поколений.
Искусственное противопоставление светского и религиозного знания обедняет духовный мир человека, его сознание. Упование только на научное знание никогда не сделает человека более человечным. Люди не могут стать более нравственными, не могут познать свою духовную сущность, вооружившись лишь научным мировоззрением. [11, с. 61-76]
В Законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» в ст. 9, часть 4 оговаривается взаимодействие учреждений образования и зарегистрированных религиозных организаций.
Религия и армия. Армия еще со времен княжеской дружины была неразрывно связана с церковью. С созданием регулярной армии Петром Великим ее неотъемлемой частью становятся полковые священники, призванные в суровое время поддерживать русского солдата и офицера. При полках, прежде всего гвардейских, строятся полковые храмы, часовни и церкви, причем не только православные. Священники участвовали практически во всех битвах Российской армии. После Октябрьской революции практически все связи армии и религии в Советском Союзе были разорваны. Правда, в годы Великой Отечественной войны священнослужители призвали советский народ, всех верующих на священную войну с немецко-фашистскими захватчиками, принимали активное участие в сборе материальных средств, но в армии не служили и непосредственно в боях не участвовали.
Перемены, произошедшие в последние годы ХХ века в Советском Союзе, многих европейских странах, значительно улучшили отношения между конфессиями и армией. Стали проводиться совместные мероприятия, священнослужители начали принимать участие в воинских ритуалах, военнослужащие – в восстановлении храмов. В некоторых странах ввели институты капелланов – военных священников. Некоторые ученые считают, что нельзя «разделять» армии по религиозному признаку. Это очень опасно в случае межнациональных и межконфессиональных конфликтов. [11, с. 77-78]
Сейчас нерешенными проблемами в ряде стран остаются случаи нарушения прав верующих при призыве их на военную службу. Комиссия по правам человека ООН признала право каждого отказываться от военной службы по убеждениям совести. При этом формы альтернативной службы не будут связаны со службой в боевых частях или будут иметь гражданский характер, будут общественно-полезными, и не будут носить характер какого-либо наказания.
В ряде стран, где альтернативная военная служба отсутствует, граждане, отказывающиеся от службы в армии по религиозным мотивам, привлекаются к уголовной ответственности.
Практика привлечения к административной и уголовной ответственности этой категории лиц имеет место и в Республике Беларусь. Основанием для этого являются ст. 25.5 КоАП и ст. 435 УК Республики Беларусь, которыми установлена уголовная ответственность граждан Республики Беларусь за уклонение от призыва на военную службу.
Конституционный Суд Республики Беларусь пришел к выводу, что граждане Республики Беларусь по причине религиозных убеждений не имеют возможности на практике выполнить свою обязанность по защите Республики Беларусь путем прохождения альтернативной службы в связи с отсутствием в законодательстве механизма замены военной службы альтернативной. Конституционный Суд предложил государственным органам принять соответствующие законодательные акты. На период до решения этого вопроса законодателем компетентным органам предложено создать условия для выполнения гражданами Республики Беларусь возложенной на них обязанности по защите Республики Беларусь в тех формах, которые не нарушают их религиозных убеждений. Министерство обороны предусмотрело возможность для таких лиц службу в железнодорожных войсках, порядок прохождения которой не нарушает их религиозные убеждения. Компетентными государственными органами проводится работа по подготовке соответствующего проекта закона об альтернативной военной службе.[18, с. 61-62]
Религия и гражданское общество. Гражданское общество – это общество, в котором происходит переход основных властных функций к общественным объединениям, способным создать необходимые условия для самореализации каждой личности, реализации ее потребностей и интересов. Важнейшими структурными элементами гражданского общества являются различные социальные группы и сообщества, объединенные общностью интересов и активно участвующие в общественной жизни, политические партии, средства массовой информации, церковь, профессиональные союзы и т.д. Существует мнение, что церковь еще долгое время будет занимать одно из центральных мест в формировании гражданского общества в Беларуси, обеспечивая реальное участие граждан страны в управлении общественными делами. [11, с. 78-80]
Анализ взаимоотношений государства и религии в мире свидетельствует, что существуют две модели-страны, в которых имеется государственная религия, и страны, в которых религия отделена от государства.
Институт государственной религии означает, что определенная религия юридически признается составной частью официальной организации государства. Это проявляется в том, что государство финансирует церковь, исповедующую официальную религию; утверждает акты, регулирующие внутреннюю жизнь религиозных организаций; участвует в назначении священников; признает за религиозными организациями право осуществлять некоторые государственные функции (например, регистрацию брака, рождения, смерти).
Модель, при которой религия отделена от государства, означает, что последнее не оказывает финансовой и иной поддержки какой-либо религиозной конфессии, занимает по отношению к ней нейтральную позицию, а религию рассматривает как частное право граждан. При этом религиозные объединения не вмешиваются в дела друг друга. [18, с. 58-59]
Конституции всех стран провозглашают свободу мысли и совести. Человек сам решает, каких духовных ценностей ему придерживаться. Обязательная идеология предписана только в тоталитарных странах (марксизм-ленинизм-маоцзэдунизм в Китае, мобутизм (от имени президента Мобуту) в бывшем Заире и т.д.).
Гражданин, если его религиозные убеждения противоречат несению военной службы, имеет право на замену её альтернативной гражданской службой (на тяжелых или непрестижных работах и с более длительным сроком). Верующие вправе совершать религиозные культы, которые не должны нарушать общественный порядок, мораль, использоваться в политических целях, хотя в некоторых странах, например в Польше, церковь активно участвует в политике. Церковные объединения могут обучать детей в рамках обязательной программы или факультативно, но изуверские (тоталитарные) акты, наносящие вред здоровью и калечащие людей психически, законом запрещены. Для подтверждения вышесказанного приведу выдержки из Конституций некоторых капиталистических стран:
Конституция Японии:
Статья 20. Свобода религии гарантируется для всех. Ни одна из религиозных организаций не должна получать от государства никаких привилегий и не может пользоваться политической властью.[Конституция. с. 420]
Конституция Германии от 2 августа 1919 г.:
Статья 137. (1) Государственной церкви не существует.
(2) Гарантируется свобода объединения в религиозные общества.
Статья 141. Поскольку в армии, в госпиталях, в карательных заведениях и прочих публичных учреждениях существует потребность в богослужении и попечении о душе, религиозные общества должны допускаться к совершению религиозных действий, причем всякое принуждение должно быть устранено. [15, с. 159-160]