Смекни!
smekni.com

Компромисс (стр. 3 из 25)

Был прохладный и сумрачный майский день. Над витринами кафе хлопали полотняные тенты. Алла пришла в громадном коленкоровом сомбреро. Она им явно гордилась. Я с тоской огляделся. Не хватало еще, чтобы меня видели с этим сомбреро Маринины подруги. Поля его задевали водосточные трубы. В кафе выяснилось, что оно ловко складывается. Мы съели какие-то биточки, выпили чаю с пирожными. Она держалась так, словно у нее могли быть претензии ко мне

Я спросил:

- У вас, наверное, каникулы?

- Да, - говорит, - "римские каникулы".

- Действительно, принцесса среди журналистов. Как вас мама отпустила?

- А чего?

- Незнакомый город, соблазны...

- Встречаются две мамаши. "Как же ты дочку-то отпустила?" - "А чего беспокоиться? Она с девяти лет под надзором милиции".

Я вежливо засмеялся. Подозвал официанта. Мы расплатились, вышли. Я говорю:

- Ну-с, был счастлив лицезреть вас, мадам.

- Чао, Джонни! - сказала Алла.

- Тогда уж не Джонни, а Джованни.

- Гуд бай, Джованни!

И она ушла в громадной коленкоровой шляпе, тоненькая, этакая сыроежка. А я поспешил в редакцию Оказывается, меня уже разыскивал секретарь. К шести часам полоса была готова.

Вечером я сидел в театре. Давали "Колокол" по Хемингуэю Спектакль ужасный, помесь "Великолепной семерки" с "Молодой гвардией". Во втором акте, например, Роберт Джордан побрился кинжалом. Кстати, на нем были польские джинсы. В точности, как у меня.

В конце спектакля началась такая жуткая пальба, что я ушел, не дожидаясь оваций. Город у нас добродушный, все спектакли кончаются бурными аплодисментами ..

Рано утром я пришел в контору. Мне была заказана положительная рецензия. Мертвея от табака и кофе, начал писать:

"Произведения Хемингуэя не сценичны. Единственная драма этого автора не имела театральной биографии, оставаясь "повестью в диалогах". Она хорошо читается, подчеркивал автор. Бесчисленные попытки Голливуда экранизировать..."

Тут позвонила Вера. Я говорю:

- Ей богу, занят! В чем дело?

- Поднимись на минутку.

- Что такое?

- Да поднимись ты на минутку!

- А, черт...

Вера ждала меня на площадке. Раскрасневшаяся, нервная, печальная.

- Ты понимаешь, ей деньги нужны.

Я не понял. Вернее - понял, но сказал:

- Не понимаю.

- Алке деньги нужны. Ей улететь не на что.

- Вера, ты меня знаешь, но до четырнадцатого это исключено. А сколько надо?

- Хотя бы тридцать.

- Совершенно исключено. Гонораров у меня в апреле никаких. В кассу семьдесят пять. За телевизор до сих пор не расплатился. А потом, я не совсем Минуточку, а Кленский? Ведь это же его кадр.

- Куда-то уехал.

- Он скоро вернется.

- Ты понимаешь, будет катастрофа. Звонил ее жених из Саратова.

- Из Двинска, - сказал я.

- Из Саратова, это не важно. Сказал, что повесится, если она не вернется. Алка с февраля так путешествует.

- Так и приехал бы за ней.

- У него экзамен в понедельник.

- Замечательно, - говорю, - повеситься он может, а экзамен игнорировать не может.

- Он плакал, натурально плакал.

- Да нет у меня тридцати рублей! И потом как-то странно, ей-богу. А главное - нету!

Самое интересное, что я говорил правду.

- А если у кого-нибудь занять? - говорит Вера.

- Почему, собственно, надо занимать? Это девушка Кленского. Пусть он и беспокоится.

- Может, у Шаблинского спросить?

Пошли к Шаблинскому. Тот даже возмутился:

- У меня было восемь рублей, я их по-джентльменски отстегнул. Сам хочу у кого-нибудь двинуть. Дождитесь Митьку, и пусть он башляет это дело. Слушайте, я хохму придумал: "Все люди делятся на большевиков и башлевиков..."

- Ладно, - сказала Вера, - что-нибудь придумаю.

И пошла к дверям.

- Слушай, - говорю, - если не придумаешь, звони...

- Ладно.

- Можно вот что сделать. Можно взять у нее интервью.

- Это еще зачем?

- Под рубрикой - "Гости Таллинна". Студентка изучает готическую архитектуру. Не расстается с томиком Блока. Кормит белок в парке... Заплатят ей рублей двадцать, а может, и четвертак...

- Серж, постарайся!

- Ладно...

Тут меня вызвали к редактору. Генрих францевич сидел в просторном кабинете у окна. Радиола и телевизор бездействовали. Усложненный телефон с белыми клавишами молчал.

- Садитесь, - произнес редактор, - есть ответственное задание. В нашей газете слабо представлена моральная тема. Выбор самый широкий. Злостные алиментщики, протекционизм, государственное хищение... Я на вас рассчитываю. Пойдите в народный суд, в ГАИ...

- Что-нибудь придумаю.

- Действуйте, - сказал редактор, - моральная тема - это очень важно...

- О`кей, - говорю.

- И помните: открытый редакционный конкурс - продолжается. Лучшие материалы будут удостоены денежных премий. А победитель отправится в ГДР...

- Добровольно? - спросил я.

- То есть?

- Меня даже в Болгарию не пустили. Я документы весной подавал.

- Пить надо меньше, - сказал Туронок.

- Ладно, - говорю, - мне и здесь неплохо...

В тот день было еще много забот, конфликтов, споров, нерешенных проблем. Я побывал на двух совещаниях. Ответил на четыре письма. Раз двадцать говорил по телефону. Пил коктейли, обнимал Марину...

Все шло нормально.

А день вчерашний - куда он подевался? И если забыт, то что же вынудило меня шесть лет спустя написать: "В этой повести нет ангелов и нет злодеев... Нет грешников и праведников нет..."?

И вообще, что мы за люди такие?

КОМПРОМИСС ЧЕТВЕРТЫЙ

("Вечерний Таллинн" Октябрь. 1974 г) "ЭСТОНСКИЙ БУКВАРЬ"

У опушки в день ненастный

Повстречали зверя.

Мы ему сказали: "Здравствуй!"

Зверь ответил: "Тере"

И сейчас же ясный луч

Появился из-за туч...

"Вечерний Таллинн" издается на русском языке. И вот мы придумали новую рубрику - "Эстонский букварь". Для малолетних русских читателей Я готовил первый выпуск. Написал довольно милые стишки. Штук восемь. Универсальный журналист, я ими тайно гордился.

Звонит инструктор ЦК Ваня Труль:

- Кто написал эту шовинистическую басню?

- Почему - шовинистическую?

- Значит, ты написал?

- Я. А в чем дело?

- Там фигурирует зверь.

- Ну.

- Это что же получается? Выходит, эстонец - зверь? Я - зверь? Я, инструктор Центрального Комитета партии, - зверь?!

- Это же сказка, условность. Там есть иллюстрация, Ребятишки повстречали медведя. У медведя доброе, симпатичное лицо. Он положительный...

- Зачем он говорит по-эстонски? Пусть говорит на языке одной из капиталистических стран...

- Не понял.

- Да что тебе объяснять! Не созрел ты для партийной газеты, не созрел.

Час спустя заглянул редактор

- Жюри штрафует вас на два очка.

- Какое еще жюри?

- Вы забыли, что продолжается конкурс. Авторы хороших материалов будут премированы. Лучший из лучших удостоится поездки на Запад, в ГДР.

- Логично. А худший из худших - на Восток?

- Что вы этим хотите сказать?

- Ничего. Я пошутил. Разве ГДР - это Запад?

- А что же это, по-вашему?

- Вот Япония - это Запад!

- Что?! - испуганно вскричал Туронок.

- В идейном смысле, - добавил я.

Тень безграничной усталости омрачила лицо редактора.

- Довлатов, - произнес он, - с вами невозможно разговаривать! Запомните, мое терпение имеет пределы... КОМПРОМИСС ПЯТЫЙ

("Советская Эстония". Ноябрь. 1975 г.)

"ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ. Ежегодный праздник - День освобождения - широко отмечается в республике. Фабрики и заводы, колхозы и машинно-тракторные станции рапортуют государству о достигнутых высоких показателях.

И еще один необычный рубеж преодолен в эти дни. Население эстонской столицы достигло 400 000 человек. В таллиннской больнице No 4 у Майи и Григория Кузиных родился долгожданный первенец. Ему-то и суждено было оказаться 400 000-м жителем города.

- Спортсменом будет, - улыбается главный врач Михкель Теппе.

Счастливый отец неловко прячет грубые мозолистые руки.

- Назовем сына Лембитом, - говорит он, - пусть растет богатырем!..

К счастливым родителям обращается известный таллиннский поэт - Борис Штейн:

На фабриках, в жерлах забоев,

На дальних планетах иных -

Четыреста тысяч героев,

И первенец твой среди них...

Хочется вспомнить слова Гете: "Рождается человек - рождается целый мир!"

(Фантазия автора. Гете этого не писал. - прим.авт.)

Не знаю, кем ты станешь. Лембит?! Токарем или шахтером, офицером или ученым. Ясно одно - родился Человек! Человек, обреченный на счастье!.."

Таллинн - город маленький, интимный. Встречаешь на улице знакомого и слышишь: "Привет, а я тебя ищу..." Как будто дело происходит в учрежденческой столовой...

Короче, я поразился, узнав, сколько в Таллинне жителей.

Было так. Редактор Туронок вызвал меня и говорит:

- Есть конструктивная идея. Может получиться эффектный репортаж. Обсудим детали. Только не грубите...

- Чего грубить?.. Это бесполезно...

- Вы, собственно, уже нагрубили, - помрачнел Туронок, - вы беспрерывно грубите, Довлатов. Вы грубите даже на общих собраниях. Вы не грубите только когда подолгу отсутствуете... Думаете, я такой уж серый? Одни газеты читаю? Зайдите как-нибудь. Посмотрите, какая у меня библиотека. Есть, между прочим, дореволюционные издания...

- Зачем, - спрашиваю, - вызывали?

Туронок помолчал. Резко выпрямился, как бы меняя лирическую позицию на деловую. Заговорил уверенно и внятно:

- Через неделю - годовщина освобождения Таллинна. Эта дата будет широко отмечаться. На страницах газеты в том числе. Предусмотрены различные аспекты - хозяйственный, культурный, бытовой... Материалы готовят все отделы редакции. Есть задание и для вас. А именно. По данным статистического бюро, в городе около четырехсот тысяч жителей. Цифра эта до некоторой степени условна. Несколько условна и сама черта города. Так вот. Мы посовещались и решили. Четырехсоттысячный житель Таллинна должен родиться в канун юбилея.

- Что-то я не совсем понимаю.

- Идете в родильный дом. Дожидаетесь первого новорожденного. Записываете параметры. Опрашиваете счастливых родителей. Врача, который принимал роды. Естественно, делаете снимки. Репортаж идет в юбилейный номер. Гонорар (вам, я знаю, это не безразлично) двойной.