Смекни!
smekni.com

Любовная лирика Александра Сергеевича Пушкина (стр. 2 из 3)

Что же поможет ему противостоять гонениям судьбы? Конечно, любовь, которая может творить чудеса. Именно таков смысл замечательного пушкинского шедевра.

Что испытала Анна Керн в это поистине “чудное мгновение” своей жизни?

Мелькнула ли у неё мысль о бессмертии?

Скорее всего, нет. Она была счастлива в этот миг. Бесспорно, сердце её

переполнилось грустью и волнением; наверное, она догадывалась о том, какую жемчужину держит в руках. Но сумела ли она понять, в чём гениальность этих стихов?

Должно быть, она жадно искала там похвал своей красоте, свидетельств

восхищения, ведь для неё это было любовное послание. Разглядела ли она, что стихи не только о любви, но и о поэзии, о судьбе поэта? Что “чудное мгновенье”, о котором вспоминает Пушкин, - не только встреча в доме Олениных, но и волнения ранней молодости, блеск петербургских салонов, общение с высокими умами и яркими талантами, с прелестными и благосклонными красавицами – всё то, что ослепило его после лицейского уединения?

Жизнь “без слёз”, “ без жизни ”, “без любви ”- это существование поэта

вне творчества.

“В душе настало пробужденье ”- это о поэтическом вдохновении, посетившем

его в Михайловском, в одиночестве. И “сердце бьётся в упоенье не только от неё, Анны Керн, близости, но и от всего, что он пережил в Михайловском, открыв в себе дивную силу, обретя уверенность: “ Я могу творить”.

“Всё это чертовски похоже на любовь, но это не любовь ”,- скажет потом

Пушкин. Но если это не любовь, то, что же тогда? Дело именно в том, что в

этом стихотворении слились в нерасторжимом единстве факты биографии поэта, его чувства и переживания с описанием творческого вдохновения, посетившего поэта.

Покоряющая сила послания к Анне Петровне Керн в том, что переживания поэта приобрели общий, объективно значимый характер, сочетаются с глубокой мыслью о творчестве и в то же время сохранили свою биографическую конкретность и эмоциональную взволнованность.

Реализм лирики Пушкина не в воспроизведении фактов биографии, не просто в изображении чувств и переживаний поэта, а в их обобщении, в снятии с них случайного, бытового, мелкого.

В стихотворении Пушкина Анна Петровна Керн является не просто близкой ему женщиной, внушившей поэту бурное, хотя и кратковременное чувство, а идеалом женственности, чистоты, волнующей, чарующей красоты, источником вдохновения.

Но этот образ не бесплотен. Это не символ некой Красоты с большой буквы: он обладает той конкретностью, той жизненной силой восприятия, которая была продиктована реальным обликом Анны Петровны Керн.

Александр Сергеевич Пушкин написал Анне Керн семь восторженных посланий на французском языке. Он называл её “чудотворной ”.

“Я имел слабость попросить разрешения Вам писать, а Вы – легкомыслие,

кокетство, позволили мне это. Переписка ни к чему не ведёт, но у меня нет

сил противиться желанию получить, хоть словечко, написанное Вашей хорошей ручкой… ”

Трепет влюблённого сердца, восторг перед женской красотой Пушкин

старается излить в своих искренних письмах.

“Снова берусь за перо, чтобы сказать вам, что я у ваших ног, что я по-

прежнему люблю вас, что иногда вас ненавижу…

Если вы приедете, я обещаю Вам быть любезным до чрезвычайности, в

понедельник я буду весел; во вторник восторжен; в среду нежен; в четверг

игрив; в пятницу, субботу и воскресенье я буду чем вам угодно, и всю неделю у ваших ног”.

На одном из писем Алексея Вульфа к Анне Петровне Керн Пушкин приписал строки из Байрона: “Видение пронеслось мимо нас, мы видели его и никогда больше не увидим ”.

Прошло 15 лет. Пушкина уже три года как не было в живых. Но удивительная история этого стихотворения продолжалась. Судьбе было угодно, чтобы путь его ещё раз скрестился с жизненным путём Анны Керн.

Красотой стихов Пушкина пленился композитор Михаил Глинка. “Он взял у меня стихи Пушкина, написанные его рукою, - рассказывала потом Анна Петровна, - … чтобы положить их на музыку, да и затерял их, бог ему простит! ”

Романс был закончен в 1840 году, а посвящён – тоже Керн, только

Екатерине, дочери Анны Петровны, в которую был страстно влюблён композитор.

1827 год. Пушкин возвращается в Москву. Но Москва не та, да и сам поэт не тот, уставший от жизни, от бесконечных скитаний. Ему скоро 30 лет, но нет семьи, друзей. Встреча с Анной Олениной возвращает его к жизни.

Пушкин помнил дочку Олениных, Анечку, ещё девочкой, когда ей едва

перевалило за первое десятилетие. А теперь он увидел двадцатилетнюю красавицу, умную и блестящую. И, увидев её, влюбился.

Красавице льстило, что гений припал к её ногам. Пушкин сделал

предложение, но получил отказ.

Поэт страдал. С его – то гордостью – получить отказ! Пушкин замкнулся,

несколько месяцев ничего не писал. И как итог этой неразделённой любви – бессмертные строки…

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадёжно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

И уже не важно, Олениной ли посвящены эти гениальные строки, другой ли…

С годами к Пушкину приходит понимание гуманной основы любви.

Это стихотворение передаёт переживания лирического героя, который

расстаётся с любимой женщиной. Это один из самых грустных моментов любви.

Именно тогда в человеке нередко просыпается обида, ревность, мстительность.

Но ничего этого в стихотворении нет. Есть только вполне естественная

печаль, вызванная расставанием с женщиной, любовь к которой “угасла не совсем”, благодарность за те счастливые мгновения, которые она ему подарила, и искреннее пожелание когда-то любимой женщине счастья и любви с другим.

Эти простые лаконичные строки заставляют задуматься о многом, о том, что настоящая любовь не может быть эгоистическим чувством, о том, что именно в э той интимной сфере нужно суметь сохранить щедрость, широту души, доброжелательность, благородство.

Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы в жизни Пушкина.

По шутливому признанию поэта, Гончарова была его сто тридцатой любовью.

Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его раньше, не были тем всеобъемлющим чувством, которое захватило его теперь. Бурно прожитая молодость прошла, настала пора зрелости. Жажда семейного счастья, владели им в эти годы. Пушкин встретил Натали в декабре 1828 года.

“Когда я увидел её в первый раз, я полюбил её, голова моя закружилась”.

Уже в конце апреля 1829 года Пушкин сделал предложение.

“Участь моя решена. Я женюсь. Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством, боже мой, - она почти моя”.

Наконец, 18 февраля 1831 года в церкви Вознесения, что у Никитских ворот,

Пушкин и Натали были обвенчаны…

Поэт счастлив, вводя в свой дом красавицу – жену.

Любовь открывает перед поэтом прелесть и богатство мира, формирует его идеал красоты, который замечательно воплотил Пушкин в стихотворении “Мадонна”, посвящённом Наталье Гончаровой. В светлом, божественном лике, изображённом на картине, поэт узнаёт прекрасные черты любимой женщины; он преисполнен благодарности за эту встречу, которую даровала ему судьба.

“Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, моя мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.’’

“Жена моя прелесть, и чем далее я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание.”

Несмотря на долги, вынужденные разлуки Пушкин счастлив.

“Моё семейство умножается, растёт, шумит около меня. Теперь, кажется и на жизнь нечего роптать и старости нечего бояться.”

Закрыта последняя страничка поэтического дневника Александра Сергеевича Пушкина.

Почему же нас так привлекают эти стихотворения, хотя прошло уже более ста лет с момента их написания?

Возможно, многообразием тем, многоликостью души автора, поэтическим языком, и, конечно, огромным чувством любви – одним из самых светлых и прекрасных чувств, испытанных и пережитых поэтом. Оно дарило ему и радость, и восторг, и печаль, и ревность, и грусть. Любовь – это прекрасное животворящее начало жизни, чувство, которое приподнимает человека над обыденностью, созидает его душу по законам красоты, а красота для Пушкина – святыня.

Поэт беззащитен перед красотой. Его сердце отзывается на неё восторгом.

“Я вас любил…”

(Любовная лирика Александра Сергеевича Пушкина)

Возникшее в Древней Греции понятие “лирика ’’служило для определения произведений, которые пелись под аккомпанемент лиры.

Лирика сама по себе – вид поэзии, в котором с наибольшей полнотой

раскрывается внутренний мир человека, сфера душевной жизни поэта.

Лирика охватывает множество стихотворных жанров (например, элегия,

романс, сонет, песня, стихотворение.

Один из глубоких ценителей и поклонников творчества Пушкина - А. М.

Горький говорил, что в томике стихов Пушкина он находит “больше мудрости и живой красоты, чем в холодном мерцании звезд или молчании пустыни ”.

Красота мысли, красота жизни, красота чувства- вот основной смысл и

содержание лирики Пушкина.

Лирика Пушкина - это чудо русской поэзии. Она сочетает в себе высокую

гуманность, глубину мысли, гармоническое совершенство формы. Пушкин в своей лирике создает условный поэтический образ “лирического героя ”, который не полностью отождествляется с автором, но является носителем его мировоззрения, выражает отношение автора к действительности.

Всю лирику А. С. Пушкина можно представить как бесконечный роман в

стихах, главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир лирического героя с его чувствами, переживаниями и стремлениями, будь то порыв страсти, предчувствие любви или разочарования в идеале.