Смекни!
smekni.com

Действующие лица и исполнители (стр. 14 из 14)

роль... Ксения Павловна не поняла или сделала вид, что не поняла Зину.

-- Николай будет очень расстроен, -- повторила она.

А Зине почему-то казалось, что Патов будет ликовать, узнав об их

неудаче.

-- Вы не верите, что он расстроится? -- спросила Ксения Павловна.

-- Давайте я налью горячего чая, -- сказала Зина. И про себя подумала:

"А я научилась умалчивать. Взрослею! Взрослею!..."

Зина и Лера спешили на репетицию.

-- Он сказал маме... еще там, в драмтеатре: "Простите, пожалуйста, что

так получилось!" А он-то при чем? Это ему надо сказать: "Простите,

пожалуйста..." И бок у него разболелся.

-- Я вчера вечером спустилась в общежитие, -- сказала Зина. -- Но

Андрей уже спал. По крайней мере, у него в комнате не было света.

-- Что же ты?... Надо было постучаться... Разбудить его! Сказать, чтобы

не волновался. Что он ни в чем не виноват. Абсолютно ни в чем! -- Лера

взглянула на часы. -- Уже половина одиннадцатого! Неужели ему до сих пор

никто этого не сказал?

-- Сейчас скажем, -- успокоила ее Зина. -- Через пять минут!

-- А я-то хороша! -- продолжала Лера. -- Не решилась зайти в общежитие,

в его комнату... Потому что это, как говорит папа, "не положено". Разве не

все равно, что подумала бы по этому поводу Галя Бойкова? Весь вечер

принимала участие в выяснении семейных историй, которые и так совершенно

ясны.

-- Утром я забегала, а он уже ушел в театр, -- сказала Зина. Они

подошли к зданию театра, завернули за угол, где был служебный подъезд... И

увидели карету "скорой помощи". Лера остановилась.

-- Это за ним... -- сказала она.

-- За кем? -- машинально спросила Зина, хотя поняла, о ком идет речь.

Они обе рванулись к театру.

Но в этот момент дверь распахнулась и на улицу высыпали актеры,

растерянные, без пальто и без шапок. Показался санитар в белом халате,

надетом поверх пальто. Санитар держал за передние ручки носилки, на которых

лежал Андрей. Он пытался улыбаться, но это у него не получалось. Сзади

носилки держал другой санитар. А сбоку за них цеплялся Иван Максимович... Он

застрял в дверях и с трудом протолкнулся. -- Андрюша, -- сказала Лера. -- Ты

видишь? Я тут...

-- Мы здесь! -- подтвердила Зина. Он преодолел боль и улыбнулся.

-- Все к лучшему, -- сказал он. -- Человек должен немного полежать и

подумать. И от проклятого аппендицита надо же когда-нибудь избавляться! А вы

тем временем репетируйте...

Носилки вкатили в машину.

-- Я с ним, -- сказала Лера. -- Я врач...

-- Но там же нет места, -- возразил шофер, закрывавший заднюю дверцу.

-- Я с ним! -- повторила Лера.

Шофер взглянул на нее и махнул рукой.

Возле машины тяжеловесно суетился Костя Чичкун. Казалось, он собирался

поднять "скорую помощь" на руки и унести ее вместе с Андреем.

Щеголеватая белая машина с красными крестами на боках негромко

зарокотала и тронулась.

-- Как же теперь... без него? -- спросила молоденькая артистка.

-- Сейчас ему сделают операцию, -- сказал Иван Максимович. -- Вечером

мы поедем к нему...

-- Я поеду сейчас! -- возразила Зина.

-- Мне кажется, что он уже давно-давно в нашем театре... -- сказала

Валентина Степановна, которая тоже стояла на улице без пальто и только

прикрывалась платком.

... За белой стойкой сидела пожилая женщина в очках, в белом халате и

белой шапочке, которая своей юной кокетливостью диссонировала со спокойным,

отрешенным выражением лица дежурной. Женщина вязала и была глубоко, всецело

поглощена этим занятием.

Порой губы ее начинали шевелиться.

"Будто учит роль", -- подумала Зина, которая часто на улице вот так же

шептала, вызывая удивление и легкий испуг у прохожих.

Дежурная считала петли.

Время от времени звонил телефон. Она, ничуть не меняясь в лице, снимала

трубку, заглядывала в список и отвечала: "Состояние удовлетворительное...

Состояние тяжелое". Сообщала температуру. Казалось, она в эти мгновения была

далека от мысли, что на другом конце провода ее ответа ждут с замиранием.

"Привыкла..." -- подумала Зина.

Ударение дежурная делала только на цифрах: номер отделения, номер

палаты, температура.

Несколько раз Зина подходила к дежурной, и та сообщала:

-- Лежит в послеоперационном отделении. Сведений нет.

Потом с длинной белой скамьи поднимался Костя, и дежурная сообщала ему

то же самое. Потом поднимался Иван Максимович... Это не удивляло и не

раздражало дежурную. Она, не отрываясь от вязанья, отвечала:

-- В послеоперационной... Сведений нет. Наконец Зина не выдержала:

-- Но ведь вчера сказали, что операция прошла хорошо!

-- А я разве говорю, что плохо? -- считая петли, ответила дежурная.

-- Тогда почему нет сведений?

-- Будут. Вы посидите спокойненько. Только Валентина Степановна не покидала белой скамьи. Она все время

говорила на отвлеченные темы. Когда кто-нибудь из ее соседей по скамье

подходил к дежурной, она чутко прислушивалась. И продолжала свой прерванный

монолог... Не об Андрее, не о болезнях, а о том, как на последнюю

конференцию юных зрителей вдруг пришел Патов и стал объяснять, что такое

театр.

"Ищет аудиторию", -- подумала Зина.

-- Это было полезно, -- сказала Валентина Степановна, -- Правда, мы не

обсудили спектакль, который накануне смотрели ребята... Но ему задавали

вопросы. Кстати, с какого класса мы будем пускать на "Ромео и Джульетту"? С

восьмого или с девятого?

-- Надо сначала посмотреть, какой выйдет спектакль, -- ответил Иван

Максимович. -- Посоветуемся с Андреем... Пусть он решит.

После одного из звонков дежурная ничего не ответила, что-то записала, а

повесив трубку, перестала вязать.

Зина подскочила к белой стойке.

-- Вы кто ему будете? -- не дождавшись вопроса, спросила дежурная. --

Мы артисты... -- сказала Зина.

-- И он тоже артист?

-- Режиссер... и артист. А что случилось? -- Этот вопрос Зина не

произнесла, а как бы выдохнула.

-- Возьмите бирочки и поднимитесь на третий этаж. К главврачу... Пальто

и сумочки сдайте в гардероб, -- сказала дежурная так ласково, что лоб Зины

стал мокрым. Они поднялись на третий этаж. Секретарь главврача, похожая на

доцента или профессора, седая, в пенсне, с поспешностью, которую от нее

трудно было ожидать, распахнула дверь кабинета. Главврач, невысокий полный

мужчина, чем-то напоминавший Ивана Максимовича, сразу поднялся, пододвинул

Валентине Степановне и Зине стулья.

Секретарша осталась стоять в дверях, будто хотела услышать, что скажет

главврач.

-- Мы боремся за его жизнь, -- сказал он. -- Отказала почка. Потом

другая... Мы подключили искусственную. Это может случиться после любой

операции. С почечными больными...

Никто ничего не спросил.

-- Вы посидите, пожалуйста, у меня, -- предложил главврач.

Никто не сел... Все стояли. Зина поеживалась.

-- Вам холодно? -- спросила секретарша. И закрыла форточку.

-- Не волнуйтесь... Там борются за его жизнь! -- сказал главврач.

-- Уже не борются...

Это сказала Лера. Она стояла в дверях.

Андрей лежал в фойе ТЮЗа.

На стенах, как всегда, висели фотографии. В аквариумах, как всегда,

плавали рыбы.

Пришли все... И бутафоры, и гримеры, и даже пожарник.

Андрей был в кедах и свитере. Он уходил таким же, каким пришел в этот

театр.

"Никогда и ничего для него больше не будет, -- думала Зина. -- Никогда

и ничего..." Этого, как и того, что у Вселенной нет начала и нет конца, она

не могла постигнуть. "Как же теперь... без него?" -- звучал у нее в ушах

голос молодой артистки.

Началась панихида. Зина не знала, готовил ли ее заранее кто-нибудь. Но

первым заговорил Николай Николаевич.

-- С чувством глубокой скорби провожаем мы в последний путь Андрея

Лагутина... -- сказал Патов. -- Он недавно пришел к нам в театр, но многие

его уже полюбили. Все вместе мы продолжим и завершим работу, которую он

начал...

Он взглянул на Зину и замолчал. "Вы не можете продолжить и завершить...

Потому что не любили его и того, что он делал", -- прочел он в ее глазах. И

вздрогнул, будто она произнесла это вслух. И оглянулся, словно хотел

проверить: не услышал ли еще кто-нибудь?

Медленно, вопреки своему желанию, но повинуясь какой-то непреодолимой

силе, он произнес:

-- Слово имеет Зина Балабанова...

-- Человек должен быть на своем месте, -- сказала Зина. -- Каждый

человек! Обязательно... Место Андрея было здесь, среди нас. Может

показаться, что он успел сделать мало. Но он сделал очень и очень много: он

вернул нам всем радость... которую мы уже не отдадим. Ни за что! Он сказал

Лере Патовой... которая была рядом с ним: "Если что-нибудь вдруг случится,

оставьте меня здесь. Я -- детдомовское дитя, у меня нет родных..." Он

останется здесь! Мы напишем его имя на афишах и программах спектаклей,

которые он репетировал. И лицо его будет здесь, в этом фойе... Чтобы его

видели дети, которых он очень любил. И на которых был очень похож...

Когда кончилась панихида, гроб подняли и понесли вниз.

-- Осторожней... Осторожней! Здесь лестница, -- услышала Зина

предупредительный голос Николая Николаевича.

Она тоже хотела нести... Но не могла дотянуться.

-- Надень пальто. На улице холодно, -- глухо, откуда-то сверху

проговорил Костя Чичкун.

Зина вспомнила, что бросила пальто и шапку на стул в зрительном зале.

Она побежала туда.

На сцене устанавливали декорации. Галя Бойкова проверяла микрофон:

вечером шел музыкальный спектакль.

Зина схватила свои вещи и по лестнице, усыпанной хвоей от венков,

помчалась вниз. Из вестибюля, натягивая пальто, она увидела, что все уже

садятся в автобусы. Возле театра было много людей, как перед началом

спектакля. На полу в вестибюле разместился художник. Он переписывал кистью

на большой белый лист слова, которые были наскоро нацарапаны кем-то в

блокноте:

"Сегодня спектакль отменяется. Билеты подлежат возврату в недельный

срок".

Художник поднял голову и, увидев Зину, пояснил: -- Иван Максимович

распорядился. Только что...