Смекни!
smekni.com

Действующие лица и исполнители (стр. 5 из 14)

Костя.

-- Не надо... Пусть от имени стариков будет один Николай Николаевич. Я

думаю, что ваш замысел очень устроит его: Шекспир, классика!... Коллектив

надеется на него. Ждет. И ты, Зиночка, не убивай, пожалуйста, эту надежду...

на завтрашнем комитете.

-- Посмотрим, -- сказала Зина.

Выйдя в фойе, она с сожалением взглянула на Костю:

-- Я вижу, ты только в сказках бываешь зубастым.

-- Чтобы найти с человеком общий язык, не обязательно показывать ему

свои зубы, -- мрачно сформулировал Костя.*** На комитете Зина не выступала. Да и вообще, кроме Николая Николаевича,

там, по сути дела, не выступал никто.

Только вначале Костя рассказал про анкету, продемонстрировал последний

номер областной комсомольской газеты с заголовком на полполосы: "Зритель

проголосовал за любовь". И познакомил главного режиссера с замыслом

комсомольцев.

Николай Николаевич поддержал его сразу, не задумавшись ни на минуту. Он

поправил свои манжеты, поднялся и протянул руки навстречу членам комитета,

словно хотел заключить их в объятия.

-- Это прекраснейшая идея! Именно такой спектакль может стать визитной

карточкой молодежи нашего театра. И вот интересно: Шекспир написал эту

трагедию тоже будучи молодым. Это одно из ранних его творений. -- Николай

Николаевич сел и задумался. -- Мы говорим, что сегодняшние дети "раньше

взрослеют". Смешно! Лермонтов написал "Маскарад" в двадцатилетнем возрасте.

Добролюбов -- философ! -- в двадцать пять уже умер. Писарев в двадцать семь

уже утонул... Джульетте не было и четырнадцати! А современные дети "раньше

взрослеют". Смешно...

Зина давно заметила, что современные дети раздражали главного

режиссера. Он не прощал им ничего: ни громкого смеха, ни оброненного в зале

номерка, ни странного, как ему казалось, стремления обязательно осмотреть в

фойе фотографии, а некоторые потрогать руками, обязательно попить фруктовую

воду в буфете, обязательно сходить в туалет.

-- Мне кажется, что спектакль для них вовсе не самое главное, -- сказал

он однажды Зине.

-- Вы были ребенком? -- спросила она его. Николай Николаевич задумался,

словно бы вспоминая.

-- Таким не был, -- ответил он. -- А эта их манера заглядывать в зал до

звонка?

Когда Николай Николаевич погоревал на комитете о том, что современные

дети взрослеют не так уж рано, Зина сказала:

-- И правильно делают. Куда торопиться?

-- И все же чем скорей они приобщатся к большим философским мыслям и

большим человеческим переживаниям, даже страстям, тем будет лучше! --

воскликнул Николай Николаевич. -- Тем скорее они станут людьми!...

Он часто говорил о том, что дети с годами должны стать людьми. Зина

однажды возразила ему: "Они давно уже люди, Николай Николаевич!" Но на

комитете она промолчала.

А Николай Николаевич заговорил о ранней трагедии Шекспира. Он знал

имена всех актеров, которые когда-либо с успехом исполняли роли Джульетты и

Ромео, а с некоторыми из них даже был знаком лично. Имена великих английских

и итальянских актеров он произносил так, как они произносятся в Англии и

Италии, поэтому Зина известные ей имена либо узнавала с трудом, либо вовсе

не узнавала.

Члены комитета притихли: слушать Николая Николаевича было интересно.

"Он был бы прекрасным гидом!" -- подумала Зина.

-- И только с одним вашим предложением я не могу согласиться, -- сказал

в заключение Николай Николаевич. -- Хоть отказаться от него нелегко... Да,

нелегко, но пусть уж в будущем спектакле все будут молоды: автор, герои,

актеры... И режиссер! Зачем же так беспощадно подчеркивать мой возрастной

отрыв от вас всех?

"Почему он отказался ставить этот спектакль? -- размышляла Зина по

дороге домой. -- Что его пугает? Быть может, не что, а кто? Все еще не

решается вступить в соревнование с Петром Васильевичем?

Зина вспомнила фразу, которую произнес в ее присутствии один молодой

журналист: "Лучший редактор журнала -- это тот, который не мешает коллективу

делать журнал!" Фраза показалась Зине циничной, и она ответила журналисту

что-то такое, после чего он весь вечер называл ее "блаженной". Прозвища с

непостижимой быстротой приобретают популярность: уже через неделю

"блаженной" Зину стали называть многие.

"Журнал без редактора? -- думала Зина по дороге домой. -- Не знаю...

По-моему, ерунда! И театр, я уверена, без режиссера не может существовать,

как дети без матери. Если родной матери нет, ею становится другая...

приемная. Интересно, кто станет нашей приемной матерью?"

После беседы с Иваном Максимовичем Зина задавала себе и другой вопрос:

"Неужели никто, кроме меня, не испытывает тревоги? Вот хоть Ванечка или

Костя?" И сама себе отвечала: "Трево-ожатся... Но у них просто больше

терпения, чем у меня! Хотят найти общий язык..."

Со вчерашнего дня Зина ощущала настойчивую потребность встретиться с

Ксенией Павловной и Лерой. Она хотела высказать им все то же самое, что

сказала Ивану Максимовичу и Косте, чтобы не получилось, что она действует

втайне от них. Вчера вечером у Патовых никого не было дома...

Поднявшись на третий этаж, Зина подошла к двери Патовых. По привычке

заглянула в дырочки почтового ящика. Там что-то белело. Но это не могло быть

письмо Петру Васильевичу: все друзья Петруши давно уже знали его новый

адрес.

Ксения Павловна была дома одна. Она встретила Зину с какой-то особой

тревожной радостью.

-- Заходите! Скоро придет Николай Николаевич! Его вызвали на заседание

комсомольского комитета...

-- Пригласили, -- поправила Зина.

-- Ну да... Конечно же пригласили. Я волновалась... Я всегда волнуюсь,

когда его куда-нибудь вызывают. Пока он не позвонил, я сходила с ума!

Зина смотрела на растерянную, трогательно-беззащитную Ксению Павловну и

думала, что ни за что не сможет стать злым гением этой женщины. "Зачем я

нападаю на Николая Николаевича? -- неожиданно подумала она. -- Ведь еще

ничего неизвестно. У Ивана Максимовича опыт общения с главными режиссерами

гораздо больше, чем у меня. И он ждет... Он надеется. А меня, как всегда,

заносит!"

-- Пойдемте ко мне, -- предложила она Ксении Павловне. -- Ничего

существенного у меня дома нет. Но есть чай с конфетами и пряниками. Я

переняла у своих дорогих зрителей любовь к дешевым конфетам и мятным

пряникам. Им ведь все равно: леденцы или трюфеля, было бы сладкое!

-- И мне все равно, -- сказала Ксения Павловна. -- Но скоро придет

Николай Николаевич... Мы бы все втроем посидели. Это было бы для него

сюрпризом!

-- Не сомневаюсь, -- сказала Зина. И тут же подумала: "Зачем я

опять?..."

-- Я очень хочу, чтобы вы были друзьями, -- почти что с мольбой

произнесла Ксения Павловна.

-- Я плохо училась по математике, -- сказала Зина. -- Но некоторые

формулы запомнила на всю жизнь. Вот, например: две величины, порознь равные

третьей, равны между собой! Мы с Николаем Николаевичем порознь любим вас, и

это залог наших с ним будущих дружеских отношений.

-- Я знаю... вы ко мне хорошо относитесь, -- тихо и благодарно сказала

Ксения Павловна.

-- Поэтому идемте ко мне пить чай.

-- А если вернется Николай Николаевич? Он с утра ничего не ел! Я

приколю к двери записку...

-- Не надо. Я сразу улавливаю шаги, которые направляются к этой двери.

Зина любила, когда Ксения Павловна приходила к ней. В такие вечера ей

казалось, что она недооценивает свою комнату: не замечает, какая она уютная,

как располагает к отдыху и спокойствию.

-- Если бы я была мужчиной, я женилась бы только на вас, -- оказала

Зина, ставя на стол хлебницу с белыми, словно обсыпанными мукой, мятными

пряниками и вазочку с "Театральными" конфетами. -- Николай Николаевич --

счастливец!

Ксения Павловна обрадовалась, что Зина упомянула о Патове: ей очень

хотелось, чтоб он стал главной темой их разговора.

-- А я, если бы заново начала свою жизнь, вышла бы опять за него.

Опять... Поверьте: он идеальный муж.

-- Идеальный муж -- это понятие не столь положительное. Если вспомнить

классику зарубежной драматургии! -- сказала Зина. С нежностью взглянув на

Ксению Павловну, она добавила: -- Я шучу. И не слишком удачно!

-- Между друзьями возможны любые шутки, -- сказала Ксения Павловна. --

Важно знать, что человек этот -- твой друг, тогда уже слова не имеют

значения.

-- Это верно, -- согласилась с ней Зина. -- На друзей обижаться смешно.

Я вообще обидчивых людей не люблю. Чаще всего это недалекие люди. Они не

понимают, что если говорит хороший человек, надо к нему прислушаться. А если

плохой... то что же на него обижаться?

Боясь упустить главную тему, Ксения Павловна воскликнула:

-- Николай Николаевич умеет быть выше обид!

"И вообще выше всего, что вокруг него происходит!" -- про себя добавила

Зина. Кажется, Ксения Павловна была первым человеком, который заставлял ее

кое-что произносить мысленно, про себя.

-- Вы знаете, почему мы приехали в этот город?-- спросила Ксения

Павловна.

-- Николай Николаевич захотел попробовать свои силы на сцене ТЮЗа?

-- Не совсем так... И все же наш приезд связан с его любовью к детям.

-- Интересно! -- сказала Зина и своим немигающим взглядом уставилась на

Ксению Павловну.

-- Юра, наш сын, уехал учиться в Ленинград: у него ярко выраженные

математические способности. И он поступил на физмат.

-- Это правильно!

-- Что?...

-- То, что человек с математическими способностями идет на

математический факультет! А не на биологический, например...

Ксения Павловна взглянула на Зину непонимающими глазами. И продолжала:

-- Это было ударом для Николая: он не представляет себе жизни без

ребят. Без наших детей! Потом пришло время и Лере поступать в институт. Она

мечтала быть врачом. С детства!... Представляете себе, любила болеть.