- Про Женщину с Красным Лицом мы проходили,- сказал Матвеенко.- А что это за Человек с Синими Зубами? И, пожалуйста, дайте мне подробности про Желтые Шторы. Я пока ничего о них не знаю.
- Я вам в дороге расскажу.
- Очень хорошо. Завтра с утра выезжаем. С рассветом. Около пяти или шести. СЮРПРИЗ В КИРЕКШЕ
(Встреча с человеком, которого уже похоронили)
Выехать около пяти или шести не удалось. Выехали около двенадцати. Им дали синий милицейский "Москвич" с упитанным усатым водителем с очень милицейской фамилией - Лютый.
- Так что мы знаем про Желтые Шторы? - спросил Матвеенко, когда машина с запутанного Зеленгородского шоссе выбралась на оборонную бетонку и пошла считать плиты.
- Да все то же! - ответил Рахманин.- Слушайте.
Матвеенко с водителем Лютым стали внимательно слушать.
- "ИСТОРИЯ ПРО ЖЕЛТЫЕ ШТОРЫ.
Однажды семья, где были папа, мама, мальчик и девочка, решила купить шторы. А у них недавно умерла бабушка. Перед смертью она говорила: "Покупайте какие угодно шторы, только не желтые".
- Очень милая картина,- вмешался Матвеенко.- Лежит бабушка и умирает. Кругом врачи, родственники. Ее спрашивают, что вы хотите сказать остающимся. Она говорит: "Покупайте какие угодно шторы, только не желтые".
- Ну и что? - возразил Рахманин.- А есть вариант этой истории, что бабушка после смерти позвонила по телефону. И сказала про шторы. Значит, они ее очень беспокоили. Слушайте...
Семья ходила, ходила по рынку, но ничего, кроме желтых занавесок, там не было. Тогда они подумали, подумали и купили эти занавески. Пришли домой и повесили их в детской комнате.
- Нашли где вешать! - прокомментировал водитель Лютый.
- А что, нельзя было?- спросил Матвеенко.
- Конечно, нельзя. Эти шторы там всех передушат.
- Ты-то откуда знаешь?
- Кто ж этого не знает. У нас в городе это сколько раз было.
- Где это у вас в городе? - еще больше поразился Матвеенко.- И куда же это ваша милиция смотрела?
- У нас в Виннице. А милиция известно куда смотрит - на показатели. Такие преступления не раскрываются, показателей не дают. Поэтому их и не замечают.
- И что дальше было? - спросил Матвеенко.
- На следующую ночь родители спали и дети спали. Вдруг Желтые Шторы разбудили мальчика:
"Мальчик, вставай". Мальчик встал. "Мальчик, пойди умойся". Мальчик умылся. "Мальчик, иди позавтракай". Он позавтракал. "Мальчик, подойди к окну, посмотри, как во дворе играет твоя сестра". Он подошел. Тут Желтые Шторы схватили его и выбросили в окно".
- Я так и думал! - крякнул Лютый.
- Послушайте,- спросил Матвеенко,- а кто слышал, как Шторы с мальчиком разговаривали?
- Откуда я знаю! - ответил Лютый.- Кому надо, тот и слышал.
- Может быть, девочка слышала,- предположил Рахманин.
- Почему ты так решил?
- Потому что на другой день ее убрали.
- Кто убрал?
- Шторы эти самые, занавесочки,- сказал Виктор.
- Как свидетельницу,- добавил Лютый, не отрываясь от баранки.
- Наверное,- согласился Рахманин и продолжил: - На следующую ночь Шторы разбудили девочку: "Девочка, девочка, вставай". Девочка встала. "Девочка, девочка, умойся". Она умылась. "Девочка, девочка, подойди к окну. Посмотри, не играет ли там твой брат". Девочка подошла, тут же Желтые Шторы схватили ее и выбросили в окно. Тогда родители утром пошли в милицию. Милиция пришла и стала исследовать Шторы. От них нельзя было отрезать ни кусочка. Они выскальзывали из-под ножниц как живые. И родители вспомнили про старуху на базаре, которая продавала эти Шторы. Ее поймали, и она сказала:
- Эти Шторы не простые. Их можно разрезать скальпелем, который внутри кремлевской звезды.
Тогда милиция залезла на кремлевскую башню, достала из звезды скальпель. Только им дотронулись до Штор - произошел взрыв и Шторы, и нож исчезли".
- Просто "Очевидное-невероятное",- сказал Матвеенко.- Откуда у тебя эта история? Это что-то новое.
- Меня моя соседка порадовала, Нина Николаевна. Еще она историю про Человека с Синими Зубами знает.
- Я тоже эту историю знаю. Она у нас в Виннице началась.
- Вот не знал, что Винница такой потусторний город,- сказал Матвеенко.
- Сами вы потусторонний, Анатолий Петрович,- отпарировал Лютый.- Про этого Человека с Синими Зубами столько разговоров было. Он тогда появился у нас, когда на старом кладбище танцплощадку построили.
- Точно,- согласился Рахманин.- И во Владимире так же было. Как сделали танцульки на костях, так все и началось.
- Что началось?
- Все началось. Этот Человек появился.
И Лютый рассказал Матвеенко "Историю про Человека с Синими Зубами".
"В одном городе жила-была одна девушка. Она была очень красивая. У нее умерла мать и осталась только бабушка. Однажды девушка пошла на танцы. Бабушка ей сказала: "Если тебя будет приглашать мужчина с синими зубами, не танцуй с ним". Она пришла на танцы, танцевала с разными мужчинами, а потом ее пригласил мужчина с синими зубами. Девушка пошла с ним танцевать. Танцы кончились, и мужчина сказал, что он проводит ее до дома. Они сели в машину и поехали. А у этой девушки был один знакомый с мотоциклом. Он все время ехал сзади. Машина Человека с Синими Зубами шла уже со скоростью сто пятьдесят километров в час. Знакомый еле успевал за ними. Девушке было очень страшно. Вот они выехали за город на шоссе. И стали ехать совсем быстро. И тогда из окна машины Человека с Синими Зубами вылетела Черная Простыня и полетела к мотоциклисту. Она стала его душить. Он стал с ней бороться, потерял управление, вылетел в кювет и разбился. А эту девушку никто больше не видел".
- А кто же видел все эти подробности? - спросил Матвеенко.
- Люди видели.
- И что же, никто не запомнил номера машины? Ведь нечасто люди на танцы в машинах приезжают,- приставал к Лютому капитан.
- Может, кто и запомнил,- отвечал Лютый,- только говорить не хотят. Неизвестно, может, у этой летающей Простыни братья и сестры есть... Наволочки и полотенца разные.
- Да,- сказал Матвеенко,- если у нас так милиция рассуждает, то остальным гражданам сам бог велел дрожать от страха.
- А что? - согласился Рахманин.- Я уже понемногу начинаю.
А машина летела и летела среди потрясающей красоты лесов и пейзажей. Лютый твердой рукой обгонял рейсовые автобусы, грузовики и даже легкие "Жигули", несмотря на их более мощные моторы и нахальных, неуступающих водителей.
Проехали Покровск, проползли через Владимир, и вот уже на горизонте замаячило поместье - интернат Кирекша. Не останавливаясь, поехали сразу к кладбищу.
Еще издали заметили большое скопление людей, трубы оркестра. Подъехали ближе, вышли из машины и встали рядом, низко опустив головы.
Все уже заканчивалось. Слышались рыдания. Несколько не очень трезвых молодых людей засыпали и ровняли могилу.
Матвеенко сказал, что им здесь больше делать нечего и лучше ехать в интернат.
Так они и сделали. Но интернат был пуст. Дети опять были в поле, а старшие не вернулись с похорон.
- Вот что,- сказал Матвеенко Рахманину. Ты пока здесь оставайся, а мы съездим в краеведческий музей.
- Можно, я с вами?- спросил Рахманин.
- Нельзя,- сказал Матвеенко.- Ты поработай здесь.
И Рахманин понял, почему. Если бы они вместе уехали, им бы вместе пришлось возвращаться, вместе вести опрос свидетелей, и в результате вся зеленгородская милиция на следующий день знала бы от милиционера Лютого, чем уже более месяца занимаются Матвеенко и Рахманин за государственный счет, какой ерундой. Рахманин сам должен был разобраться во всем. Он понял это и сказал:
- Хорошо, поезжайте. Только не забудьте меня здесь. Мне это место совсем не нравится.
- Ладно, не кисни,- сказал Матвеенко.
- Хорошо, не буду,- ответил Рахманин. Хотя прекрасно понимал, что один уже недавно скис. Но вовсю светило солнце, и было совершенно нестрашно.
Рахманин стал прогуливаться около входа в учительскую, чтобы поговорить с кем-то из учителей.
Однако дом был пуст. Ребята, наверное, продолжали работать в поле, а взрослые собрались где-нибудь на поминках.
- Дурацкая ситуация! - подумал Рахманин.- Люди сидят, пьют, беседуют. А ты приходишь и спрашиваешь: "Кто видел покойного в последний раз? А не было ли на его шее следов от удушья?" Тебе говорят: "Не было. Он был здоров как бык. Вот справка о его смерти". Ты снова спрашиваешь: "А вскрытие проводилось?" Тебе говорят: "А по морде не хотите?"
Время уходило и уходило. Никто из взрослых не появлялся.
Рахманин поднялся в учительскую комнату, в ту самую, в которой он спал в прошлый раз. Сел на диван, стал рассматривать документы. Ничего не было особенно интересного. Все: журналы, книги, выписки, решения - все было такое скучное, среднесиротское. Рахманин сам не заметил, как заснул. Будто заколдованный.
Проснулся он весь мокрый и встревоженный от скрипа двери. Она медленно плыла в пространстве комнаты. Кто-то тихо входил.
Рахманин напрягся на диване: что-то происходит... что-то случается. Вот показалась белая рука, вот в комнату вошел похоронный костюм. В костюме был человек- Александр Павлович Молоко.
Рахманин дико вскрикнул, заметался по комнате. Потом вскочил на подоконник и сиганул вниз.
- Не возьмете!
Он недолго путался в кустах под окном... бежал. Во время бега жить не так страшно. Ему казалось, что этот страшный человек в костюме бросится и поплывет по воздуху за ним, схватит его своими страшными малоподвижными белыми руками, и тогда... что будет тогда, Рахманин не знал, но и не очень стремился узнать.
Он пробежал мимо хозяйственных построек во дворе и выскочил на главную аллею.
Как раз появилась милицейская машина с любимым Лютым и спокойным Матвеенко. Они остановились около Виктора.
- Ну что? Как дела? - спросил Матвеенко.- Все в порядке?