Смекни!
smekni.com

Речь повествователя как основное средство его характеристики в романе ТН Толстой Кысь (стр. 4 из 5)

Реминисценциями становятся и самые маленькие элементы текста. Словосочетание «болезнь в головах» является напоминанием булгаковской цитаты. А известная фраза А.Григорьева «Пушкин – наше все» приобретает у повествователя такую форму: «Ты – наше все, а мы – твое». Известная фраза из стихотворения А.С.Пушкина «Памятник» «К нему не зарастет народная тропа» появляется у повествователя в ином виде: «Думал, не зарастет народная тропа, дак если не пропалывать, так и зарастет».

Примером реминисценций, как невольного воспроизведения автором знакомой фразовой или образной конструкции из других литературных произведений, служит следующая фраза: «С молчаливого согласия равнодушных как раз и творятся же злодейства» (намек на слова Б.Ясенского «Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но так с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и ложь»).

Использование лексического повтора «думу думает», «рисунки рисует» и т.п. говорит, с одной стороны, о бедности языка повествователя, а с другой стороны, приводит к мысли о поэтическом характере повествователя, его языковом чутье и эрудированности. (Эти лексические повторы напоминают сказанное «Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается»).

В особый вид реминисценции можно выделить народно-поэтическую лексику. В своей речи повествователь активно использует слова, относящиеся к этому типу лексики («Добры молодцы да красны девушки, ручейки малые перескакиваешь, речки в брод переходишь, сядет на камушек, плачет – заливается, горючими слезами умывается»). Он использует эти слова, желая перенести читателя в какой-то другой мир, когда речь заходит о чем-то особенно важном и красивом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив литературу по данной теме и рассмотрев речь повествователя в романе Т.Н. Толстой «Кысь», мы пришли к следующим выводам:

1. Повествователь - это особый художественный образ, точно так же придуманный писателем, как и все остальные образы. Как всякий образ, он представляет собой некоторую художественную условность, принадлежность вторичной, художественной реальности. Образ повествователя - особый образ в структуре произведения. Основное, а зачастую и единственное средство создания этого образа - присущая ему речевая манера, за которой просматривается определенный характер, способ мышления, мировоззрение и т.п.

2. Разделяют персонифицированных и неперсонифицированных повествователей. В романе Т.Толстой «Кысь» повествователь неперсонифицирован. Его фигура максимально условная, он представляет собой субъект повествования и внеположен изображенному в произведении миру. Этот тип часто называют повествователем – наблюдателем, он чрезвычайно похож на повествование от третьего лица.

3. В зависимости от того, насколько выражена речевая манера повествователя, выделяются три типа повествования:

а) нейтральное повествование,

б) повествование, выдержанное в более или менее ярко выраженной речевой манере,

в) повествование-стилизация, с ярко выраженной речевой манерой, в которой обычно нарушаются нормы литературной речи. В данном произведении представлен именно этот тип повествования.

4. Познакомившись с особенностями речи повествователя в романе Т.Толстой «Кысь», мы выявили следующие его характерные особенности:

а) по речи повествователя можно судить о его социальном положении: он принадлежит к основному населению г.Федор-Кузьмичск;

б) наличие в речи повествователя профессиональной лексики указывают на его принадлежность к профессиональной среде «книжников – переписчиков»;

в) использование в речи повествователя литературной лексики свидетельствует о его более высоком культурном уровне, чем у основных героев романа (за исключением Прежних);

г) знание повествователем местных особенностей свидетельствуют о его принадлежности к данной местности;

д) новообразования выделяются на фоне традиционных речевых средств и последовательно используются в речи рассказчика, который не только искажает непонятные ему «чужие» слова, но и образует новые, решая при этом ту или иную ситуативную задачу;

е) использование поэтических слов в речи повествователя свидетельствует о его романтическом характере.

Единственным средством характеристики повествователя в романе является его речь, в которой органично сочетаются просторечные слова и художественное словотворчество с реминисцированными выражениями. Такая живая, яркая и оригинальная речь повествователя делает его заметной фигурой на фоне других героев романа и позволяет ему не потеряться среди них.


СПИОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бердников Г., Над страницами русской классики. - М.: Современник,1985.

2. Есин А.Б., Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 1998.

3. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка: Около 52 000 слов. - М.: Русский язык, 1986

4. Максимов В.И., К тайнам словообразования, М.: Просвещение, 1987.

5. Соколов Н.А. История русской литературы XIX века (1-ая половина). – М.: Высшая школа, 1970.

6. Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова. Словарь-справочник лингвистических терминов, изд. 2-е; испр. и доп. – М., 1976.

7. Журнал «Русский язык в школе», июль-август, №4, М.. П.. 1987.

8. Толстая Т.Н. Кысь: Роман. – Переиздание. – М.:Подкова, 2002.

9. Чичерин А.В. Очерки по истории русского литературного стиля. - М.: Художественная литература, 1977.

10. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Сост. В.И.Новиков.- М.: Педагогика, 1987.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Словообразование

Замена одной приставки на другую, синонимичную

Слово с замененной приставкой Слова с аналогичной приставкой Слово с исходной приставкой
у¬чнетв¬сунулот¬плюетпод¬мочьпере¬белялс¬меняйоб¬смотретьоб¬трогатьо¬скальзываясьо¬кормилипо¬натужился уснетвручилотстроитподбавитьпеределалсрисуй, спишиобследоватьобстрелятьоглядываясьотоварилипостарался начнетзасунулвыплюнетпомочьпереписывал набело обменяйосмотретьпотрогатьпоскальзываясьобкормилиподнатужился

Усиление семантического значения путем добавления дополнительной приставки

Слово с дополнительной приставкой Исходный вариант
взамужвзвизгувизжатсясповерхуспонизувозвернулсяпоскакалочкупонадрюченыизузоренных замужвизгвизжатсверхуснизувернулсяскакалочкунадрюченыв узорах

Суффиксальный способ образования слов

Новообразованное слово Слово – аналог
гневливость, увертливостьугрюмствоструениеедучий (дым)огнецпыльноватыйтревожностьдеревяницаноговицыпужалищеложицы драчливость, расчетливостьразгильдяйство, геройствовращение, скольжениелетучий хлебец, супецтемноватыйосторожностьполенницарукавицыстрашилищевещицы

Дезаффиксация

* Беспокой ← беспокойство;

* Папорот ← папоротник;

* Набычил ← набычился;

* Кроманьон ← кроманьонец.

Изменение (или приобретение)

а) числа имени существительного

* Погоды (нет мн. ч.)

* Теплоты (нет мн. ч.)

б) окончания имени существительного

* Оладушков (оладушек)

* Замечаньев (замечаний)

* Волосья (волосы)

* У родителев (родителей)

* От изоб (изб)

* В; на грудях (груди)

* Курьё (куры)

* Впустил южного воздуху (южный воздух)

* Ни порядку (порядка) в государстве – ничего

б) рода имени существительного

* скучноватый (скучноватое) эссе

* стуло (стул)

* Паулин поймана (пойман)

Контаминации:

* спервоначалу (сперва + сначала);

* слеповран (слепой + ворон);

* жестоковыйный (жестокий + выйный (шейный));

* курдалясина (курдюк + балясина);

* баботюкалки (баба + тюкать);

* лямпампушечки (лямка + пампушечки).

2. Орфографические и фонетические изменения слов

«Заимствованные слова» (у Прежних)

а) разница в фонетике

* канпот (компот)

* тульпан (тюльпан)

* птица Паулин (павлин)

* каклеты (котлеты)

* сурпризы (сюрпризы)

* секлетарь (секретарь)

* тубарет (табурет)

* таперича (теперь)

* пинзин (бензин)

* канплимент (комплемент)

* стюдень (студень)

* шадевры (шедевры)

* мозей (музей)

* энтелегнцыя (интеллигенция)

б) разница в орфографии

* фелософия (философия)

* могозин (магазин)

* аружые (оружие)

* осфальт (асфальт)

* тродицыя (традиция)

* оневерстецкое абразавание (университетское образование)

* ренисанс (ренессанс)

* мёт (мёд)

*

Использование просторечий в литературной речи

* написамши

* склонимши

* подгоремши

* погнумши

* напрятамшись

* распластамши

* пригласимши

* тыща (тысяча)

* даден (дан)

* не раззявывай рот

* накладаешь (в значении «надаешь»)

* вывернул голову (в значении «повернул»

* допрежь всего (прежде всего)

3. Реминисценции

а) Аллюзия

* На семи холмах.

* Искусство для искусства – это нехорошо.

* Всегда готовы!

* Высказал понимание момента.

* Ни пяди земли не отдадим.

б) Аппликации

* Книга! Ты одна не обманешь, не ударишь, не обидишь, не покинешь.

* Суровое светлое воинство, поднялись и летим, в зной ли, в лютую вьюгу, - нет нам преград, расступаются народы.

* Кант в груди и мирное небо над головой.

* Дух мятежный и гневный.