Раскрытые в ст. 71 УК случаи повторное преступлений, не образующих совокупности, не исчерпывают всех возможных комбинаций соотношения нетождественных преступлений. Помимо описанных выше следовало бы регламентировать и ситуации, когда в одном случае лицо совершило неоконченное преступление, а в другом - являлось соучастником (не исполнителем) преступления; соотношение соучастия и соучастия в неоконченном преступлении и тому подобное.
Кроме того, если принципиально необходимо учитывать особенности каждого преступления, то это положение должно применяться ко всем случаям наличия особенностей. Но подлежащие учету при назначении наказания особенности есть в каждом из сочетаний преступлений, в том числе при повторности оконченных и подпадающих под действие одной и той же части статьи преступлений. Разве не отличаются квалифицируемые по одной и той же части статьи кража, совершенная в силу стечения тяжелых семейных обстоятельств, и кража, совершенная для приобретения наркотиков, кража на сумму 11 базовых величин и кража на сумму 249 базовых величин? Конечно же, отличаются и весьма существенно. На это указывают и пределы наказаний, предусмотренных за тождественные преступления. Так, простая кража может быть наказана штрафом в размере тридцати базовых величин, но может быть наказана и лишением свободы на срок до 3 лет. Разве не существенно различаются по строгости эти наказания? А это означает, что и тождественные преступления разительно отличаются по степени общественной опасности. Почему же тогда законодатель не требует оценивать такие преступления самостоятельно?
Обратим внимание и на отдельные «нюансы» квалификации повторности преступлений. В тт. 20 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 1 7 декабря 2002 г. №9 справедливо укапано на то, что совершение двух убийств при отягчающих обстоятельствах должно «квалифицироваться лишь по соответствующим пунктам ч. 2 ст. 139 УК, включая п. 16 этой статьи закона». Но при конкретной реализации этого положения... Предположим, что последовательно совершены три квалифицированных убийства: двух лиц (п. 1), затем престарелого (п. 2), затем малолетнего (тт. 2). Квалификация будет дана одна и получится следующей: совершено убийство двух лиц, престарелого, малолетнего, повторно. Попробуйте определить, сколько же было совершено преступлений и убито потерпевших? Или попробуйте совместить квалификацию убийства, сопряженного с изнасилованием, и убийства лица л связи с выполнением общественного долга, не забыв добавить повторность. Впрочем, из 16 пунктов, включающих иногда по нескольку отягчающих обстоятельств, могут складываться различные комбинации. Что отражает такая квалификация?
Подобный «нюанс» возникает и при квалификации однородной повторности. Если задать вопрос не юристу, какие преступления учинило лицо, осужденное за разбой, совершенный повторно, он с наивной уверенностью ответит, что, конечно же, осужденный один раз совершил разбой и затем еще раз совершил (повторил) разбой. Каково же будет его удивление, когда ему разъяснят, что осужденный вначале совершил повторное мелкое хищение путем кражи, а затем разбой? А если ему еще разъяснить, что два административных проступка превратили простой разбой в квалифицированный повторный разбой, наказуемый лишением свободы на срок от 6 до 15 лет с обязательной конфискацией имущества, то удивление нашего юриста сменится задумчивостью.
Трудно найти еще один термин в УК, у которого было бы столько проблем, как в правовой регламентации, так и в применении. Из двух классических вопросов выберем «Что делать?», но ответим на него на страницах следующих номеров этого журнала.
Глава 5. ПОНЯТИЕ НАКАЗАНИЯ И ОБЩИЕ НАЧАЛА НАЗНАЧЕНИЯ НАУКАЗАНИЙ
Наказание является принудительной мерой уголовно - правового воздействия, применяемой, по приговору суда к лицу, осужденному за преступление, и заключающейся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного.
1. Суд назначает наказание с учетом положений Общей части настоящего Кодекса в пределах, установленных статьей Особенной части, предусматривающей ответственность за совершенное преступление. Назначая наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, суд руководствуется приделами, установленными в статьях 49, 50 и 51 настоящего Кодекса. При назначении наказания суд исходит из принципа индивидуализации наказания, то есть учитывая характер и степень общественной опасности совершение го преступления, мотивы и цели содеянного, личности виновного, характер нанесенного вреда и размер причиненного ущерба, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, мнение потерпевшего по делай частного обвинения, мотивируя избранную меру наказания в приговоре.
2. Наказание в виде лишения свободы может быть назначено лишь при условии, что цели уголовной ответственности не могут быть достигнуты применением боле мягкого наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.
Глава 6. НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ ПРИ ПОВТОРНОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕ ОБРАЗУЮЩИХСОВОКУПНОСТИ
1.Множественность преступлений впервые закреплена в УК в самостоятельной главе. В законе определены основные виды множественности повторность преступлений (ст. 41), совокупность преступлений (ст. 42) и рецидив преступлений (ст. 43).
Общим признаком всех видов множественности является совершение не менее двух преступлений.
2. Вместе с тем, не всегда совершение лицом двух или более преступлений охватывается понятием множественности. Не входят в данное понятие случаи совершения лицом нового преступления, если за предшествующее преступление: истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 83), лицо было освобождено от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности (ст. 86), или в силу утраты деянием общественной опасности (ст. 87), или в связи с деятельным раскаянием (ст. 88), либо вследствие примирения виновного с потерпевшим (ст. 89), либо принятия акта амнистии или помилования по какому-либо из совершенных деяний (ст.ст. 95, 96). Отсутствует множественность также в ситуации, если по любому из деяний существуют препятствия для уголовного преследования (например, отсутствует жалоба потерпевшего по делам частного обвинения — ст. 33). Таким образом, множественность преступлений определяет ситуацию совершения лицом двух или более преступлений, влекущих за собой уголовную ответственность.
3.Установление множественности преступлений возможно лишь при условии правильного отграничения ее от единичного (единого) преступления. Под единичным преступлением понимается предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, содержащее признаки единого состава преступления. Единичные преступления бывают простыми и сложными. Простое единичное преступление состоит из одного действия или бездействия (при формальном составе) или действия либо бездействия и общественно опасного последствия (при материальном составе).
4.К группе сложных единичных преступлений относятся: составные преступления; преступления, в основе которых лежат альтернативные действия; преступления с двумя действиями; умышленные преступления с квалифицирующим последствием; преступления с признаком преюдиции; длящиеся и продолжаемые преступления.
5.Составные преступления образуются из двух и более преступных деяний, каждое из которых, если их оценивать изолированно, представляет собой самостоятельное простое преступление. Так, например, сконструирован состав разбоя (ст. 207). Разбой заключается в насилии либо угрозе применения насилия с целью непосредственного завладения имуществом. При данном способе преступная цель (завладение имуществом) достигается путем применения насилия. В подобной ситуации разнородные преступные действия: насилие над человеком и завладение чужим имуществом — образуют одно (единое) составное преступление.
6. К единым сложным относятся также преступления, в основе которых лежат альтернативные действия. Конструкция подобных преступлений включает в себя ряд юридически равнозначных деяний. Совершение любого из них образует состав оконченного преступления. В свою очередь одновременное совершение нескольких альтернативно образующих данное преступление действий также будет рассматриваться как единое сложное преступление. Например, в статье 360 описываются признаки единого преступления (диверсии), в основе которого лежат такие альтернативные действия, как совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения им телесных повреждений, разрушения или повреждения зданий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи или другого имущества в целях нанесения ущерб экономической безопасности и обороноспособности Республики Беларусь. Совершение любого из перечисленных общественно опасных действий, направленных на массовое уничтожение людей, причинения телесных повреждений или другого вреда с целью дестабилизации общественного порядка или деятельности государственных органов, образует состав оконченной диверсии. Вместе с тем, одновременное совершение нескольких альтернативных общественно опасных действий с той же целью также будет рассматриваться как единое преступление (диверсия).