1) частичное - в отношении сделок, совершаемых исключительно с согласия временного управляющего, а именно: сделок, связанных с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или с распоряжением таким имуществом иным образом; с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника; сделок, связанных с получением и выдачей займов (кредитов), уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника;
2) полное - в отношении вопросов, решения по которым в период проведения процедуры наблюдения не может принимать ни руководитель должника, ни временный управляющий. Они связаны с реорганизацией и ликвидацией должника, созданием юридических лиц (или участием в иных юридических лицах), филиалов и представительств, выплатой дивидендов, размещением должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, выходом из состава участников должника, приобретением у акционеров ранее выпущенных акций (п.3 ст.64 Закона о банкротстве 2002 г.)
Таким образом, данная процедура осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Несомненно, введение данной процедуры принципиально изменило ситуацию в плане последовательной защиты прав должника, с одной стороны, и прав кредиторов - с другой.
С момента принятия первого Закона о банкротстве (1992 г.) не утихают споры по поводу общей направленности российского законодательства о банкротстве: прокредиторской либо продолжниковой. Эти термины появились вместе с самим Законом. Многие ученые и практики считают, что восстановительные процедуры имеют низкую эффективность и после их окончания должник признается банкротом, а кредиторы либо ничего не получают, либо получают гораздо меньше того, на что рассчитывали. Некоторые авторы утверждают, что наблюдение, закончившееся восстановлением платежеспособности, - это чаще всего захват бизнеса путем использования процедуры банкротства[32].
Тем не менее действующий Закон о банкротстве 2002 г. направлен на усиление продолжниковой направленности законодательства о банкротстве. Это значит, что восстановительные процедуры признаны приоритетными, а целью Закона остается восстановление платежеспособности должника. С этой позиции хотелось бы остановиться на одной из важных процедур банкротства - процедуре наблюдения и указать на некоторые проблемы, существующие при ее применении на практике.
В ст.2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" дано понятие наблюдения - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Это первая и обязательная процедура банкротства. Она оценивается как компромисс между соблюдением интересов должника и кредиторов. В этот момент крайне важно сбалансировать интересы сторон: о неплатежеспособности должника уже достаточно хорошо известно, а с другой - определенные судебные мероприятия еще не начались.
Согласно ст.7 ФЗ о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. Раньше до Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314[33] такие функции выполняла Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству. В настоящее время эта служба упразднена и ее функции были распределены между несколькими государственными органами, в частности, выполнение функций по принятию нормативных правовых актов осуществляются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, функции по представлению интересов Российской Федерации перед кредиторами в процедурах банкротства осуществляется Федеральной налоговой службой, часть функций Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. Таким образом, исключительно Федеральная налоговая служба России вправе представлять требования об уплате обязательных платежей в деле о банкротстве.
Однако на практике все не так просто. В настоящее время в арбитражных судах есть еще дела, возбужденные до 2002 г., а согласно п.2 ст.6 Закона о банкротстве 1998 г. право на обращение в суд имеют только органы, уполномоченные Федеральным законом. Поэтому по таким заявлениям может быть вынесено определение только по заявлению должника. К заявлению уполномоченного органа может быть приложено решение налогового и таможенного органа о взыскание задолженности за счет имущества должника.
Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения суда, арбитражного суда, третейского суда. Это подтверждает и судебная практика - Постановление ФАС Уральского округа от 23.09.2008 N Ф09-6774/08-С4[34] (Приложение 1), согласно которому суды правомерно отказали во введении в отношении должника процедуры банкротства, поскольку в деле отсутствуют доказательства неисполнения должником исполнительного документа в течение срока, превышающего 30 дней.
На практике может сложиться ситуация, что до введения наблюдения, недобросовестные должники могут попытаться вывести свои активы на третьих лиц. Поэтому вместе с заявлением направляйте ходатайство о принятие судом мер по обеспечению заявления. Обеспечительные меры применяются в соответствии с главой 8 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Так, Определением ФАС Московского округа от 16.10.2008 N КА-А40/10592-08[35] (Приложение 2) заявление о применении обеспечительных мер в виде приостановления действия решения налогового органа удовлетворено, так как документы, приложенные к заявлению, свидетельствуют о том, что единовременное решение оспариваемого решения налогового органа приведет к банкротству налогоплательщика, являющегося единственным в России производителем сплавов и бериллиевых бронз и прокатов этих сплавов.
Рассматривая тему вывода активов, возникает уместный вопрос: как быть с институтом добросовестного приобретателя? Конституционный Суд в своём Постановлении от 21 апреля 2003 г. N 6-П[36] по этому поводу высказал мнение о рассмотрение данных отношений по аналогии с физическими лицами.
В случае если до назначения судом заседания по проверке обоснованности требований заявителя к должнику на рассмотрение суда поступают заявления о признании должника банкротом от других лиц, все поступившие заявления о признании должника банкротом рассматриваются судом в качестве заявлений о вступлении в дело о банкротстве; данные заявления должны быть рассмотрены в течение пятнадцати дней с даты судебного заседания по проверке обоснованности требований первого заявителя, обратившегося в суд (п.8 ст.42 ФЗ о банкротстве).
При изучении судебной практики по делам о банкротстве нередко встречаются случаи, когда поступает заявление от кредитора, дело назначается к рассмотрению, но после этого поступает заявление о признании должника банкротом от другого кредитора либо уполномоченного органа. Заявление принимается к производству в качестве заявления о вступлении в дело, назначается к рассмотрению после даты рассмотрения дела (п.8 ст.42 Закона о банкротстве). В дальнейшем судом выносится определение об обоснованности размера требований кредитора либо уполномоченного органа (заявленного после принятия первого заявления) и включения их в реестр требований кредиторов. Представляется интересным, что Закон о банкротстве не определяет, в каком порядке должны рассматриваться эти требования (в частности, не сказано, что в первую очередь выясняется обоснованность требований кредитора, подавшего заявление более раним числом). Этот вопрос остается на разрешение суда[37].
При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника наблюдение вводится с даты принятия судом заявления должника к производству (п.2 ст.62 ФЗ о банкротстве).
По другим заявлениям (кредитора, уполномоченного органа) наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику (п.6 ст.42, ст.48, п.1 ст.62 ФЗ о банкротстве). Судебное заседание должно проводиться в срок не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления, которое изготавливается в пятидневный срок со дня поступления заявления о признании должника банкротом. По результатам рассмотрения обоснованности требований заявления к должнику суд выносит одно из следующих определений:
об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения;
об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу;
о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения.
Определения суда, принимаемые в стадии наблюдения, имеют различное значение, в отношении некоторых из них Закон регламентирует направление определенным адресатам, а в определениях суда подчас не указывается, кому направить судебный акт. Согласно п.4 ст.42, п.2 ст.48 ФЗ о банкротстве суд должен направлять определение о принятии заявления о признании должника банкротом заявителю, должнику, регулирующему органу, заявленной саморегулируемой организации. Необходимо учитывать и требования, предъявляемые к определению суда, содержащиеся в п.28 Постановления Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29[38]. В них установлено, что в определении суда о введении наблюдения должны содержаться указания на признание требований заявителя обоснованными, включение их в реестр требований кредиторов в установленном размере и очередности их удовлетворения; в последующем кредиторы не обязаны предъявлять такие требования в порядке, предусмотренном ст.71 ФЗ о банкротстве.