Смекни!
smekni.com

Правовая система в условиях федерализма (стр. 4 из 6)

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Важнейшим органом судебной власти в Германии является Федеральный конституционный суд (ФКС). ФКС – блюститель Основного закона, самостоятельный и независимый орган власти, имеющий равные права с другими федеральными органами.

ФКС принимает решения относительно толкования Основного закона в случае возникновения споров о компетенции высших федеральных органов, осуществляет правовой контроль за выявлением степени соответствия конституции принятых парламентом страны или какой-либо земли законов. ФКС решает также споры между Федерацией и землями по вопросам разграничения законодательства.

Решения ФКС обязательны к исполнению конституционными органами Федерации и земель, всеми судами и ведомствами.

В целом ФКС призван обеспечить равновесие трех властей: законодательной, исполнительной и судебной, равновесие между государством и гражданином.

Кроме ФКС, к судебной власти на уровне Федерации относятся также федеральные суды, занимающиеся специальными вопросами: Федеральный верховный суд (по гражданским и уголовным делам); Федеральный финансовый суд; Федеральный административный суд; Федеральный суд по трудовым делам; Федеральный суд по социальным делам. Их задачи заключаются главным образом в обеспечении единства всей судебной практики в ФРГ, кроме того, они являются высшими судебными инстанциями для каждой сферы судебного производства. Бесспорно, что такой партикуляризм власти – историческая особенность Германии.

“Единство российской судебной системы также обусловлено исторически, в том числе относительно “централистским” типом федерации в России (вертикаль власти). Стремительное изменение российского права, формирование новых отраслей законодательства вызывают множество пробелов и коллизий, тем самым увеличивая риск противоречивого решения сходных правовых вопросов в органах правосудия. Уменьшению степени этого риска призвана способствовать единая судебная система”1.

Исполнительные органы власти уполномочены издавать нормативные акты (подзаконные акты в РФ; законы в материальном смысле в ФРГ). Но главная задача этих органов заключается в обеспечении реализации законов, принятых парламентом и судебных решений, вынесенных судами.

Исполнительную власть в государстве осуществляет правительство. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Правительство РФ осуществляет полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

“На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение”1.

Исполнительная власть субъектов РФ представлена “правительствами” субъектов.

Для любой федерации характерно наличие как федерального правительства (центрального; общегосударственного), так и наличие правительств субъектов федерации (областей, краев, земель и др.)

Высшим органом исполнительной власти в ФРГ является Федеральное правительство. Оно состоит из канцлера (главы правительства) и федеральных министров.

Федеральное правительство воплощает в жизнь законы, принятые бундестагом, осуществляет политическое и административное руководство государством. Федеральный канцлер определяет основные направления политики, руководит работой правительства, возглавляя кабинет министров и председательствуя на его заседаниях. Федеральные министры организуют работу своих ведомств. В случае разногласий между отдельными министрами, а также в случаях, особо предписанных Основным законом, Федеральное правительство принимает решения коллегиально.

Федеральные земли не являются суверенными государствами. Они не обладают правом на отделение (сецессию). Любое действие, направленное на отделение части федеральной территории, наказуемо по закону.

Каждая земля имеет свою конституцию, свое правительство и парламент, именуемый ландтагом, а в отдельных случаях – гражданским собранием или палатой депутатов. Эти парламенты однопалатны, кроме баварского, где ландтаг имеет двухпалатную структуру.

В землях функционирует собственная судебная система. В каждой земле (за исключением Шлезвиг-Гольштейна) существует свой орган конституционного контроля.

Большинство законодательных полномочий принадлежит Федерации. Исключительное законодательное право отведено Федерации в сфере международных отношений, обороны, гражданства, денежной системы, связи, таможенной и пограничной охраны, а также уголовного, процессуального, экономического, трудового и жилищного права.

К законотворческой компетенции земель относятся вопросы культуры (образование, радио и телевидение), коммунальная сфера и полицейское право (лишь форма полицейских везде одинакова). Земли также обладают широкими полномочиями в административной сфере. Федеральные налоги, авиасообщение и атомная энергетика находятся под контролем федерации.

Земли обладают более широкими полномочиями в области непосредственной демократии, чем Федерация. Если Основной закон предусматривает проведение федерального референдума только при территориальных изменениях, то в землях получили распространение конституционные и законодательные референдумы, народная инициатива для роспуска ландтага, народная законодательная инициатива.

В задачи земельных правительств входит выработка земельных законопроектов и обеспечение выполнения законов после их утверждения земельными парламентами. Они ответственны и за проведение в жизнь федеральных законов.

3) Идеологическая составляющая

Для того, чтобы охарактеризовать идеологическую составляющую нужно дать определение правопониманию, правосознанию и правовой культуре. В юридической науке правопонимание представлено наличием различных теорий и школ. Отечественные и зарубежные авторы, определяя и анализируя признаки и черты, характерные для различных правовых систем и права как социального явления в целом, традиционно уделяли и уделяют этому вопросу значительное внимание1.

В современном мире среди конкурирующих подходов к проблеме правопонимания особое место занимают концепции позитивного и естественного права.

Еще со времен античности мораль и право, противоборствуя друг с другом, имели общую составляющую – справедливость. “Позитивное и естественное право представляли собой этическую ценность, обеспечивая равенство, свободу, порядок и справедливость”2.

Правовая культура как часть общей культуры общества – относительно новое и развивающееся понятие.

Термин “правовая культура” предполагает анализ двух феноменов – “права в книгах” и “права в жизни”, идей и практики применения права, “спроса на право” и “предложения права” (структуры и инфраструктуры юридических институтов, культуры юридической профессии, типов юридических рассуждений, процедур разрешения споров, взаимодействия между социальными ожиданиями и реальными изменениями, ценностей и мнений в отношении права, правовой системы, культуры права юристов и массовой культуры, юридических реформ). Под “внешней правовой культурой” понимается совокупность идей о праве и его месте в социальном порядке. Понятие внутренняя правовая культура предполагает исследование того, каким образом юристы-профессионалы формируют систему права и профессиональную структуру, а также каково их отношение к государству1.

А. Б. Венгеров под правовой культурой понимает социально-экономический феномен, включающий профессиональный и традиционно-бытовой пласт: правосознание, юридические учреждения, их роль в обществе, судебную, арбитражную системы, стиль, культуру работы, отношения с гражданами и другими системами и общую культуру. Складываясь, правовая культура отражает характер условий существования обществ, этапы цивилизованного развития человечества2.

В. В. Лазарев отмечает, что правовая культура общества – качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, практики правоприменения, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности. Структуру правовой культуры образуют право, правоотношения, правовые учреждения и правовое поведение3.

Достаточно “тяжелый” перечень документов правовой культуры предложил Э. Бланкенбург4, который считает предопределяющим фактором правовой культуры институциональную инфраструктуру – юридическую профессию и методы разрешения споров.

Но с ним нельзя согласиться в том, что он не придает должного значения этнологическим экономическим особенностям, которые служат составными элементами правового менталитета (в частности – правосознания), а также отрицает утвердившийся в юридической науке тезис о том, что право возникает на основе обычаев и народных поверьях, т. е. духа народа, и лишь во вторую очередь – на основе юриспруденции. Ведь дух и обычаи народа сильнее законов и хотя конституция способствует формированию народных нравов, в последних заложено нечто большее, чем конституция1.