Следует согласится с мнением В. В. Бойцовой и Л. В. Бойцовой, которые предлагают под термином “правовая культура” понимать “результаты исторического развития институтов права и правосознания людей, представителей юридической элиты и рядовых граждан. “Лицо” национальной правовой культуры формируют все элементы правовой системы, и степень влияния каждого нельзя определить с арифметической точностью”2.
Изучение и анализ научных категорий “правопонимание” и “правовая культура” подводят к понятию “правосознание”. Ведь от степени сознательного отношения общества и его отдельных индивидов к праву зависит уровень правового состояния общества, возникновение новых правовых норм, а эмоциональное отношение влияет на правомерное или на правонарушающее поведение.
Правосознание как одна из форм сознания человека – явление идеальное. Оно исходит из оснований, лежащих вне самих правовых норм, т. е. из морали и религии или из целей общества. Правосознание можно определить как объективный набор взаимосвязанных идей, эмоций, выражающих субъективное отношение общества, групп, индивидов к праву – этому социальному институту, его системе и структуре, к отдельным законам и другим элементам правовой системы.
По сути, правосознание – это оценка права, существующая в обществе, выражающая критику действующего права и формирующая определенные надежды и пожелания к правовой сфере, определяющая, что считать правомерным, а что неправомерным.
Анализируя правосознание с точки зрения общетеоретического подхода следует отметить, что теория права выделяет и изучает его структуру, которая характеризуется двумя составляющими: правовой идеологией и правовой психологией. Выделение этих структурных элементов объясняется тем, что в правосознании соотносятся абстрактное и конкретное, т. е. нормы права, выраженных в статьях нормативно-правовых актов, а соответственно и представления людей о должном, и правоотношения конкретных субъектов права. Соответственно с этим правовая идеология – это совокупность чувств, эмоций, убеждений, привычек, мотивов и юридически значимых волевых действий.
Проявление правовой идеологии в реальной жизни можно проиллюстрировать следующим образом.
В современном мире при построении правового социального государства или гражданского общества1, часто провозглашается идея закона во всех сферах общественной жизни. Между тем этот тезис приемлем и для “полицейского государства”, и для сохранения тоталитарного режима политического господства бюрократии. Само по себе верховенство закона, несомненно, обладает определенной ценностью. Но государство законности может быть не только правовым, но и “полицейским” государством – в зависимости от того, что дозволяет закон административным органам и как он защищает гражданское общество от административного произвола. Разумеется, реальное верховенство закона затрудняет подмену права произвольными нормами, опирающимися лишь на силу. Но проблема заключается в том, что по мере расширения легальных полномочий правительственных органов верховенство закона может превращаться в фикцию, нормотворчество фактически становится прерогативой этих органов, а правовые нормы вытесняются хаотическим набором тотальных предписаний, выражающих корпоративные, групповые, ведомственные и частные интересы бюрократии.
Правовая идеология, в отличие от правовой психологии, представляет собой результат сознательной, целеустремленной и организованной деятельности теоретиков. Ее внутренней тенденцией является стремление завладеть массовым сознанием всего общества, и прежде всего того социального слоя, чьи интересы она выражает. Поэтому правовая идеология тесно связана с другими формами общественного сознания, особенно с политическим и нравственным, придавая им вполне определенную направленность и целеустремленность.
Таким образом, правовая идеология обладает следующими присущими только ей основными признаками:
- концептуальное осмысление и выражение коренных интересов и целей общества;
- выработка их теоретиками – идеологами (юристами, политиками, философами);
- целеустремленная направленность на реализацию своих возможностей через различные формы общественного сознания, чтобы стать мотивом практической деятельности класса и общества в целом.
Теория правосознания невозможна без исследования правовой психологии, которая формируется и укрепляется на основе потребностей и интересов социальных общностей. В то же время на ее формирование существенное влияние оказывают право и правовые отношения. Однако основным фактором при формировании общественно-правовой психологии является общественное бытие, которое может оказать на нее как позитивное, так и негативное влияние.
Особенностью правовой психологии является то, что она возникает как элемент массового правосознания, являясь продуктом непосредственной деятельности социальных общностей.
Наука теории права в зависимости от основания классификации выделяет правосознание:
- по уровню: обыденное, профессиональное, религиозное и научное;
- по субъекту отражения действительности: индивидуальное, групповое и общественное;
- по функциям: познавательное, оценочное и регулятивное.
Функции правосознания выводят из его признаков, рассматривая правосознание как: 1) одну из функций общественного сознания; 2) духовное познание действительности; 3) знание правовых явлений; 4) нормотворческое и регулирующее воздействие на деятельность людей; 5) характеристику определенного отношения людей к правотворчеству и правореализации1.
Так, при осуществлении правотворческой деятельности происходит познание социальных норм, которые регламентируют определенные явления и процессы. Будучи познанными, они получают отражение в сознании законодателя и соответствующим образом оцениваются с позиций соответствия общеправовым принципам, идеалам добра и справедливости, интересам и потребностям общества. На основе норм права, закрепленных в статьях конституции, начинается правотворческий процесс, в осуществлении которого происходит прогнозирование того, какое воздействие окажут вновь устанавливаемые нормы на развитие правоотношений. Кроме того, оцениваются возможные результаты, после чего начинается процесс принятия закона. Все стадии этой деятельности осуществляются при регулирующем действии правосознания, отражающего соответствующие правовые явления.
В процессе правоприменительной деятельности управомоченные субъекты познают (т. е. отражают в сознании) как фактические жизненные обстоятельства, так и (посредством толкования) выбранные ими нормы права. На основе этих норм происходит оценка соответствующего события с позиции права и принимается решение, выносится правоприменительный акт. Таким образом, вся указанная деятельность осуществляется при регулятивном воздействии правосознания.
При осуществлении правоохранительной деятельности регулятивная функция правосознания проявляется посредством познания определенных событий, их отражения в сознании, их оценки с правовых позиций и принятия основанных на праве решений.
Таким образом, роль правосознания проявляется прежде всего через регулятивную функцию. При всей относительной самостоятельности элементов структуры правосознания все они участвуют в регулировании поведения человека, выполняя социально - реализующую роль. Вместе с тем нельзя понять правосознание как способ регуляции без учета его отражательной, познавательной и оценочной функций, которые выступают в единстве с регулирующей функцией. Правосознание, выполняя указанные функции, выдвигает требования, нуждающиеся в законодательном закреплении для придания им общеобязательного характера. Подобные требования не присущи никакой другой форме общественного сознания.
Заключение
Целью данной работы было рассмотрение основ правовой системы федеративного государства (на примере России и Германии), представляющей собой совокупность источников позитивного права в единстве с правовой идеологией и юридической (судебной) практикой.
Взаимодействие правовой системы с государством и обществом происходит посредством государственных органов, уполномоченных осуществлять правотворческую, законодательную, правоохранительную, правозащитную, правоисполнительную и другие виды деятельности в области права.
Любую национальную правовую систему характеризует ее “суверенность”, поскольку сама система отражает особенности исторического, экономического и национального развития государства, существующие в ней общественно-политические традиции, специфику культуры и нравственности общества, национального быта, правовых традиций и правового сознания. Во многом эти особенности определяют ценность правовой системы конкретного государства, ее положение в общей структуре социально-нормативного регулирования, а следовательно, соотношение с такими регуляторами, как мораль, религия, неправовые обычаи и другие корпоративные нормы.
Правовая идеология представляет собой систематизированное ядро правосознания общества. В ней отражаются и обосновываются интересы, потребности, задачи общественного развития и роль государственно-правовых органов в этом процессе. Правовая идеология в целом носит классовый характер. Она выступает как концептуальная система идей, отражающих действительность с позиций определенного общества.