Смекни!
smekni.com

Традиционный ислам как образ жизни в современном мире (стр. 4 из 6)

Свою роль в этом сыграли и теракты 11 сентября 2001 года, которые привели к увеличению давления на американских мусульман. "После 11 сентября школьники-мусульмане чаще выделяются, иногда одноклассники даже называют их террористами, - говорит Синтия Сулейман, жительница Массачусетса. - Когда такие религиозные лидеры, как Фрэнк Грэм, Джимми Суоггерт и Джерри Фалуэлл выступают против ислама, которые счастливо подхватывают средства массовой информации, эта нетерпимость распространяется и на впечатлительных детей, которые переносят ее на своих мусульманских одноклассников". (Об освещении мусульманского мира в мировых СМИ пойдёт речь в одном из следующих разделов).

В последнее время в Бельгии и во Франции встаёт вопрос на государственном уровне о запрете ношения хиджаба. (К слову, в Турции 9 февраля 2008 года был отменён запрет на ношение хиждаб в ВУЗах.) Многие политические деятели считают, что такая политика является недемократичной и противоречит правам человека. Но такие тенденции заставляют мусульманское сообщество остро реагировать на подобные заявления, что, безусловно, вносит негативные ноты в общество страны.

Мусульмане, приезжающие на Запад, скорее стремятся укрепиться в своей вере, чем поддаться воздействию чуждого образа жизни. Во-первых, североамериканские и европейские общества — это общества со свободой печати, они обладают высокой степенью свободы ассоциаций и выражения собственного мнения, терпимо относясь при этом к инакомыслию и даже радикальным точкам зрения. Мусульмане и другие выходцы с Востока охотно образуют ассоциации и выражают взгляды, которые были бы запрещены у них на родине и могли даже повлечь за собой суровую кару. Так, по иронии судьбы, мусульманские студенты пользуются на Западе благами превосходного научного и технического образования и в то же время дисциплинируют себя в области религии, в том числе и свидетельствуя о своих убеждениях посредством давата — проповеднического призыва к немусульманам.

Вне всяких сомнений, когда мусульмане, получившие ученую степень на Западе, возвращаютсяна родину, они приносят с собой широкий спектр взглядов и реакций на западный и немусульманский образ жизни. Однако значительное число мусульман остается в западных странах в силу лучших экономических условий, возможности применить там свои профессиональные навыки и ряда других соображений. Присутствие этих людей привело к первому в истории значительному росту мусульманских институтов на Западе. В современной Франции, о которой уже велась речь выше, мусульмане составляют вторую по численности религиозную общину, далеко позади римских католиков, но впереди протестантов. Крупные мусульманские общины существуют в Германии и Соединенном Королевстве, а также в Нидерландах. В Канаде мусульманская община твердо встала на ноги, особенно в больших городах. Да и в Соединенных Штатах в настоящее время проживают, возможно, не менее пяти миллионов мусульман. Весьма важным является то обстоятельство, что возрастает число новообращенных, особенно среди афро-американцев, так что со временем мусульманские общины на Западе перестают быть главным образом этническими анклавами, но во все большей степени состоят из коренных жителей этих регионов, мирно сосуществующих с другими религиозными общинами, в частности иудеями и христианами.


3.Ислам в России

3.1 Эволюция национальной политики: от СССР к РФ

Ислам - одна из основных традиционных религий на территории нашей страны. Общеизвестно, что существуют области с более плотным заселением людей, исповедующих ту или иную религию. Но в современных условиях ритмичного, энергичного образа жизни, возможностях связи и транспорта, миграции эти границы уже не столь явны. На протяжении всей истории гражданам России, исповедующим ислам, удалось сохранить традиционные учения религии даже во время трудностей советского периода, когда на государственном уровне имел место быть запрет, противостоя сложностям после распада СССР и нарастающей волне сепаратизма.

В 1920-1930-е гг. политика государства по отношению к мусульманским деятелям была направлена на устранение их политико-правовыми, экономическими и административно-полицейскими мерами. В результате массовых репрессий конца 1920 - начала 1930-х гг. было физически уничтожено или устранено значительное количество духовных лидеров всех конфессий и по всей стране.

Мусульмане утратили наиболее активную и образованную часть религиозных деятелей, на смену которым приходили неквалифицированные служители культа, что способствовало большой утрате мусульманского наследия. Несмотря на то, что некоторые муллы сумели возвратиться на родину после концлагерей и ссылок, многие из них не вернулись к своим прежним обязанностям. Но и те, и другие в середине 1930-х гг. оказались жертвами уже более суровых репрессий.

Репрессии 1930-х гг. полностью изменили социально-культурную и численную характеристики имамов. Притеснения и физическое уничтожение влиятельного слоя исламских деятелей (эта политика велась относительно и активных проповедников других конфессий), проходившее параллельно с процессами над "буржуазными националистами", закрытие тысячей приходов, мечетей и мусульманских школ - все это нанесло непоправимый ущерб развитию ислама в России.Но следует отметить, что не во весь советский период осуществлялась такая жёсткая политика по отношению религиозным деятелем страны.

В настоящее время мусульмане страны, как и приверженцы других конфессий, имеют право и могут свободно, открыто следовать религии, более того, создавать религиозные организации и учреждения профессионального религиозного образования. Начинает создаваться мусульманская инфраструктура, открываются мусульманские школы и детские сады, даже сайты знакомств и российские мусульманские социальные сети, но их настоящий уровень, к сожалению, не полностью отвечает на запросы мусульманской общины. В настоящее время ведутся переговоры относительно открытия мусульманского банка, т.к. в исламе наложен запрет на проценты (аль-риба). В 1999 году был создан первый в столице России Московский исламский университет (МИУ) на основании решения его учредителя – Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР).

3.2 Проблемы исламской инфраструктуры

Представителям традиционного ислама исправлять свои религиозные потребности не всегда удаётся. К примеру, в Москве официально функционируют всего 5 мечетей. Ещё в 2001 году Равиль Гайнутдин торжественно провозгласил: "Сегодня сбылось то, что сто лет назад казалось мечтой, - России суждено стать одной из крупнейших мусульманских стран, что никак не умаляет ее значения как великой христианской державы". По словам главы ДУМЕР, в Москве проживает от полутора до двух миллионов мусульман, что делает столицу крупнейшим исламским городом в России: "Москва может называться основным мусульманским духовным центром всероссийского масштаба".

Для сравнения, в Кёльне около ста мечетей, а в городе проживает около полумиллиона человек, даже в процентом соотношении мусульман в Москве больше, чем в этом немецком городе.

Во время празднования традиционных мусульманских праздников можно лицезреть картину, когда тысячи верующих приезжают в Соборную мечеть на Проспекте мира и физически не вмещаются даже на территории, приходится перекрывать движение на ближайших улицах и совершать молитву на улице в любую погоду. Это создаёт неудобство не только самим верующим, но и гражданам других конфессий, и просто рядовым москвичам.

Таким образом, достаточно остро обстоит дело с инфраструктурой для мусульман. В огромном мегаполисе недостаточно мест, где есть возможность совершить обязательную молитву, а перед этим совершить ритуальное омовение. Также мусульмане принимают в пищу исключительно халяльное мясо (мясо животных, забитых определенным образом), но и эта ниша рынка функционирует недостаточно слажено. Также хотелось отметить тот факт, что после распада советского союза, после прошедствия почти 20 лет, россияне становятся более терпимыми друг к другу, понимают и уважают особенности друг друга. При личном разговоре с народным артистом РФ Ренатом Ибрагимовым он высказал своё мнение об отношении к мусульманам в нашей стране. Он сказал, что мусульмане сами должны правильно позиционировать себя в обществе: "Улыбка - это главный мостик понимания между людьми разных верований". Действительно, в неправильном восприятии приверженцев ислама в России виноваты и они сами, т.к. неслаженно противодействуют ложному их представлению в СМИ.

Недаром в названии курсовой работы я намеренно разграничила традиционный ислам от "заблудших" течений и радикальных ответвлений.


4. Освещение ислама в СМИ

4.1 Объяснение истинного значения понятия "шахид"

В настоящее время в отдельных российских средствах массовой информации процветает "бытовая" исламофобия. Многие журналисты, разбирающиеся в Исламе поверхностно, выплескивают на страницы газет и "голубые" экраны штампы, не имеющие ничего общего с религией мусульман. Оскорбительные для мусульман выражения типа " шахид взорвал себя с десятком невинных прохожих", "исламский терроризм" и прочее являются ни чем иным как оксюмороном.

В отдельных СМИ появились комментарии по поводу взрывов в московском метро, в которых террористам присваивают звание "шахидов". Председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин заявил на официальном сайте ДУМЕР, что подобные высказывания, когда высоко чтимое мусульманами слово "шахид", обозначающее человека погибшего в справедливой войне с агрессорами, защищая Ислам, присваиваются убийцам, могут расцениваться как подстрекательство молодежи к подобным акциям. По словам муфтия, использование этих терминов в ином, отрицательном смысле, в частности, при наименовании начиненных взрывчаткой поясов террористов-смертников "поясами шахида", искажает истину и вносит путаницу в общественное сознание. Но следует отметить, что в нашем обществе постепенно начинает преобладать убеждение, что действия отдельных лиц и групп нельзя приписывать религии, ее учению. ДУМЕР считает своей задачей добиться такого положения, когда ряды прикрывающихся религиозным флагом экстремистов не только не будут расширяться, но и постепенно сойдут "на нет" для недопущения межнациональной и межрелигиозной розни.