Смекни!
smekni.com

Традиционный ислам как образ жизни в современном мире (стр. 5 из 6)

Очень важен тот факт, что использование религиозных терминов в СМИ не должно быть безответственным штампом, способным стать дополнительной провокацией и подстрекательством.

Действительно, экстремизм и терроризм не имеют никакой опоры в Священном Коране и Сунне Пророка Мухаммада.

Следует привести доказательства из первоисточников:

В Священном Коране убийство невинного человека, по пагубности и степени греховности, приравнивается к убийству всего человечества:

· "Кто убьет душу, тот подобен убийце всего человечества" (Коран, 5:32).

· "Воистину, верующие – братья, так устройте мир между вашими братьями! Будьте богобоязненными, и да будете вы помилованными!" (Коран, 49:10).

· "И нe yбивaйтe caмиx ceбя. Пoиcтинe, Aллax к вaм милocepд! A ктo дeлaeт этo пo вpaждe и нecпpaвeдливocти, тoгo Mы coжжeм в oгнe. Этo для Aллaxa лeгкo!" (Коран, 4:29).

Но чрезвычайно важен тот факт, что теракты-самоубийства противоречат Корану и хадисам. Известно так же, что самоубийство считается в исламе тягчайшим грехом.

Пророк сказал: "Тот, кто убил себя железом будет брошен в ад с мечом, вонзившимся в живот, и будет вечно пребывать там. И кто бросил себя со скалы, будет брошен в адский огонь, и будет вечно там пребывать". ("Сахих Аль-Бухари", глава 523)

Согласно изречениям Пророка, Аллах говорит,: "О слуги Мои, Я запретил любые притеснения по отношению к Себе и запретил его вам по отношению друг к другу, а потому не посягайте ни на честь, ни на имущество, ни на жизни друг друга".

Пророк Мухаммад сказал: "Истинно верующий (уверовавший в Господа сердцем) – тот, с кем люди (независимо от того, верующие они или безбожники) чувствуют себя спокойно и безопасно".

В традиционном исламе словом "шахид" традиционно называют:

· погибшего в справедливой войне с агрессорами, защищая Ислам и свободу соблюдения и изучения мусульманами своей религии.

· людей, погибших от рук бандитов при самообороне, умерших от различных эпидемий и даже влюбленных, умерших, сохранив свою честь. Этот термин употребляется в юридической практике по отношению к свидетелям преступления, при заключении брака и т.д.

К шахидам также относятся: умершие от чумы, плеврита, туберкулеза, от болезней живота, утопленники, женщины, умершие во время беременности и после родов в результате кровотечений, погибшие при самообороне, защите семьи или имущества, отстаивании своей веры (Р.Гайнутдин 2008).

4.2 Правовое регулирование отношений мусульман со СМИ

Также термин "мусульманский терроризм" является уже, к сожалению, устойчивым выражением среди журналистов, что подрывает авторитет ислама и вводит в заблуждение неосведомлённые слои населения.

Многих обывателей и неосведомлённых людей интересует вопрос: как же так, ислам запрещает самоубийство, и в то же время смертник совершает свой террористический акт как бы во имя Аллаха?

Существует коренное различие между исламом как религией и политикой исламистов. Оно заключается в том, что ислам воспевает жизнь и ее преимущества, а не смерть, в нем нет культа мучеников. Мученик – это тот, кто страдает от действий врагов ислама и в силу своей веры, а не по политическим убеждениям. Мученик не ищет смерти, он понимает, что самая большая ценность – это жизнь, и он не может уйти из жизни, кроме как от рук угнетателей. О том, что ислам осуждает терроризм, свидетельствует и недавнее выступление мусульманского духовенства Саудовской Аравии – совет верховных священнослужителей этой страны назвал подрывные акции и убийства "опасными преступлениями", противоречащими шариату, а людей, оправдывающих эти действия джихадом, – сбившимися с верного пути. Хочу подчеркнуть, что Саудовская Аравия является хранительницей главных исламских святынь.

Неудивительно, что ввиду такой политики в СМИ, Президент России Дмитрий Медведев призвал мусульманские религиозные организации Северного Кавказа вести активную пропаганду традиционного ислама. Президент заверил, что эта работа будет поддерживаться государством. По мнению Медведева, развитие и укрепление ислама поможет бороться с экстремизмом в маске религиозных течений. Президент посоветовал СМИ не использовать выражение "исламский экстремист", потому что бандиты отношения к религии не имеют.

28 августа в Сочи президент России Дмитрий Медведев выступил на встрече по вопросам поддержки мусульманских религиозных организаций Северного Кавказа. По мнению Медведева, работа в этом направлении пока выглядит слабо: "Иногда я тоже выхожу в интернет и смотрю, что там пишут — волосы дыбом встают, это никакого отношения не имеет ни к исламу, ни вообще к какой-либо идеологии", — говорит глава государства [30]. Он сообщил, что работу лидеров исламского духовенства в этом направлении готова координировать администрация президента.

Дмитрий Медведев пообещал "всемерную" государственную поддержку авторитета исламским лидерам и муфтията. Иначе, как считает президент, государство не сможет справиться с существующими проблемами. "Мы не должны называть экстремистов исламскими экстремистами. Правильное наименование бандитов — просто бандит, у него нет религиозного содержания, даже если у него где-то в голове крутится, что он правоверный мусульманин. Он не мусульманин, он бандит", — подчеркнул Медведев[30].

Президент Российской Федерации заявил о необходимости создать телеканал, на котором велось бы преподавание и полноценное разъяснение ислама, традиционного для нашей страны.


Заключение

Таким образом, в ходе исследования мусульманского права и его источников, можно сделать вывод, что ислам — не только одна из мировых религий, но и всеохватывающий образ жизни, включающий в себя верования, обрядовую практику и морально-ценностные устои. Правовыми нормами регулируется большинство аспектов жизни человека и, как следствие, религиозные правила оказывают огромное влияние и на ортодоксальных мусульман, и на традиции этнических мусульман.

Исторически обоснованным является тот факт, что на ранних стадиях исламская, восточная цивилизация оказала огромное влияние на развитие мировой культуры (например, в плане науки). Но сегодня мы ясно видим отсталость стран (с мусульманским большинством населения) в техническом плане, в уровне жизни. Именно эти факторы являются основным причинами миграции населения в западные страны.

Проанализировав историю взаимодействия исламского и европейского миров, можно сделать вывод, что мусульмане сегодня начинают обладать более прочным глобальным единством и согласием, чем это было возможно в предыдущие столетия. Хотя и теперь они сожалеют о наличии серьезных раздоров и трудностей, омрачающих существование Уммы, таких как ирано-иракская война, борьба с некоторыми режимами (например, с правящими кругами Египта, Алжира и Саудовской Аравии), осуществляемая воинствующими группами мусульманских экстремистов; и вражда между шиитами и суннитами, часто приводящая к кровопролитиям в Ираке, Сирии и Ливане. Однако общая картина свидетельствует о прогрессе. Но и сегодня сохраняются трудности, связанные с вопросом об отношении мусульман к научному и технологическому миру Запада и нередко приводящие к опасениям оказаться в неоколониалистической ситуации.

Сегодня общеизвестно, что одной из самых примечательных сторон современного ислама, как уже говорилось, является рост его присутствия в западных странах: в Европе, на Американском континенте (особенно в Соединенных Штатах и Канаде) и в Австралии. Основные цели приезжающих: получение достойного образования, стажировка или улучшение уровня жизни в долгосрочном периоде (переезд на постоянное место жительства).

На примере того, как ислам обживается на Западе, он неизбежно приобретает многие черты западной культуры и общественной жизни. Присущая исламу способность к адаптации и приспособлению в окружении различных культур и обществ — как посредством внесения в их жизнь своего, так и посредством заимствования чужого. Ярким примером является Франция, где государственные власти ведут достаточно либеральную политику по отношению к 5 млн. мусульман, которые составляют около 10-12 процентов от общего населения страны. Многие аналитики придерживаются мнения, что ситуация будет меняться. В Европе идет процесс выборочной миграции, происходит высылка тех, кто не готов жить по европейским законам. Но миграция будет расти. Для мусульман семья – святое, у них больше детей. Есть даже прогноз, что 3/4 жителей Европы будут мусульмане. На мой взгляд, есть три возможных варианта взаимодействия культур – сохранение различий, культурная конвергенция и культурная гибридизация.

В России, где ислам является второй по величине религией, и коренное мусульманское население составляет около 15 процентов, политика в отношении них является актуальным вопросом. В светском государстве, власти уделяют должное внимание мусульманам, стараясь избежать межрелигиозной и межнациональной розни, что чрезвычайно важно в мультиконфессиональной стране. Но, к сожалению, даже такая политика в настоящий момент не привела к удовлетворению большинства потребностей среднестатистического мусульманина в нашей стране. К примеру, по-прежнему объективно не хватает мечетей.

В ходе работы были выявлены и другие проблемы мусульманского сообщества. Это касается, не только инфраструктуры, но и не всегда адекватной оценки событий, где в той или иной степени задействованы этнические мусульмане. Это касается, прежде всего, террористических актов. Но в работе я пыталась доказать, что понятие "исламский терроризм" не имеет под собой научного объяснения с точки зрения традиционного учения. Более того, журналисты, использующие понятие "шахид" относительно террористов-смертников искажают истину и вносят путаницу в общественное сознание.