Смекни!
smekni.com

Валютное регулирование иностранных инвестиций (стр. 3 из 4)

Здесь необходимо вспомнить порядок регистрации аналогичных предприятий, действовавший ранее, когда на выполнение обязанности по оплате первой половины стоимости своих вкладов иностранным акционерам давался один год, а максимальный срок на оплату второй половины вообще не предусматривался (см. Закон от 4 июля 1991 г. "Об иностранных инвестициях").
Для внесения учредителями денежных средств в оплату необходимой для регистрации части уставного капитала (если по условиям учредительного договора оплата доли или вклада предусмотрена и деньгами) предусмотрено открытие специального накопительного счета, который в дальнейшем, после регистрации юридического лица, трансформируется в обычный расчетный счет. Но такой счет может быть только рублевым.
Как быть теперь в случае оплаты первой части уставного капитала валютой?
Ни указание, ни иное действующее банковское законодательство этого не предусматривают.

Может быть, в целях реализации нового порядка привлечения иностранных инвестиций будет установлен новый вид накопительных счетов, но тогда возникнет вопрос с открытием на еще не учрежденное юридическое лицо и аналогичного валютного транзитного счета, так как независимо от назначения через него должна проходить вся валюта, поступающая в адрес предприятия - резидента. Здесь возможны и другие варианты, но их мы узнаем опять же только из соответствующих документов (разъяснительных или нормативных) Центробанка. Единственное, чего здесь хотелось бы пожелать на будущее, так это не столкнуться с усложнением и без того непростой системы банковских счетов.
Вопросы, рассмотренные выше, возможно, и не исчерпывают всей проблематики, относящейся к применению нового порядка привлечения иностранных инвестиций. Несмотря на то что далеко не всех может интересовать действие рассмотренного нормативного акта Банка России, тем не менее на его примере была предпринята попытка выяснить соотношение правовых норм различных отраслей права и раскрыть некоторые особенности практики валютного регулирования. Приведенная информация и размышления могут оказаться полезными, так как практика развития нашего законодательства вновь постепенно начинает идти по пути установления льгот применительно к привлечению иностранных инвестиций.[11]

4. Валютные инвестиции

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» с некоторой долей условности делит валютные инвестиции на прямые (внесение средств в уставный фонд предприятия) и портфельные (приобретение акций и других ценных бумаг). И те, и другие относятся к капитальным валютным операциям и осуществляются в порядке, устанавливаемом ЦБР. Это относится как к инвестициям нерезидентов в России, так и к инвестициям резидентов за рубежом.

1. Инвестиции нерезидентов в РФ

Прямые валютные инвестиции нерезидентов в российские предприятия разрешены Указанием ЦБР 660-У (Указание ЦБР от 8 октября 1999 г. N 660-У «О порядке проведения валютных операций, связанных с привлечением и возвратом иностранных инвестиций»). А именно, допускается без особого разрешения ЦБР зачисление средств, полученных от нерезидента, на валютный счет резидента в оплату доли в уставном капитале данного резидента. Это можно делать как при создании предприятия-резидента, так и при увеличении его капитала. А вот вторичный валютный рынок долей капитала не разрешен: нельзя зачислить валюту на счет резидента в оплату доли в капитале другого резидента.

Отметим, что нерезидент также может без проблем оплатить долю в капитале рублями со своего рублевого «конвертируемого» счета (типа «К»); при этом рубли могут быть получены, в частности, и от продажи валюты. А вот приобретение акций (портфельные инвестиции), а также долей в капитале резидентов на вторичном рынке допускается только с рублевого счета типа «К»! На тот же (исключительно на рублевый!) счет зачисляются и средства от продажи нерезидентом российских акций или долей. Последнее, впрочем, не является серьезным ограничением, так как рублевые средства со счета типа «К» в любой момент могут быть конвертированы в валюту.

Выплата дивидендов в валюте нерезиденту – текущая валютная операция, осуществляемая без ограничений.[10]

2. Инвестиции резидентов за рубежом

Основные нормативные акты, регулирующие прямые валютные инвестиции резидентов – юридических лиц в иностранные компании, следующие.

- Письмо ЦБР от 6 октября 1995 г. N 12-524 (общий случай);

- Положение ЦБР от 20 июля 1999 г. N 82-П «О порядке выдачи Банком России разрешений на проведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала» (инвестиции более 1 млн. долл., или взнос в капитал офшорной компании, или финансовой компании, или кредитной организации, или осуществление совместной деятельности за границей);

- Положение ЦБР от 5 июля 2001 г. N 142-П «О порядке проведения юридическими лицами - резидентами валютных операций, связанных с осуществлением прямых инвестиций в страны Содружества Независимых Государств» (прямые инвестиции в страны СНГ, не менее 10% капитала).

(Особым образом регулируются зарубежные инвестиции банков и других кредитных организаций РФ.)

Согласно первому из документов, для получения разрешения ЦБР на совершение инвестиции в иностранную компанию российский резидент предоставляет, помимо своих документов и документов иностранной компании, также технико-экономическое обоснование инвестиции и заключение Министерства внешних экономических связей РФ.

Второй документ предусматривает гораздо более жесткий порядок рассмотрения заявок юридических лиц на зарубежные инвестиции в указанных случаях. Разрешение готовится Департаментом валютного контроля ЦБР, но выдается только на основе решения, принимаемого Комитетом банковского надзора ЦБР. Помимо прочих документов, инвестор должен представить положительное заключение Министерства экономики РФ, а также справки из своего банка (банков) об источнике валютных средств и об отсутствии нарушений валютного законодательства. Одним из нескольких возможных оснований применения данного порядка является, как отмечалось, осуществления взноса в капитал (приобретение акций или долей в капитале) офшорной компании. Понятие офшорной компании в документе не определено; на практике ЦБР использует ведущийся им же самим «черный список» офшорных зон (в настоящее время – в редакции Указания ЦБР от 7 августа 2003 г. N 1317-У).

Наконец, третий документ предусматривает уведомительный порядок совершения юридическими лицами прямых инвестиций (не менее 10%) в предприятия стран СНГ на сумму до 10 млн. долл. Это значит, что предварительное разрешение ЦБР в данном случае не требуется, но для совершения операции нужно представить в банк ряд подтверждающих документов, включая аудиторское заключение о стоимости приобретаемых активов. Резидент также обязан впоследствии представить в банк регистрационные документы по совершенной инвестиции (не позднее, чем через год). Если сумма инвестиции в страну СНГ больше или равна 10 млн., то разрешение ЦБР требуется, но оно выдается в упрощенном порядке (территориальным учреждением ЦБР и без обязательного заключения Минэкономики).

При этом допускается перевод валюты не в сами страны СНГ, а третьим лицам (например, приобретение доли в белорусском предприятии у голландской компании). Однако при этом обязательно нужно представить договор с тем нерезидентом, в капитал которого вносятся средства (в нашем примере – белорусского предприятия с российским резидентом).

Для инвестиций юридических лиц в офшорные компании предусмотрен более жесткий, чем обычно, порядок выдачи разрешений, наравне с инвестициями в крупных размерах (более 1 млн. долл.), а также с инвестициями в финансовые и кредитные организации и в совместную деятельность. Практически получить разрешение ЦБР на инвестицию в офшор невозможно, если только нет очень специальных на то причин.[11]

Как следует из определения, даваемого Законом, к валютным операциям относятся а) валютные вклады в капитал и б) приобретение акций (и других ценных бумаг) в валюте. Если же приобретается доля в капитале (а не акции) иностранной компании (например, общества с ограниченной ответственностью) и притом не за валюту (а, например, за имущество), то операция вообще не является валютной, не входит в сферу валютного контроля и тем более не требует никаких разрешений ЦБР. Пример – внесение трактора в уставный капитал казахского ТОО.