Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, применяется в тех случаях, когда авторское или смежное право в результате нарушения не прекращает своего существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения. Например, автор, обнаруживший, что в ходе подготовки его произведения к опубликованию или в процессе его использования в него внесены не согласованные с ним изменения, может потребовать восстановления произведения в его первоначальном виде.
В тех случаях, когда произведение уже обнародовано, восстановить нарушенные авторские права в полном объеме уже невозможно. Однако для защиты своих нарушенных интересов и частичного восстановления прав автор может потребовать публикации сведений о допущенном нарушении.
Возмещение убытков, в том числе взыскание с нарушителя незаконно полученного дохода или выплата им компенсации в твердой сумме, представляет собой один из наиболее действенных способов защиты авторских и смежных прав. В данном случае имущественный интерес потерпевшего удовлетворяется за счет денежной компенсации понесенных им имущественных потерь. При этом такая компенсация может быть либо прямо увязана с размером причиненного вреда (возмещение убытков), либо связана с ним лишь косвенным образом (взыскание незаконного дохода), либо вообще относительно независима от него (выплата компенсации).
В соответствии с п. 1 ст. 1252 ГК основной формой компенсации причиненного потерпевшему ущерба является возмещение убытков. Убытки взыскиваются в полном объеме, т.е. и в виде реального ущерба, и в виде упущенной выгоды. Примером реального ущерба являются расходы, затраченные потерпевшим на устранение искажений произведения или на восстановление материального носителя, который поврежден или уничтожен нарушителем авторских прав. Упущенной выгодой выступают те не полученные потерпевшим доходы, которые он мог бы получить при нормальном осуществлении своего авторского или смежного права.
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, потерпевший вправе потребовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (абз. 2 п. 2 ст. 15 ГК). В данном случае ответственность нарушителя существенно повышается, так как потерпевший может взыскать с нарушителя весь незаконный доход, а не только извлеченную им прибыль. Напротив, положение потерпевшего облегчается, поскольку доказать размер дохода нарушителя по общему правилу гораздо проще, чем обосновать свою упущенную выгоду. В частности, это может быть сделано расчетным путем, исходя, например, из объема тиража и стоимости одного экземпляра произведения или фонограммы.
Обладатели нарушенных авторских или смежных прав могут поступить еще проще, потребовав от нарушителя выплаты компенсации в твердой сумме:
в размере от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда. При определении конкретного размера компенсации судом должны учитываться предполагаемый размер убытков потерпевшего, размер извлеченных нарушителем доходов, степень его вины и иные обстоятельства дела с учетом требований разумности и справедливости;
в двукратном размере стоимости экземпляров произведения (фонограммы) или в двукратном размере стоимости права использования произведения (объекта смежного права), определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения или объекта смежного права (ст. 3001, 1312 ГК).
Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение в целом.
Наряду с компенсацией убытков потерпевший вправе потребовать от виновного нарушителя компенсации причиненного морального вреда. Правовым основанием для этого служат ст. 151, 1099-1101 ГК, которые при наличии предусмотренных в них условий, в частности нарушения личных неимущественных прав авторов и обладателей смежных прав, применяются и в рассматриваемой сфере.
Рассмотренные способы защиты прав авторов и обладателей смежных прав являются лишь основными и не исчерпывают собой всех возможных мер, которыми могут воспользоваться потерпевшие.
Кроме того, к нарушителям авторских и смежных прав могут быть применены некоторые дополнительные санкции, носящие административно правовой характер. Так, согласно п. 4, 5 ст. 1252 ГК контрафактные экземпляры произведений и фонограмм, а также оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав, по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации.
В целях более эффективной защиты прав потерпевших закон предусматривает возможность применения обеспечительных мер по делам о нарушении авторских и смежных прав. В частности, суд может запретить ответчику или лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт либо иное использование, а также транспортировку, хранение или владение) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными; суд может наложить арест на все экземпляры произведения (фонограммы), в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения, и т.д. (ст. 1302 ГК).
Ответственность за нарушение авторских прав является по своей сути гражданской (имущественной) и в первую очередь предполагает использование таких форм как взыскание неустойки и возмещение убытков. Сам термин "ответственность за нарушение авторских прав" толкуется достаточно широко и включает в себя не только ответственность лиц, использующих охраняемые авторским правом произведения, но и самих авторов. Однако в последнем случае ответственность носит ограниченный характер. Так, согласно п. 1 ст. 1290 ГК ответственность автора по договору об отчуждении исключительного права на произведение и по лицензионному договору ограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне, если договором не предусмотрен меньший размер ответственности автора. Что касается неисполнения или ненадлежащего исполнения договора авторского заказа, за которое автор несет ответственность, автор обязан возвратить заказчику аванс, а также уплатить ему неустойку, если она предусмотрена договором. При этом общий размер указанных выплат также ограничен суммой реального ущерба, причиненного заказчику[7].
Ответственность за нарушение авторских прав может наступить как в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договоров об отчуждении исключительного права либо лицензионных договоров, так и в результате так называемого внедоговорного использования произведения. В последнем случае произведение используется без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения.
Особая форма ответственности предусмотрена ст. 1301 ГК. Согласно указанной статье в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
Как показывает практика, правообладатели часто предъявляют требования о выплате компенсации. Это обусловлено тем, что в данном случае не требуется предоставления каких-либо документальных подтверждений заявляемых требований. Достаточно доказать сам факт совершения правонарушения. Однако, поскольку в ГК не установлены специальные критерии, которые могли бы облегчить обоснование размера требуемой компенсации, возникают проблемы, связанные с тем, что нарушитель, а зачастую и суд стремятся размер компенсации приравнять к размеру фактических убытков, причиненных правообладателю неправомерными действиями пользователя. Таким образом, можно говорить о фактической замене одного способа защиты нарушенных авторских прав другим.