Смекни!
smekni.com

Рецепция римского права в современном законодательстве РФ о гражданстве (стр. 2 из 3)

Дополнительным основанием для приобретения прав римского гражданства в классическую эпоху, особенно в период республики, было обязательное проживание лица, претендующего на таковое, в Риме и вхождение в одну из территориальных единиц общины; позднее это требование не было безусловным.

Приобретение прав римского гражданина достигалось тем самым совокупностью требований, согласующихся с т.н. правом по крови (jussanquinis), по месту жительства (jusloco) и специальным правом узаконения гражданства (juscivitatis); причем последнее носило определяющий характер.

Представляя преимущественно в качестве привилегии сформированный правовой институт, римское гражданство не считалось обязательной естественной принадлежностью любого индивида, даже принадлежащего к римской общине по рождению, по имуществу и т.д. Статусу римского гражданина следовало соответствовать, т.е. соблюдать некоторые требования гражданского права и нравственно-общественного порядка. В случае «несоответствия» римское право предусматривало возможность отторжения от лица — навсегда или временно — этих прав, возможность лишения гражданства.

Римское гражданство утрачивалось (вне зависимости от физической судьбы индивида) вследствие (1) уголовных наказаний особого рода и (2) политического преследования, выразившегося в особом законном осуждении лица. Осуждение римского гражданина на смертную казнь, приговорение его к телесным наказаниям, к продаже в рабство за какие-либо преступления означало одновременное лишение прав гражданства; причем, как правило, в таких ситуациях не могло следовать восстановления впоследствии прав гражданства. Временная утрата прав гражданства могла наступать в результате законного ареста, осуществленного по постановлению должностного лица либо уголовного суда, а также изгнания на срок из пределов Рима (вообще из пределов Италии и т.п.); как правило, такой утрате прав гражданства сопутствовало лишение и имущественных прав, — но только по индивидуальным постановлениям.

Особое явление с особыми юридическими последствиями составляло т.н. умаление чести вследствие бесчестья (infamia). Бесчестье могло наступать по основаниям фактическим и по законным. Фактическое бесчестье вытекало из нравственного осуждения обществом равных морального облика или поведения лица (не пойманный вор, распутник, карточный шулер). В формально-правовом отношении это было как бы превентивное лишение равноправия: лицо, характеризующееся как turpitudo, устранялось из числа возможных свидетелей, от вообще решения общественно-нравственных вопросов, из возможных опекунов, кандидатов в должностные лица. Законное бесчестье наступало в силу конкретного распоряжения закона или вообще права. Оно могло быть (1) непосредственным или (2) опосредованным. Непосредственное законное бесчестье (infamiajurisimmediata) следовало в случае причастности к образу жизни или поведению, осужденным законом: проституция, ростовщичество, занятие сценическими искусствами, позорная отставка солдата и т.п. — и не требовало никаких индивидуально-правовых постановлений. Опосредованное законное бесчестье наступало (infamiajurismediata) в качестве индивидуального акта по приговору суда вследствие совершения некоторых уголовных преступлений (как сопутствующее основному наказанию) или вследствие неисполнения ряда частноправовых обязательств, отнесенных к особому типу позорящих (договоры поручения, товарищества, поклажи), а также обязанностей по опеке. Результатом бесчестья (вне зависимости от его конкретного вида) была потеря публичных прав — на занятие почетных должностей, на место при играх или религиозных церемониях.

Умаление чести могло быть пожизненным или временным. В любом случае восстановление ее могло быть реализовано либо только тем же властным органом, который наложил в свое время бесчестье, либо верховной властью от имени римского народа. Восстановление чести (restitutiofamae) могло происходить и в случае фактического бесчестья, когда верховная власть декларацией запрещала распространение впредь позорящих слухов и сопутствующего отношения к ходатайствующему о том лицу.

Ограничение прав римского гражданства, не следующее из правового лишения его либо из умаления чести, могло последовать также по обстоятельствам религиозным или по признаку пола. Несоблюдение требований языческой религии в классическую эпоху с необходимостью влекло общественное осуждение turpitudoс общими для этого правовыми последствиями. В эпоху христианства как господствующей религии состояние римского гражданства подразумевало и обязательное исповедание только христианского вероучения, причем в официально-каноническом признанном государственной властью виде. Соответственно язычники, еретики и разного рода отступники от канонического христианства, иудеи и т.д. ни в каком случае не могли пользоваться правами римского гражданина. Таким образом, внутренние подразумеваемые требования к обладателю римского гражданства придавали этому институту не чисто правовой, а дополнительно своего рода этнически — элитарный смысл. Ограниченное понимание прав римского гражданства связывалось также с половой квалификацией: женщины обладали при соответствии совокупности требований правами римского гражданства, но содержание этих прав было иным, нежели у мужчин. . Женщины, даже будучи римскими гражданками, не обладали полной правоспособностью — caput, невзирая на положение в семье, и никогда не могли претендовать на таковое. Женщины не несли никаких публичных обязанностей и таким образом вообще были лишь условными субъектами права; за исключением жриц культа Весты или позднее монахинь не подлежали ответственности за публичные правонарушения и преступления, не могли сами обращаться за судебной защитой. Двуполое лицо (гермафродит) квалифицировалось в зависимости от того, какие признаки в нем преобладали — соответственно и решался вопрос о качестве его гражданских прав.

Состояние римского гражданства было - для общества, которое охватывалось римским государством - как бы идеалом полноты политических и гражданских возможностей жителя. Стремление к этому состоянию составило важный элемент общественной борьбы, а приближение правового положения других групп населения к полноправным гражданам - орудием политики, особенно используемым в годы смут. Помимо собственно римского, существовала категория латинского гражданства. Первоначально латинами обозначали только жителей центральной области вокруг Рима - Лациума; они первыми признали над собой господство Рима и в V - начале IV в. до н. э. были на положении союзников. Это предоставляло им статус граждан, близких, но не равных римским.

Поселившись в Риме, они могли получить и полное римское гражданство без специальных формальностей. Это давало им возможность принимать участие в деятельности народных собраний, но избираться магистратами они не могли. С сер. III в. 168 г. статус латина стал условным, без этнической и географической привязанности. Его стали давать всем италийским, а потом и неиталийским областям, признавшим власть Рима и получившим от него право автономии. Наиболее многочисленную группу населения Римского государства составляли жители неиталийских областей и стран, сохранивших административную автономию и заключивших с Римом особые договоры о федерации. По своему основанию такие союзы были справедливыми, когда территория добровольно признавала власть Рима, и несправедливыми, когда население было подчинено после военной победы над ним. Жители этой категории сохраняли собственное гражданство, и как, дружественные граждане, получали государственное покровительство Рима и правовую охрану.

В целом правовая конструкция римского гражданства основывалась на признании его публичной гарантией привилегий лица, по своим внутренним качествам достойного пользоваться состоянием индивидуальной свободы.

Таким образом, мы можем проследить некоторую преемственность. «Чем больше различия в предметах сравнения, тем неожиданнее черта сходства, тем ярче и удачнее сравнение» (Сергеич П.).

Базовыми основаниями приобретения гражданства по-прежнему остаются: приобретение гражданства по рождению (право крови; право почвы); путем усыновления.

Усыновленный (удочеренный) гражданами России (даже если один из супругов гражданин России, а второй лицо без гражданства) ребенок приобретает российское гражданство по заявлению родителя, гражданина Российской Федерации, со дня усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка. Если у усыновленного (удочеренного) ребенка один из родителей гражданин Российской Федерации, а другой — иностранец, то он может приобрести российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей независимо от места его проживания. Однако даже при отсутствии такого заявления в течение года после усыновления (удочерения) ребенок автоматически приобретает гражданство Российской Федерации, если семья проживает в России.

Прием в гражданство

римский гражданство правовой

В общем порядке в гражданство Российской Федерации принимаются лица, если они: 1) непрерывно проживают на территории России после получения вида на жительство в течение пяти лет (вид на жительство — разрешение постоянно проживать на территории Российской Федерации); 2) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство; 3) имеют законный источник средств к существованию; 4) обратились с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства (требование не распространяется на случаи, когда это не предусмотрено международным договором или указанным законом, либо невозможно в силу независящих от лица причин); 5) владеют русским языком.

Восстановление утраченного гражданства происходит по общим правилам приема в гражданство, с одним исключением - срок обязательного постоянного проживания в России сокращен до трех лет.