Смекни!
smekni.com

Правовые и организационные основы надзора за осужденными в исправительных учреждениях (стр. 3 из 19)

Таким образом, надзор за арестантами преследовал задачи предупреждения различных нарушений в местах лишения свободы, осуществления юридических обязанностей и поддержания надлежащего режима как неотъемлемого элемента карательно-воспитательного процесса.

Вплоть до 1917 г. Министерством юстиции при поддержке правительства предпринимались меры по совершенствованию тюремной системы. Неуклонно повышалось финансирование, принимались решения, направленные на смягчение карательной политики. Наиболее прогрессивными были меры в отношении несовершеннолетних преступников. Они нашли свое отражение в Законе «О воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних» от 19 апреля 1909 г., которым предусматривалось их содержание без охраны, а надзор возлагался на педагогический персонал. Закон детально регламентировал все стороны деятельности этих учреждений, особое внимание в нем уделялось вопросам организации образовательного обучения подростков и их профессиональной подготовки.[10]

Период Февральской революции 1917 г. характерен нестабильностью тюремной системы, которая в сознании народа отождествлялась с насилием и беззаконием. Переломить такое настроение в условиях политической напряженности в стране было сложно. В это время четко определились две основные тенденции: стремление арестантов к самоорганизации, вплоть до самовольного освобождения, и желание тюремного ведомства построить арестантскую жизнь, но принципах демократизма и гуманизма.

Но июльские события в Петрограде в корне изменили обстановку в городе, обострили ее до предела. Брожение солдат и неспособность властей взять ситуацию под контроль негативно отразились на поведении заключенных, в результате чего резко возросло количество побегов и беспорядков. В этих условиях Главное управление мест заключения было вынуждено не только отказаться от предложенной им же идеи гуманизации, но и принять неотложные меры по ужесточению порядка и условий содержания заключенных. Черту под этим процессом подвело решение о возложении на места заключения обязанности по исполнению смертной казни.

После Октябрьской революции 1917 г. ГУМЗ было переименовано в Карательный отдел Народного комиссариата юстиции. Тюремное ведомство какое-то время продолжало руководствоваться (с определенными изъятиями) нормативными актами царского времени и Временного правительство. Основной документ в этой сфере «Уставы о содержащихся под стражей и ссыльных» – был признан утерявшим силу лишь в июле 1918 г. Одним из первых документов, принятых Наркомом юстиции при новой политической власти, было постановление «О тюремных рабочих командах» (24 января 1918 г), которое регламентировало организацию трудового использования осужденных и оплоту их труда.

Случайно ли этот, казалось бы, частный вопрос, далекий от революционных преобразований всей царской тюремной системы, вдруг стал предметом такого внимания. Если заглянуть вперед, то, оказывается, не случайно Название отдела и упомянутого постановления, по сути, определили политику уголовно-исполнительной системы на многие десятилетия. Принимавшиеся в дальнейшем акты декларировали некоторые послабления, но выбранное направление в основных чертах долгое время оставалось неизменным.

1.2 Правовое регулирование осуществления надзора в

исправительных учреждениях на современном этапе

Правовые основы осуществления надзора за осужденными в исправительных учреждениях содержаться в системе различных нормативно-правовых актах в виде законов (Уголовно-исполнительном кодексе РФ[11], Законом 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[12], Федеральный закон от 21 июля 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы»[13], и другие законодательные акты Российской Федерации» и др.), указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства обороны РФ и др.).

Правовые основы осуществления надзора за осужденными в исправительных учреждениях по своему содержанию могут рассматриваться в широком и узком смыслах. В узком смысле они представлены только законами, в широком – всей системой нормативно-правовых актов. В принципе правовое регулирование данных правоотношений на уровне законов является предпочтительным, но в реальной действительности этого достичь невозможно. В девяностые годы 20 века в момент перехода, система находилась в чрезвычайно тяжелом положении, устаревшая техническая оснащенность инженерных средств охраны, переполнение некоторых видов исправительных колоний и особенно следственных изоляторов, угрожающий рост числа лиц, страдающих туберкулезом и другими социально опасными инфекционными заболеваниями, большое количество осужденных, не обеспеченных трудом, недостаток бюджетных средств на полноценное питание, лечение, коммунально-бытовое обеспечение осужденных и граждан, находящихся под стражей.

С учетом этих обстоятельств и были определены приоритетные задачи по реформированию УИС совершенствование нормативно-правовой базы, ускорение судебно-правовой реформы, существенное сокращение количества осужденных и подследственных, улучшение условий содержания контингента.

За истекшее после акта передачи время, как неоднократно отмечалось руководителями Министерства юстиции Российской Федерации, проделана большая напряженная работа. За время пребывания Президентом страны В.В. Путина, в федеральных органах законодательной и исполнительной власти последовательно обновляется уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительной законодательство, принимаются постановления Правительства Российской Федерации и на этой основе осуществляется комплексное обновление системы.

В настоящее время уголовно-исполнительная система действует в условиях открытости, имеющиеся проблемы становятся предметом заинтересованного обсуждения на семинарах, конференциях, встречах с представителями общественных организаций, в средствах массовой информации.

Процессу преобразований системы способствуют набирающие силу международные контакты. Установлены деловые отношения с коллегами многих зарубежных государств. Реализуются проекты в рамках программ Совета Европы, различных международных организаций, двустороннего и регионального сотрудничества.

Одним из приоритетных направлений деятельности Министерства юстиции является соблюдение законности, прав и свобод граждан в местах лишения свободы. Их соблюдение становится одним из главных и обобщающих показателей состояния уголовно-исполнительной системы. Для проведения последовательной работы в этом направлении в структуре Министерства создано специальное управление, а в территориальных органах уголовно-исполнительной системы учрежден институт помощников начальников по правам человека.

В результате комплексных мер по реформированию уголовно-исполнительной системы, в том числе и реализации инициатив Министерства юстиции по совершенствованию законодательства, численность осужденных в местах лишения свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, с 2001 г. (когда содержалось их наибольшее количество) по настоящее время сократилась на 88413 тыс. человек. Вступившие в силу 16 декабря 2003 г. Федеральные законы №162-ФЗ и 161-ФЗ позволил в 2004 г. сократить контингент уголовно-исполнительной системы на 217036 тыс. человек. В последующие годы был опять отмечен рост численности осужденных содержащихся в уголовно-исполнительной системе. (Приложение №1).

В учреждениях уголовно-исполнительной системы функционирует 131 больница различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 исправительных учреждений для осужденных, больных наркоманией.

В учреждения уголовно-исполнительной системы по состоянию на 1 ноября 2008 г. содержалось 891738 тыс.человек, в том числе в 758 исправительных колониях – 737,9 тыс., 222 следственных изоляторах, 7 тюрьмах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов – 145 тыс. человек, в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних – 8,8 тыс.человек. В учреждениях содержится 68,2 тыс. осужденных женщин, при женских колониях имеется 12 домов ребенка, в которых проживает 784 ребенка.

В состав УИС входят также 2441 уголовно-исполнительных инспекций, в которых состоят на учете 570,2 тыс. человек осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

В штаты исправительных учреждений введены должности психологов, социальных работников. В 1998 году при передаче системы в Минюст России их насчитывалось около 800, сегодня – около 3 тыс.

Значительно усилилась государственная поддержка уголовно-исполнительной системы, было налажено деловое взаимодействие с органами власти субъектов Российской Федерации. За время, прошедшее с момента передачи УИС в ведение Минюста России, ее бюджетное финансирование возросло примерно в шесть раз. Решены вопросы, связанные с выделением необходимых средств на медицинское обеспечение и питание осужденных. Улучшено финансирование по материальному обеспечению подразделений и оплате коммунальных услуг. В рамках подготовки проекта программы реформирования УИС, значительная часть которой посвящена программе строительства новых изоляторов, Минфин России подтвердил выделение под нее на 10 лет (с 2007 по 2016 гг.) 54 млрд. руб.[14]