Характерна с этой точки зрения позиция Н.М. Коркунова, который писал: "Подданство устанавливается или как последствие какого-либо факта, обусловливающего связь лица с данным государством, или в силу прямого принятия лица в подданство. В первом случае лицо приобретает право на принадлежность к данному государству независимо от его на то согласия... Таким образом, само собой приводящим к установлению подданства считаются рождение, для женщин – брак и приобретение государством территории, на которой живут данные лица.
От этих способов установления подданства ipsojureотличается принятие в подданство посредством так называемой натурализации или укоренения" [65].
Близкую к этой точке зрения позицию занимает В.С. Шевцов. "Отношение по признанию советского гражданства, – полагает он, – возникает при условиях, наличие которых необходимо для того, чтобы лицо было признано советским гражданином. При широком толковании любое отношение, возникающее между государством и лицом по поводу гражданства, можно отнести к отношениям по признанию за лицом гражданства, так как всегда само государство, и только оно, решает – признавать за конкретным лицом свое гражданство или нет. Например, если иностранец ходатайствует о принятии его в советское гражданство, то тем самым он просит о том, чтобы государство признало его своим гражданином. Выход из гражданства означает по существу негативный подход к решению того же вопроса. Лишая, наконец, какое-либо лицо своего гражданства, государство также определяет свое отношение к признанию за ним гражданства. Возникает вопрос – имеются ли основания для выделения отношений по признанию гражданства, а соответственно и регулирующих их правовых норм в особую группу, поскольку общепринято, например, признание у лица гражданства "в силу рождения" относить к одному из основных источников приобретения гражданства?" [66].
В.С. Шевцов отвечает на этот вопрос утвердительно. Вместе с тем он считает одним из наиболее распространенных случаев признания гражданства признание гражданства в силу рождения, в случае изменения гражданства родителей и т.д.
По мнению В.М. Сафронова, признание (констатация) наличия у лица советского гражданства – это такая форма возникновения у лица гражданства СССР, при которой, по общему правилу, от лица или его законных представителей не требуется письменно выраженного волеизъявления. Поэтому признанием гражданства он считает все случаи приобретения гражданства в силу рождения, в силу изменения гражданства родителей и т.д.[67].
Еще дальше в этом отношении идет Закон о гражданстве Российской Федерации 1991 г. Признание гражданства в нем рассматривается в качестве одного из оснований приобретения гражданства Российской Федерации (ст. 12).
Однако признание гражданства и приобретение его в силу рождения или в силу других обстоятельств, не требующих согласия лица, приобретающего гражданство, – разные правовые категории. Признание гражданства – это констатация наличия гражданства у того или иного лица на момент принятия соответствующего законодательного акта. При признании гражданства оно не приобретается, поскольку все лица, признанные гражданами в соответствии с вновь принятым законодательным актом, приобрели это гражданство или были признанными его имеющими в соответствии с действующим прежде законодательством, на смену которого пришел вновь принятый законодательный акт. Лица же, приобретающие гражданство, например по рождению, становятся гражданами в соответствии с вновь принятым законом, т.е. после его принятия.
Существенное различие между признанием и принятием лица в гражданство состоит также в том, что в случае признания, как правило, не происходит замены одного гражданства другим, тогда как при принятии в гражданство одно гражданство чаще всего заменяется другим либо, если принимается лицо без гражданства, меняется в самой основе юридическое положение этого лица.
Закон о гражданстве определяет, что гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, имеющие такое гражданство на день вступления в силу Закона о гражданстве Российской Федерации[68] (1 июля 2002 года);
б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Приведённая норма говорит, что на день вступления в силу Закона о гражданстве российское государство имело своих граждан.
Следовательно, вступая в силу, Закон не только заложил способы приобретения и прекращения российского гражданства на будущее, но и выделил круг лиц, обладающих статусом российского гражданства на момент смены законодательства о гражданстве.
Решение вопроса о наличии российского гражданства у отдельных лиц в спорных случаях заставляет обращаться к ранее действовавшему законодательству о гражданстве. В соответствии с пунктами 51-52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №1325[69], предусмотрена процедура проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации. Признание лиц российскими гражданами или установление фактов их состояния в прошлом в гражданстве СССР относится к компетенции органов внутренних дел (внутри страны) и органов Министерства иностранных дел (за рубежом). Однако бывают и судебные решения. Так в апреле 2010 года в Свердловский суд[70] г. Костромы с заявлением обратился гражданин Панченко Г.В., которому необходимо было установить факт постоянного проживания на территории РФ для подтверждения наличия гражданства РФ. Суд своим решением установил факт его постоянного проживания на вышеуказанную дату. Заключением Управления Федеральной миграционной службы по Костромской области гражданин Панченко Г.В. был признан гражданином Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991 года с применением части 7 статьи 4 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05. 2002 года.
Панченко Г.В. признан гражданином Российской Федерации на основании законодательных актов РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Часть 2 ст. 20 ранее действовавшего Закона о гражданстве (в ред. от 17 июня 1993 года) устанавливала, что бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве Российской Федерации. Здесь восстановление разумелось как способ признания российского гражданства. Дело в том, что восстановление гражданства у этой категории лиц имеет обратную силу, и их гражданство восстанавливается (должно восстанавливаться) с момента его незаконного лишения. Обычное же восстановление гражданства, будучи способом нового приобретения гражданства, обратной силы не имеет и устремлено только вперед. Очевидно, что в данном случае необходимо ещё и согласие лица на восстановление у него незаконно изъятого гражданского статуса.
Приобретение гражданства – обретение иностранцем, лицом без гражданства статуса гражданина Российской Федерации по основаниям и в порядке, предусмотренным российским законодательством о гражданстве. В соответствии со статьей 11 Федерального закона российское гражданство приобретается:
а) по рождению (Приложение Б);
б) в результате приёма в гражданство;
в) в результате восстановления в гражданстве;
г) путем выбора гражданства (оптации) и по другим основаниям, предусмотренными договорами Российской Федерации и СССР;
д) по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве.
Приобретение гражданства по рождению (филиация) означает, что гражданская связь лица с государством возникает из самого факта его рождения. Это возможно в соответствии с принципом «права крови» и принципом «права почвы».
Самостоятельную группу связанных с гражданством отношений, регулируемых нормами права, составляют отношения по поводу приобретения гражданства. Приобретение гражданства по своим последствиям близко примыкает к признанию гражданства. Однако по своему содержанию эти субинституты гражданства различны: приобретают гражданство те лица, которые до тех или иных событий, указанных в законе, не были гражданами, а признаются таковыми как раз те, которые являются гражданами [71].
В отечественной литературе высказано мнение о том, что для отношений по поводу приобретения гражданства характерным является то, что "при решающем значении государства существенная роль здесь принадлежит субъективному волеизъявлению лица, направленному на установление с государством отношений по поводу приобретения гражданства" [72].
Однако под такую характеристику вряд ли подпадают отношения, в которых отсутствует специально выраженное волеизъявление лица о приобретении гражданства. К их числу относятся все отношения, связанные с приобретением гражданства по рождению.
В результате по этому признаку все отношения по приобретению гражданства (а соответственно и регулирующие их правовые нормы) можно разделить на отношения по поводу приобретения гражданства:
а) по рождению (происхождению);
б) приемом в него (укоренением, натурализацией) и восстановлением в гражданстве.
Л.Д. Воеводин полагал, что в теории и в законодательстве нередко смешиваются вопросы о принадлежности и сохранности гражданства с вопросами о приобретении его. К последнему случаю он не считал возможным относить приобретение гражданства по рождению, поскольку в этом случае отсутствуют и выражение воли лица, и особая процедура вступления в гражданство. По его мнению, приобретение гражданства на основе рождения следует отнести к проблеме принадлежности и сохранения гражданства. [73]