Смекни!
smekni.com

Правовое регулирование гражданства Российской Федерации (стр. 5 из 17)

В аспекте прав гражданина гражданство – это особый юридический статус лица. Юридическое признание получает государственная принадлежность лица внутри страны и за рубежом, и лицо наделяется в полном объеме правами и обязанностями, предусмотренными в законодательстве данного государства. Институт гражданства предполагает активное содействие государства в реализации индивидом своих прав. На человека распространяется суверенитет государства, он пользуется его защитой и может принимать участие в управлении делами государства. Важнейшей гарантией гражданства в Российской Федерации является конституционное положение о запрете лишения гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ).

В литературе и законодательстве употребляется выражение «права и свободы человека и гражданина». При этом понятия «права» и «свободы» чаще всего используются как синонимы. И это правильно, так как содержание обоих понятий может быть раскрыто через категорию свободы (возможности). Иногда, правда, между ними усматривается различие в степени конкретизации соответствующих возможностей и их осуществления: например, «право избирать и быть избранным» предполагает конкретные действия, а «свобода мысли и слова» – куда более широкий спектр возможностей без четко очерченного результата. Однако в целом эти понятия взаимозаменяемы.

Права человека и гражданина обеспечиваются соответствующими обязанностями других лиц, органов государства. Конституционные акты различают обязанности человека и обязанности гражданина. Некоторые обязанности можно, по аналогии с правами, условно назвать естественными, как, например, обязанность родителей заботиться о детях, а трудоспособных детей – о нетрудоспособных родителях. Обязанности распространяются либо на всех лиц, независимо от наличия у них гражданства данного государства (например, беречь природу, платить законно установленные налоги и сборы), либо только на граждан (например, служить в вооруженных силах страны).

Соразмерность прав и обязанностей – один из важнейших признаков права, правовой справедливости. Антиправовой, этатистско-силовой характер носит превращение прав в обязанности (например, права на труд – в обязанность трудиться). В результате обязанностям одной стороны соответствуют обязанности же другой стороны, а правами по отношению к ним наделяется государство. В основе подобных взглядов лежат философско-утопические проекты (например, Ж.Ж. Руссо) насильственного «осчастливливания» людей, чья свобода (права) должна стать необходимостью (обязанностью) под угрозой самых жестких санкций со стороны государства.

С 70-х годов прошлого столетия в отечественной теории права получила признание категория правового статуса личности. В настоящее время правовой статус индивида понимается по-разному, но нет разногласий в том, что его сердцевину образуют права и обязанности субъектов. Как правило, речь идет о правах и обязанностях, законодательно закрепляемых государством в конституциях и иных нормативно-юридических актах. При этом одни авторы в структуру правового статуса включают только права и обязанности, а другие – еще и иные элементы, чаще всего (в работах по конституционному праву) гражданство, а также, кроме гражданства, общую правоспособность, систему гарантий прав, законные интересы, юридическую ответственность и др.[22].

Критикуя подобное расширение понятия правового статуса, Е.А. Лукашева, в частности, правильно обращает внимание на то, что правовым статусом обладают не только граждане, но, хотя и в ограниченном объеме, также иностранцы, лица без гражданства. В целом можно согласиться и с другими аргументами автора против включения в правовой статус указанных и иных элементов, поскольку они носят либо предстатусный, либо послестатусный характер. Разумеется, если речь идет о государственно признанном правовом статусе личности. В таком понимании правовой статус человека и гражданина включает в современном демократическом государстве только права, свободы и обязанности лица, официально зафиксированные государством.

В литературе выделяют те или иные виды государственно признанного правового статуса человека и гражданина. Чаще всего различают общий (конституционный) статус, специальный (родовой) статус, индивидуальный статус, а также международно-правовой.

Общий правовой статус – это система прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, закрепленная в Конституции. Общий правовой статус является единым и равным для всех индивидов.

Специальный (родовой) правовой статус фиксирует особенности положения определенной группы субъектов – студентов, военнослужащих, пенсионеров и др. Он характеризует «групповые» возможности людей как субъектов права. Специальный правовой статус состоит из особых (дополнительных) прав и обязанностей индивидов, образующих ту или иную группу.

И.Л. Честнов считает, что права человека – это правовая форма социального статуса человека, принадлежащего к определенной социальной группе[23]. Тем самым права человека оказываются всего лишь элементом его специального правового статуса.

Индивидуальный правовой статус представляет собой совокупность прав и обязанностей отдельной, персонифицированной личности в определенный момент ее жизни. Перемены в жизни человека влекут за собой и изменения его индивидуального правового статуса.

Международный правовой статус включает права и свободы личности, закрепленные нормами международного права. Правовой статус, в таком его понимании, охватывает весь комплекс прав, вытекающих из внутригосударственных и международно-правовых норм.

Конституционно закрепленные в Российской Федерации права, свободы и обязанности человека и гражданина охватывают все основные сферы жизнедеятельности человека. Они соответствуют общепризнанному международному перечню прав и свобод. Правовой статус человека и гражданина базируется на таких основополагающих принципах, как: презумпция неотъемлемости прав и свобод, недопустимости их противоправного ограничения, в том числе и законодательного; равенство всех перед законом и судом, независимо от имущественного положения, занимаемой должности, вероисповедания, языковой принадлежности, а также независимо от пола, расы, национальности и др.; гарантированность прав – как общее начало их реализации и как конкретные гарантии каждого из прав.

В Российской Федерации допускается двойное гражданство. Двойное (множественное)[24] гражданство – это особое политико-правовое состояние человека, при котором он одновременно обладает гражданством двух или более иностранных государств. На международном уровне понятие двойного гражданства непосредственно закреплено в ст. 2 Европейской конвенции от 6 ноября 1997 г. «О гражданстве» и адекватно понятию «множественное гражданство», означающее наличие у одного лица гражданства двух и более государств. Данная Конвенция была ратифицирована в Российской Федерации 6 ноября 1997 г.

По данным переписи населения Российской Федерации в 2002 г., из общей численности граждан России около 40 тыс. чел. имеют двойное гражданство[25].

Двойное гражданство может возникнуть в силу различных причин. Например, у женщины при вступлении в брак с иностранцем, если законодательство страны супруга автоматически предоставляет ей гражданство мужа, а отечественное законодательство после этого не лишает его гражданства. Причиной двойного гражданства могут быть территориальные изменения, влекущие за собой изменение юрисдикции государств, миграцию населения и поток беженцев.

В законодательстве государств имеют место случаи натурализации без утраты предшествующего гражданства (например, Франция, Израиль); автоматическое предоставление гражданства супруге-иностранке в связи с заключением брака с гражданином страны (ряд стран Азии, Африки, Латинской Америки); предоставление гражданства ребенку, родившемуся в смешанном браке (Индия, Таиланд, Южная Корея), и другие случаи[26].

Еще в 1960-х гг. страны – члены Совета Европы пришли к соглашению о том, что двойное гражданство является нежелательным и его необходимо всеми способами избегать. Исходя из Конвенции о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности[27] утрачивают прежнее гражданство совершеннолетние граждане государств-участников, которые на основе свободного волеизъявления приобретают гражданство другого государства-участника (ч. 1 ст. 1). Кроме того, участники Конвенции взяли на себя обязательства уведомлять о каждом случае приобретения гражданства лицами, являющимися гражданами государств – участников Конвенции (ст. 1 Дополнительного протокола к Конвенции 1977 г.)[28]. Вместе с тем ряд европейских государств не проводят жесткой политики по ликвидации двойного гражданства, учитывая рост мобильности населения и развитие миграционных процессов.

Впервые Российская Федерация признала возможность наличия двойного гражданства с принятием Закона о гражданстве 1991 г. В соответствии с его ст. 3 гражданину Российской Федерации разрешалось по его ходатайству иметь одновременно и гражданство другого государства, с которым заключен соответствующий международный договор. При этом он не мог уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающей из гражданства Российской Федерации.

Конституция РФ четко зафиксировала возможность двойного гражданства для граждан страны и расширила условия его приобретения – не только на основании международного договора Российской Федерации, но и в соответствии с федеральным законом. Двойное гражданство может возникать в Российской Федерации по основаниям, предусмотренным в ст. 14 Европейской конвенции о гражданстве, в которой предусмотрено приобретение двойного гражданства ребенком, который имеет уже гражданство нескольких государств, приобретенное им, и получает двойное гражданство автоматически при рождении. Гражданин РФ может также получить двойное гражданство при вступлении в брак с иностранным гражданином, а также иными способами, предусмотренными Конституцией РФ и Законом 2002 г.