Глава 2.
2.1. Разбор административно-правовой нормы статьи 17.10. по признакам и составу.
Статья 17.10. Незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации
Признаки:
1. Общественная опасность – определяется посягательством на институты государственной власти;
2. Противоправность – использование Государственного флага РФ, Государственного герба РФ или Государственного гимна РФ в нарушение установленных правил;
3. Виновность – в форме прямого умысла;
4. Наказуемость – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Состав:
1. Объект
Родовым объектом правонарушений, предусмотренных данной главой, являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении государственной власти;
Непосредственным объектом правонарушения являются незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации.
2. Объективная сторона определяется:
-- противоправностью и выражается в нарушении любого из запретов, установленных федеральными конституционными законами об использовании Государственного флага РФ, Государственного герба РФ или Государственного гимна РФ в нарушение установленных правил;
-- общественной опасностью – определяется посягательством на институты государственной власти;
3. Субъектами административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти, выступают только физические лица – граждане, должностные лица;
4. Субъективная сторона выражается в форме прямого умысла.
2.2. Задачи на основе ситуационных анализов
Задача 1
Николаев не достигший 16-летнего возраста, управлял маломерным судном не имея на это права, он был задержан и в отношении его был составлен протокол об административном правонарушении.
Вопрос: наступает ли административная ответственность в этом случае?
Действия Николаева квалифицируются по ст.11.8 «нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном, не имеющим права управления».
Согласно ст.2.3 п.1 «административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет».
Следовательно, согласно ст.2.3, а также из анализа статей 24.5 и 28.9 Кодекса, производство по делу об административной ответственности в этом случае не может быть начато, а начатое подлежит прекращению. В ряде случаев при совершении несовершеннолетним лицом в возрасте до 16 лет деяния, подпадающего под признаки административного правонарушения, административную ответственность будут нести его родители или иные законные представители, но подобная ответственность взрослых наступает не за совершенное подростком деяние, а за неисполнение ими обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст.5.35 КоАП РФ).
Задача 2
Петров в 16-летнем возрасте не имея права управлять маломерным судном, в целях оказания помощи утопающему управлял таким судном и при этом повредил плавучее средство навигационного оборудования.
Вопрос: наступает ли административная ответственность в этом случае?
Действия Петрова квалифицируются по ст.11.8 «нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном, не имеющим права управления».
Петрову 16 лет и он может нести административную ответственность (ч.1.ст.2.3 КоАП РФ). Большинство дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Но согласно ст.24.5 «обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении» действия Петрова можно квалифицировать ч.3.ст24.5 «действия лица в состоянии крайней необходимости». В состоянии крайней необходимости вред причиняется для того, чтобы предотвратить ущерб другим, более значимым охраняемым общественным отношениям (жизнь человека). Следовательно, административная ответственность в отношении Петрова не наступает, что не исключает применение к нему, ответственности в виде возмещения причиненного вреда (повредил плавучее средство), в соответствии со ст.18 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967г. «возложение на несовершеннолетнего, имеющего самостоятельный заработок, обязанности возместить причиненный ущерб».
Заключение
Административно-правовой статус гражданина является частью его общего правового статуса, в состав которого традиционно принято включать правосубъектность, права и обязанности, ответственность и гарантии. Основу административно-правового статуса составляет административная правосубъектность, предполагающая наличие у гражданина правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Вследствие этого административно-правовой статус граждан в значительной мере зависит от состояния законодательства, закрепляющего их права и обязанности в различных сферах управления.
Важнейшими приоритетами административного правового обеспечения положения граждан в сфере публичной администрации является развитие, детализация, конкретизация и гарантирование конституционных норм, фиксирующих основные права, свободы и обязанности российских граждан.
Неотъемлемой составной частью совершенствования административно-правового статуса граждан является закрепление и развитие разветвленной системы юридических гарантий прав и свобод граждан в качестве участников управленческих отношений.
Особое значение для обеспечения реализации и защиты прав и свобод граждан в сфере государственного и муниципального управления имеет закрепление в законодательстве административных процедур. При этом административные процедуры нужны в первую очередь не для эффективного публичного администрирования и расширения средств управленческого воздействия на физических и юридических лиц, а для обеспечения прозрачности процесса государственного управления и выравнивания юридических возможностей публичных органов и граждан в ходе реализации ими своей правосубъектности. По существу, административные процедуры призваны играть сдерживающую, ограничительную роль в процессе реализации государственными и муниципальными властными структурами принадлежащих им распорядительных полномочий, лишая их возможностей манипулирования своим статусом, исключая чрезмерную свободу публичных органов и должностных лиц в определении допустимого режима собственной управленческой деятельности в отношении граждан.
В заключение отметим, что облечение властной деятельности субъектов публичной администрации в «процедурные одежды» позитивно скажется не только на внутренней организации и функционировании государственного и муниципального аппарата, но и наполнит административно-правовой статус граждан процессуальным содержанием, без которого реализация их прав и обязанностей в современных условиях просто немыслима.