Смекни!
smekni.com

Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними 2 (стр. 6 из 16)

Кроме того, необходимо выяснить, не предшествовало ли преступлению несовершеннолетнего неправомерное или провоцирующее поведение взрослых лиц, в том числе признанных потерпевшими по делу; суд вправе признать это обстоятельство смягчающим наказание виновного[49].

Одним из обстоятельств, подлежащих доказыванию, является виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы (п. 2. ч. 1. ст. 73 УПК РФ). Под виновностью несовершеннолетнего следует понимать причастность к совершению преступления личности, достигшей возраста привлечения к уголовной ответственности и обладающего для этого зрелыми интеллектуальными, волевыми и эмоциональными качествами, УК РФ в ч. 1,3 ст. 20 определяет возрастной порог виновной ответственности.

Важное значение при этом имеет то, насколько правильно подростком осознаются различные элементы ситуации совершаемого деяния, его последствий, т.к. отношение субъекта к различным обстоятельствам может быть неоднородным: одни из них могут осознаваться определенно, другие предположительно, одни правильно, другие ошибочно, полностью или частично и т.д

Любое деяние осуществляется под влиянием и контролем психики человека. При этом взаимодействуют три элемента: познавательный, волевой и эмоциональный. Преступное деяние также включает в разной степени три составных психологических элемента: интеллектуальный, волевой и эмоциональный, которые при достаточной степени социализации подростка тесно связаны между собой и обусловливают совершение им преступления, поэтому установление их необходимо для доказывания виновности несовершеннолетнего обвиняемого. Таким образом, для установления виновности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) необходимо выяснить зрелость таких его психических качеств, как интеллект, воля и эмоции, а также выявить степень его социализации.

Суммируя изложенное, можно сделать следующие выводы.

Предметом доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних является совокупность явлений и фактов, установление которых необходимо для принятия объективного, законного и справедливого решения по уголовному делу данной категории лиц.

Развернутая регламентация предмета доказывания по этим делам является существенной гарантией всестороннего и полного исследования обстоятельств совершенного преступления, личности правонарушителя, обеспечения воспитательного воздействия уголовного процесса. Следуя данной цели, УПК РФ определяет основной и дополнительный перечни обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Названные в этих перечнях обстоятельства согласуются с правовыми нормами, указанными в Минимальных стандартных правилах ООН (Пекинскими правилами).

Установление действительного состояния психического развития несовершеннолетнего является одним из наиболее значимых обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу в отношении него. В зависимости от обстоятельств дела может быть назначена комплексная судебная психолого-психиатрическая, медико-психологическая либо судебно-психиатрическая экспертиза. В связи с тем, что комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза максимально позволяет выявить отклонения в развитии несовершеннолетнего и причины такого отклонения, то наиболее часто назначается именно такой вид экспертизы.


1.4.Значение прокурорского надзора за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного процесса

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних уже давно является неотъемлемой частью прокурорского надзора в целом. Этому направлению всегда уделялось особое внимание, а требования к организации надзора, содержащиеся в приказах Генерального прокурора РФ, растут с каждым годом.

Так, Приказ от 26 ноября 2007 г. N 188 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи", заменивший Приказ от 22 июня 2001 г. N 38, детально регламентирует все направления осуществления надзора за исполнением законов о несовершеннолетних.

Надзор за процессуальной деятельностью по уголовным делам в отношении несовершеннолетних осуществляется прокурором по двум основным направлениям:

1) надзор за соблюдением требований УПК РФ, регулирующих общий порядок производства по каждому возбужденному уголовному делу, но с изъятиями, предусмотренными главой 50 УПК РФ. Следует иметь в виду, что производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних проводится следователями и дознавателями по правилам подследственности, установленным ст. 151 УПК РФ;

2) надзор за исполнением специальных норм УПК РФ, регламентирующих особые условия производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Прежде всего, это касается установления дополнительных оснований по предмету доказывания таких, как детальное выяснение возраста несовершеннолетнего, числа, месяца и года его рождения; условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровня психического развития и иных обстоятельств, характеризующих его личность; влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц[50].

Прокурор, осуществляющий надзор за процессуальной деятельностью следователя и дознавателя, расследующих уголовные дела в отношении несовершеннолетних, обязан обеспечить со стороны органов предварительного расследования безусловное исполнение требований ст. 423 УПК РФ. Кроме того, прокурор должен иметь в виду возможность передачи несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого под присмотр заслуживающим доверия лицам: родителям, опекунам, попечителям или другим лицам, способным обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего, в том числе и должностным лицам специализированного детского учреждения, в котором он находился до совершения преступления.

Прокурор, реализуя свои полномочия, участвует в судебных заседаниях при рассмотрении вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Прокурор в судебном заседании уясняет, проверяет на соответствие закону правомерность постановки избрания данной меры пресечения и выясняет, нет ли достаточных оснований для передачи несовершеннолетнего под присмотр заслуживающих доверие лиц.

В случае, когда следователь или дознаватель принимает решение о задержании несовершеннолетнего подозреваемого или ставит вопрос о получении судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурор в суде должен потребовать от следователя или дознавателя представления суду официальной информации (рапорта, заключения и т.п.) о рассмотрении вопроса и отсутствии возможности передачи несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого под присмотр.

На наш взгляд, в целях единообразного исполнения требования, изложенного в ч. 2 ст. 423 УПК РФ, Генеральный прокурор РФ в соответствии с правомочием, закрепленным в ч. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре[51], может издать нормативно-правовой акт, которым предусмотрит единообразное исполнение прокурорами требований закона при обсуждении в суде с их участием возможности передачи несовершеннолетнего под присмотр.

Необходимость принятия такого решения Генеральной прокуратурой Российской Федерации вызывается еще и тем, что в регионах России по-разному решаются вопросы применения тех или иных видов мер пресечения к несовершеннолетним. Так, несмотря на введение Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 29 мая 2002 г. N 58-ФЗ такой меры пресечения, как присмотр за несовершеннолетним обвиняемым (ч. 4 ст. 98 УПК РФ), на практике продолжается необоснованное применение заключения под стражу, а в качестве альтернативы используются подписка о невыезде, залог и т.п., но не присмотр за несовершеннолетним обвиняемым.

Другой существенно важной особенностью производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, закрепленной действующим уголовно-процессуальным законом, является императивное предписание, изложенное в диспозиции ст. 422 УПК РФ, о выделении в отдельное производство уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления вместе со взрослыми.

Норма ст. 154 УПК РФ требует от следователя и дознавателя соблюдения порядка выделения дела в отдельное производство (ч. 2 ст. 154 УПК РФ). Однако это требование не является основанием к невыполнению предписания ст. 422 УПК РФ об обязательном выделении дела в отношении несовершеннолетнего участника преступного деяния.

Более того, указанная норма исключает возможность не выделять в отдельное производство уголовное дело в отношении несовершеннолетних только в связи с усмотрением должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование несовершеннолетних.

Требование уголовно-процессуального закона о том, что выделение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего должно быть произведено при условии, если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела (процессуальная возможность), должно исполняться в буквальном уяснении содержания данного правового предписания. В практике прокурорского надзора должны быть приняты меры к устранению блокирования требования ст. 422 УПК РФ только на основании формальной отсылки к указанному процессуальному условию.

Следует признать, что и в этом вопросе «нет единообразного подхода в регионах России к организации расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних. По-прежнему имеет место неисполнение требований закона о выделении в отдельное производство уголовного дела в отношении несовершеннолетних при наличии к тому процессуальной возможности»[52].