Смекни!
smekni.com

Основные законодательные документы Великого княжества Литовского 1447- 1566 гг (стр. 2 из 5)

Предметами компетенции великого вального сейма были два вопроса: избрание господаря и заключение договора об унии с Польшей. Продолжительная и напряженная борьба с Москвою и татарами оказала с конца 15в. решительное влияние на расширение деятельности и компетенции великого вального сейма. При Сигизмунде (1506-1544) правительство, нуждаясь в военных силах и денежных средствах, стало часто созывать вальные сеймы для обложения земских имений податью на военные нужды и для установления размеров военной службы с этих имений. Одобрение сеймом военных «устав» и назначение «серебщины» из практики перешли в право и в 1528-1529 гг. были признаны законом как нормальный порядок. Одновременно с этим великий вальный сейм начинает принимать прямое и непосредственное участие в законодательной деятельности.

Повседневное руководство государственными делами осуществлялось кроме рады должностными лицами: канцлером, подскарбием земским. Гетман наивысший командовал войсками во время походов и занимался вопросами комплектования и снабжения армией в мирное время. Маршалок земский следил за порядком и этикетом при дворе великого князя. Ему принадлежала главенствующая роль на сеймах и других собраниях.

Так же существовала дворцово-вотчинная система управления с такими придворными чинами как подчаший, чашник, мечник, стольник и т.д.

Местное самоуправление в разных частях государства строилось неодинаково. В результате реформ проведенных в 1565-1566 гг., вся территория государства была разделена на 30 поветов, которые входили в состав 13 воеводств. Правовое положение воеводств и поветов в составе княжества было различным.

Во главе каждого воеводства стоял воевода, назначаемый великим князем и радой. Воевода руководил военными силами, был главою исполнительных органов воеводства, осуществлял контроль за управлением государственными имениями и доходами, осуществлял правосудие в городском суде. Он же входил в состав панов-радов.

Воеводы проводили свою деятельность совместно с радами. Управление в поветах осуществлялось старостами, которые назначались великим князем и радой. Старосты наблюдали за выполнением населения всех повинностей, руководили сбором общегосударственных налогов.

Наиболее важные вопросы в воеводствах и поветах обсуждались на местных сеймах, на которые собирались только шляхтичи независимо от их имущественного положения. Они избирали представителей в сейм, кандидатов на некоторые судебные должности, заслушивали отчеты депутатов о решениях вольного сейма и решали некоторые местные сословные дела.

Функции органов государственного самоуправления в волостях осуществляли наместники – державцы, которым давались в держание господские имения и замки.

В деревнях представителями администрации являлись сельские войты, сотники, сорочники, десятники, у крестьян –данников, избираемые ими старцы. Эти лица занимались разверсткой повинностей, сбором дани и доставкой ее в казну.

Отличительной чертой управления в городах Великого княжества Литовского было предоставление им некоторого самоуправления.

Во главе города стоял войт, назначаемый господарем. Впоследствии эта должность стала выборной. Непосредственными помощниками войта были бурмистры, радцы, лавники, которые назначались войтом или избирались из местных богатых мещан. Рада и бурмистры ведали административно – хозяйственными делами. Войт совместно с лавниками рассматривал уголовные дела.

Высшим судебным органом в государстве был суд великого князя, в котором судили господарь и паны – рада. Разновидностью господарского суда считался суд панов-рады, который рассматривал дела без великого князя.

Таким образом, Социально-политический строй Великого княжества Литовского носил все характерные черты западноевропейского средневекового феодализма: раздробление государственной власти между землевладельцами, система частного подданства и иерархическая лестница вассалов с сувереном, великим князем, наверху этой лестницы.


2. Преемственность в общегосударственном, феодальном и манориальном праве Великого княжества Литовского

2.1 Характерные особенности развития права в Великом княжестве Литовском

В Западной Европе феодальное право формировалось снизу, в форме обычаев, индивидуальных пожалований, затем в форме частных обобщений обычного права и только затем слилось с более сильным и динамичным королевским правом, то в Великом княжестве Литовском феодальное и княжеское право изначально были слиты воедино. В издаваемых великим князем актах нормы, традиционно относящиеся к королевском управу, -вопросы обеспечения мира, управления и юрисдикции, сочетались с нормами, предоставляющими сословные льготы всему классу феодалов

Великое княжество Литовское, было географически и культурно обособленным до 14в. К моменту заключения Кревской унии оно являлось обществом с ранней государственностью, а власть князя опиралась на патронимониальную концепцию. В отсутствие традиций отчуждения земель в частные владения все правящее сословие жило не за счет принадлежавших ему земель с крестьянами, а за счет государственных доходов. Поэтому крестьяне оставались лично свободными, наследственными держателями земель в общинах. Крупная земельная собственность отсутствовала.[1]

В данных обстоятельствах долго не формировалось землевладение служилого строя - рыцарей, задерживалось их оседание на землю.

Необходимость отражать немецкую и монгольскую агрессии, соперничать в объединении славянских земель на Востоке с Московским княжеством вызвали заключение унии между ВКЛ и Польшей в 1385г. С этого момента начинается ускоренное преобразование княжества в направлении развитого сословного строя. В ВКЛ с 1387г. Начинают выдаваться с ссылкой на польский пример земские привилеи, предоставляющие шляхте феодальные сословные иммунитеты и привилегии, формируется ленное сословное право. Так по Привилею 1387г. Шляхта, принявшая католичество, получала права собственности и свободного распоряжения на родовые манетки, население которых освобождалось от различных работ в пользу государства.[2]

Благодаря принятию Привилея 1387г. Осуществилась кристаллизация сословной структуры в ВКЛ, что способствовало политической активизации боярства. Литвинское представительство, имея сословный характер, еще опиралось на живую современной им Литве родовую организацию магнатства и высшего боярства, а не принцип земской, т.е. территориальный, организации шляхты, которая доминировала уже в соседней Польше.

Ускоренность процесса, обеспеченная насаждением его сверху, первоначально вызывала отчуждение в среде членов династии и местных князей. После ряда гражданских войн первой половины 15в. Великие князья в своей политике в борьбе с сепаратизмом князей опирались на оформившееся сословие шляхты. В первую очередь на это повлияло распространение иммунитетов и привилегий по земским привилеям 1432 и 1434гг. на всю щляхту независимо от вероисповедания. Предоставление шляхте привилегий и наделение ее землями привело к возникновению сословных органов.

Широкие полномочия великого князя по оперативному управлению государством сочетались с законодательными и контрольными полномочиями представительных органов власти, но если ранее последние носили общинный характер, то теперь они стали сословными. Государственное право строилось на сословных принципах равенства всех членов шляхетского сословия, что вытекало в принцип единогласия при принятии решений на сеймиках и Вальном сойме, принцип законности, который ограничивал все органы власти требованием подчиняться праву и давал право рокаша (восстания) шляхте при нарушении монархом ее привилегий. Принцип равенства затрагивал и сферу правосудия, все были равны перед законом и судом и могли быть судимыми только равными по положению. Данные принципы обеспечивали неизменность в дальнейшем развитии государственного права сословного государства и общества.

После принятия Кревской унии земельные правоотношения также были подвергнуты кардинальному переустройству, что нашло отражение в появлении и развитии ленного права.

2.2 Ленное право Великого княжества Литовского

В великом княжестве процесс развития ленного права сопровождал рост политического влияния шляхетского сословия. Первоначально верховным собственником всех земель государства к 15 в. Был великий князь. Только с конца 14-начала 15в. Параллельно с переходом к рыцарскому войску осуществляется массовое наделение мелких феодалов землями под условия военной службы. В актах дарения часто отмечалось, что право нового держателя земли составляет получение той Данины и службы, которые ранее исполнялись в пользу Великого князя.[3] Ленное право ВКЛ, как и в западной Европе, опиралось на ряд принципов, обеспечивающих его преемственное развитие и существование до середины 18в.: наследуемость феода, его отчуждаемость вассалом, взаимность прав короля и шляхты, равенство в рамках сословия. Возникновение феодального права в ВКЛ тесно связано с возникновением и развитием манориального права. Как и в первом случае, имело место привнесенное извне ускорение социальных процессов центральной властью, отразившееся в быстром формировании сословного манориального права, регулирующего отношения между помещиком и феодально- зависимыми крестьянами.

В целом манориальное право строилось на принципе взаимности прав и обязанностей феодалов и крестьян, являвшемся одновременно и результатом и источником преемственности.[4]