Имманентное противоречие между декларируемыми целями и реальным воплощением социальной политики не позволяет сегодня признать Россию социальным государством. По-видимому, путь к его построению будет долгим.
Для нормального развития российского общества, его движения вперед Правительство РФ на современном этапе осуществляет корректировку курса от «шоковой терапии» первых лет реформирования экономики к созданию социально ориентированной рыночной экономики.
Углубление социальной ориентации экономики предполагает усиление роли государства как координатора социально-экономического развития страны. При этом функция государства состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для развития полноценного рынка, в недрах которого рождаются предпосылки для социальной защиты населения.
Сущность государственного регулирования сводится к следующим мерам:
• создание специально учрежденных наблюдательных и контролирующих органов, которые следят за частной активностью, ограничивают произвол собственников, наносящий ущерб интересам общества;
• применение законодательных актов, в отдельных случаях регулирующих деятельность монополий и осуществляющих защиту прав потребителей;
• с помощью налогов и субсидий государство может стимулировать расширение (или сокращение) производства;
• для восстановления социальной стабильности в обществе государственные органы осуществляют перераспределение доходов в целях поддержания приемлемой материальной обеспеченности большинства населения и защиты социально слабых слоев;
• государство обязано поддерживать общественный порядок, в рамках которого развивается народное хозяйство, укреплять социальный статус работников.
В условиях Российской Федерации с ее огромной территорией, быстротечными реформами в экономической и социальной сферах, диспропорциями в народном хозяйстве, национально-политической нестабильностью роль государственного регулирования многогранна и необходима.
Одним из важнейших условий реализации в России модели социально ориентированной рыночной экономики является осуществление принципиально новой конструктивной социальной политики, призванной укрепить доверие людей к власти и соответствующей задачам современного и перспективного развития страны.
Эффективность социальной политики, как известно, напрямую зависит от экономических результатов. Взаимосвязь экономической и социальной политики прослеживается в Программе социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 г. и в Плане действий Правительства РФ на 2001-2003 гг. Осознание Правительством невозможности дальнейшего продвижения экономических реформ без поддержки общества проявилось в отказе от остаточного принципа финансирования социальной сферы.
В бюджете 2001 г. расходы по разделу «Социальная политика» определены в сумме 107,8 млрд. руб. с увеличением на 71% по сравнению с 2000 г. В результате в общем объеме расходов госбюджета доля социальных расходов возрастает с 7,4 до 9%.
Координацию и сохранность процессов в социальной сфере осуществляет Департамент социального развития Правительства РФ.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 г. разработана на основе принципов комплексности и выделения приоритетов, что обеспечивает более рациональное использование средств по целевым направлениям.
Главными социальными приоритетами являются:
• недопущение массовой безработицы и повышение эффективности использования трудового потенциала страны;
• сокращение масштабов бедности и создание условий для роста реальных доходов граждан;
• улучшение демографической ситуации в стране и укрепление здоровья населения;
• сохранение и развитие интеллектуального и культурного потенциала граждан;
• проведение жилищно-коммунальной реформы;
• снижение уровня преступности, обеспечение законности, правопорядка и соблюдение прав человека.
Перечисленные приоритеты неполно отражают комплекс задач социальной политики. Однако в условиях переходного периода, когда происходят глубокие структурные сдвиги в экономике и социальной сфере, эти задачи признаны первоочередными, поскольку их решение обеспечит ускорение темпов общественного развития.
Сегодня в России необходимость социальных реформ - налоговой, судебной, пенсионной, здравоохранения, образования не вызывает сомнений. Но поскольку большинство реформ в отраслях социальной сферы связаны с изменением механизмов их финансирования, нельзя проводить эти преобразования непродуманно, учитывая низкий уровень доходов значительной части населения страны.
Сдерживающим фактором реформирования и модернизации социальной сферы является недостаточное финансирование. По доле социальных расходов, включающих затраты на социальное обеспечение, помощь безработным, пенсии, здравоохранение и образование, в общем объеме государственных расходов, Россия уступает США в 1,7 раза, Франции - в 2,5 раза, Германии - в 3 раза. Ограниченность финансовых ресурсов не позволит в ближайшее 10 лет радикально изменить состояние социальной сферы. Поэтому ставится вопрос о повышении эффективности использования в социальной сфере бюджетных денег.
За годы перестройки в Российской Федерации сформировались три уровня власти: федеральный, региональный и муниципальный. Они неравнозначно воздействуют на структуру финансирования и управления социальными процессами. Доля влияния Федерального Центра на реализацию социальной политики сейчас оценивается в 20% (раньше не менее 90%), региональных властей - 70%, местного самоуправления - 10%.
Расширение прав региональных органов исполнительной власти в управлении процессами их социально-экономического развития не имеет ничего общего с суверенизацией республик, краев и областей Российской Федерации, которая может привести к разрушению единого экономического пространства страны. Речь идет лишь о том, что местные органы власти должны стать центром осуществления хозяйственных и социальных проектов с учетом интересов населения, проживающего на данной территории.
Уровень региональных расходов на социальную сферу определяется как общими целями и проблемам страны, так и специфическими для каждого региона условиями хозяйствования и проживания. Для России характерна большая региональная диверсификация, отражающая проявление природных, демографических, национально-культурных и экономических факторов, под воздействием которых сложились своеобразные территориально-производственные комплексы, и сформировалась социально-бытовая инфраструктура каждого субъекта РФ. На протяжении всех пореформенных лет территориальная диверсификация углубляется и демонстрирует негативную динамику. Так, разрыв между субъектами РФ по объему производства промышленной продукции на душу населения превышает 25 раз.
Сильно различаясь по уровню насыщенности производительными силами и социальному потенциалу, регионы России имеют неодинаковые возможности для развития социальных программ и проектов. Поэтому Федеральный Центр оказывает большую помощь регионам с пониженным и крайне низким уровнем развития экономики, сложившейся в силу исторических причин и специфических природных условий.
Важную роль в упорядочении отношений между Федеральным Центром и регионами играет проводимая с 2000 г. политическая реформа. Она способствовала изменению статуса региональной власти, приведению нормативных актов регионов в соответствие с федеральным законодательством, что обеспечило укрепление России как федеративного государства и выравнивание условий социально-экономического развития в регионах. Речь идет не об абсолютном выравнивании, а о ликвидации необоснованных дополнительных льгот, недоступных другим субъектам РФ. Это относится к наличию специальных налоговых режимов в Татарстане и Башкортостане, которые оставляли у себя значительную часть налоговых поступлений, не перечисляя ничего Федеральному Центру. Сейчас ситуация изменилась к лучшему.
Социальная политика в регионах предусматривает:
• создание равных возможностей для образования, профессиональной переподготовки, культурного роста, получения медицинской помощи;
• свободу выбора трудовой деятельности, борьбу с безработицей, недопущение эксплуатации, устранение классовых антагонизмов;
• индексацию и регулирование доходов населения;
• обеспечение адресной поддержки малоимущих слоев населения;
• проведение жилищной реформы;
• поддержку нерыночной социальной сферы (здравоохранение, физическая культура и спорт, образование, наука, культура и искусство);
• создание социальных фондов на случай катастрофических явлений. Первоочередная задача социальной политики - кардинальное улучшение ситуации в области оплаты труда и трудовых отношений.
Россия унаследовала от прошлого крайне низкий уровень оплаты труда по отношению к приросту производительности труда. Доля заработной платы в ВВП России в 2-2,5 раза меньше, чем в развитых странах Западной Европы. Между тем на 1 дол. заработной платы наш среднестатистический работник производит в 2,5-3 раза больше ВВП, чем в США.
В развитых странах поддерживается относительно высокий уровень оплаты труда - размер минимальной заработной платы составляет от 35 до 50% от средней оплаты труда. При этом исходят из того, что минимальную заработную плату должна прожить, не впадая в бедность, семья из трех человек.
В России минимальная заработная плата составляет 9% прожиточного минимума и 7% средней заработной платы. Доля работников с заработной платой ниже прожиточного минимума достигла 40%. В ходе экономических реформ диспропорции в оплате труда по отношению к другим факторам производства не только не устранены, но резко обострились.
Многоукладность экономики, развитие частных и смешанных форм собственности значительно ослабило влияние государственных органов на трудовые отношения. Практически государственное воздействие на уровень заработной платы осуществляется путем установления минимальных размеров оплаты труда и периодических индексаций заработной платы.