Хронические алкоголики, как правило, признаются вменяемыми в соответствии со ст.28 и 30 УК, так как они способны сознавать фактическую сторону и общественную опасность своих действий и руководить ими. В тех же случаях, когда на почве злоупотребления алкоголем у лица возникает психическое расстройство (белая горячка, алкогольный параноид, корсаковский психоз и др.) в соответствии со ст.28 УК такое лицо может быть признано невменяемым. Так, К., являясь алкоголиком, систематически избивал свою жену, причиняя ей легкие телесные повреждения (истязание). Судебно-психиатрической экспертизой было установлено, что К. страдает алкогольным параноидом и является невменяемым в отношении совершенных им действий.
От физиологического опьянения следует отличать патологическое опьянение. Последнее встречается весьма редко и возникает при наличии предрасполагающих факторов (физического и психического истощения) и независимо от количества принятого спиртного. Состояние патологического опьянения характеризуется тем, что у лица наступает кратковременное психотическое состояние, качественно отличающееся от клинического проявления физиологического (простого) опьянения.
В состоянии патологического опьянения лицо в силу психического расстройства лишается возможности осознавать свои действия и руководить ими. При совершении общественно опасного деяния оно признается невменяемым, так как имеются указанные в ст.28 УК медицинский и юридический критерий невменяемости.
Согласно ч.2 ст.30 УК при совершении преступления лицом, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, суд наряду с применением наказания или иных мер уголовной ответственности может назначить принудительные меры безопасности и лечения. Порядок применения этих мер предусмотрен ст.107 УК.
Таким образом, уголовный закон не освобождает лицо от уголовной ответственности за преступления, совершенные в состоянии физиологического алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств или токсических веществ. Более того, ст.64 УК среди других обстоятельств, отягчающих ответственность за преступление, называет перечисленные выше виды опьянения. Устанавливая такую норму, законодатель исходит из того, что лицо сознательно приводит себя в указанное состояние, заранее сознавая возможность совершения в этом состоянии общественно опасных действий. Кроме того, законодатель учитывает и то обстоятельство, что лица, находящиеся в состоянии опьянения, представляют повышенную опасность для окружающих при совершении преступлений. Как показывает судебная практика, общественно опасные действия этих лиц, как правило, носят особо злостный характер, циничны, отличаются особой дерзостью, приводят к тяжким последствиям и т.д.
В отдельных случаях, исходя из конкретных обстоятельств совершенного преступления, суд в соответствии со ст.64 УК может не признать состояние опьянения отягчающим ответственность обстоятельством.
Согласно закону, субъектом преступления может быть не всякое вменяемое лицо, а лишь достигшее определенного возраста.
Формирование сознания человека, его характера, навыков и привычек начинается с его рождения. Этот процесс длителен и в основном заканчивается к моменту наступления совершеннолетия. В тех случаях, когда формирование личности подростка проходит в неблагоприятных условиях, ему прививаются антиобщественные взгляды, навыки, привычки, под воздействием которых совершаются правонарушения и преступления.
Способность сознавать характер своих действий, в том числе и общественную опасность, является предпосылкой вины и служит основанием для наступления уголовной ответственности. Такая способность наступает у несовершеннолетних, достигших шестнадцатилетнего возраста. Исходя из этого, ч.1 ст.27 УК устанавливает, что уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось шестнадцать лет. Однако некоторые преступления по своему характеру таковы, что несовершеннолетние сознают их общественную опасность и противоправность в более раннем возрасте. Поэтому ч.2 ст.27 УК устанавливает уголовную ответственность с четырнадцатилетнего возраста за следующие преступления: за убийство (ст.139 УК), причинение смерти по неосторожности (ст.144 УК), умышленное тяжкое телесное повреждение (ст.147 УК), умышленное менее тяжкое телесное повреждение (ст.149 УК), изнасилование (ст.166 УК), насильственные действия сексуального характера (ст.167 УК), похищение человека (ст.182 УК), кражу (ст.205 УК), грабеж (ст.206 УК), разбой (ст.207 УК), вымогательство (ст.208 УК), угон автодорожного транспортного средства или маломерного водного судна (ст.214 УК), умышленное уничтожение или повреждение имущества, повлекшее тяжкие последствия (ч.2 и ч.3 ст.218 УК), захват заложника (ст.291 УК), хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (ст.294 УК), умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (ст.309 УК), хищение наркотических средств, психотропных веществ и препаратов (ст.327 УК), хулиганство (ст.339 УК), заведомо ложные сообщения об опасности (ст.340 УК)и осквернение сооружений и порча имущества (ст.341 УК).
За совершение других преступлений несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет не могут нести уголовную ответственность. Однако, если несовершеннолетний, достигший четырнадцатилетнего возраста, совершает преступление, ответственность за которое наступает с шестнадцати лет, но в его действиях одновременно имеются все признаки другого преступления, предусмотренного в ч.2 ст.27 УК, он подлежит уголовной ответственности. В таком случае его действия квалифицируются по статье УК, указанной в ч.2 ст.27 УК. Например, за насилие в отношении работника милиции в целях воспрепятствования его законной деятельности либо из мести за выполнение служебной деятельности, выразившееся в причинении менее тяжкого телесного повреждения (ст.364 УК), несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет отвечают как за умышленное менее тяжкое телесное повреждение (ст.149 УК).
При совершении преступления несовершеннолетним всегда должен быть точно установлен его возраст. Лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а начиная со следующих суток. В тех случаях, когда возраст несовершеннолетнего определяется судебно-медицинской экспертизой лишь его годом рождения, днем рождения следует считать последний день того года, который назван экспертом, а при определении возраста минимальным и максимальным количеством годов, необходимо исходить из предполагаемого экспертизой минимального возраста такого лица.
Хотя закон устанавливает уголовную ответственность за большинство преступлений с шестнадцати лет, фактически несовершеннолетние, достигшие этого возраста, не могут быть субъектами ряда преступлений, поскольку для субъектов этих преступлений требуются дополнительные признаки, которыми не могут обладать подростки. Например, не могут быть судьями несовершеннолетние, поэтому ответственность по ст.173 УК несут только взрослые лица.
В некоторых случаях совершения преступления несовершеннолетние лица, достигшие предусмотренного ч.1 и ч.2 ст.27 УК возраста, могут не сознавать характера и общественной опасности своих действий вследствие умственной отсталости. Поэтому ч.3 ст.27 УК устанавливает, что не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, если будет установлено, что в результате отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, оно во время совершения общественно опасного деяния не способно было сознавать фактический характер и общественную опасность своего деяния. Для этого в необходимых случаях должна быть проведена экспертиза специалистами в области детской и юношеской психологии (психолог, педагог) или вопросы об умственной отсталости могут быть поставлена на разрешение эксперта-психиатра.
Хотя несовершеннолетие не включено в перечень смягчающим ответственность обстоятельств, предусмотренных ст.63 УК, оно является смягчающим ответственность обстоятельством. Об этом свидетельствуют многие нормы УК. Согласно ст.118 УК, лицо, впервые совершившее в возрасте до восемнадцати лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, может быть освобождено от уголовной ответственности с передачей его под наблюдение родителей или лиц, их заменяющих, по их просьбе, если исправление несовершеннолетнего возможно без привлечения его к уголовной ответственности. В соответствии со ст.117 УК несовершеннолетнему, совершившему преступление, не представляющее большой общественной опасности, или впервые менее тяжкое преступление, если его исправление возможно без наказания, суд может постановить обвинительный приговор без применения наказания и назначить ему принудительные меры воспитательного характера, перечень которых содержится в этой же статье УК.
Специальный субъект преступления — это лицо, которое наряду с общими признаками (вменяемость и достижение определенного возраста) обладает дополнительными признаками, предусмотренными соответствующими статьями Особенной части УК.
Признаки многих преступлений описаны в законе таким образом, что они могут быть совершены только специальным субъектом. В большинстве случаев дополнительные признаки субъекта непосредственно перечисляются в самой норме УК, в других — они подразумеваются. Так, из смысла ст.199 УК, предусматривающей уголовную ответственность за отказ в приеме на работу или увольнение с работы беременной женщины, следует, что отвечать по этой статье может только лицо, имеющее право приема на работу и увольнения с работы.