Смекни!
smekni.com

Избирательное право в России, его развитие (стр. 2 из 4)

Выборы в Государственную Думу первого созыва прошли в соответствии с указанным Законом в фев­рале-марте 1906 г. По составу она была достаточно левой, иными словами, самым демократичным представительным органом монархической России. На основании Манифеста от 9 июня 1906 г. Дума была досрочно распущена.

Выборы в Думу второго созыва проходили на основании того же Закона и дали еще более левый состав, деятельность которого также, мягко говоря, не устраивала правительство и царя. Она опять была распущена досрочно Манифестом 3 июня 1907 г.

Положение о выборах от 3 июня 1907 г. в отли­чие от предшествующего свода нескольких зако­нодательных актов представляло собой единый, це­лостный закон, кодифицировавший законода­тельство о выборах применительно к центральным губерниям. На Урале, в Сибири и Дальнем Востоке выборы проводились на осно­вании прежнего Положения. Этот избирательный закон существенно ограничил представительство населения окраин.

Избрание членов Государственной Думы по гу­берниям и областям производилось губернским из­бирательным собранием под председательством гу­бернского предводителя дворянства и выборщиков, избранных в каждом уезде. В составе губернского избирательного собрания имели право участвовать выборщики, избиравшие­ся губернскими съездами уполномоченных от рабо­чих предприятий фабричной, заводской и горноза­водской промышленности.

Новый этап в развитии избирательного права начался с издания Положения о выборах в Учре­дительное собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917 г.

Новый избирательный закон радикально от­личался от прежнего по ряду позиций, а именно:

- самый низший в мире возра­стной ценз для избирателей - 20 лет;

- избиратель­ные права предоставлялись российским гражданам без различия пола;

- изби­рательными правами наделялись также военнослу­жащие;

- отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности;

- уничтожались ограниче­ния в избирательных правах по принципам нацио­нальности и вероисповедания.

В соответствии со ст. 1 Положения избирательное право стало всеобщим и равным. Отстранялись от участия в выборах лишь признанные в установлен­ном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой. Лишались из­бирательных прав осужденные; несостоятельные должники - «зло­намеренные банкроты»; военнослужащие - дезертиры либо осужденные за ряд других воинских преступлений; члены царствую­щего в России дома.

В основе выборов лежала пропорциональная система, т.е. принцип избрания депутатов по пар­тийным спискам, в соответствии с процентом подан­ных за список голосов, в отдельных же округах в по­рядке изъятия из общего правила применялась ма­жоритарная система.

Порядок голосования устанавливался тайный, как правило, посредством избирательных бюлле­теней («записок»), в исключительных случаях посред­ством «баллотировки шарами или другими заменяю­щими их знаками».

Избирательное право России на этом этапе было самым демократичным в мире, что обусловлено прежде всего его всеобщностью и ра­венством, низким возрастным цензом, отсутствием имущественного ценза и ценза оседлости.

Развитие избирательного права в российской науке конца XIX – начала XX в.

Тема, посвященная избирательному праву, рассмат­ривалась в теоретическом аспекте многими учеными. Достаточно полное и всестороннее освещение проблем избирательного законодательства Рос­сийской империи в конце XIX - начале XX вв. получили в трудах профессора А.Ф. Смирнова. В работах Г. Мейера и В.М. Гессена давалась характе­ристика не только различных проблем субъективного избирательного права граждан, но и существующих из­бирательных систем. Специальное исследование Н.М. Коркунова о пропорциональных выборах интересно оценкой их достоинств и недостатков. Чичерин посвятил отдельную главу раз­витию политической свободы в фундаментальном труде «О народном представи­тельстве» Б.Н.. отмечая тот факт, что в отношении существа из­бирательного права мнения различных исследователей расходятся. Если демократическая школа рассматрива­ет выборное начало как право каждого свободного лица на участие в общих делах и в качестве основания влас­ти полагает личную волю человека, то авторы «охрани­тельного направления» видят здесь не столько право, сколько обязанность, которую граждане государства должны выполнить для общественной пользы. Выборное пра­во, прежде всего, есть право; оно дается гражданину не как должностному лицу, а как члену общества, дабы он мог проводить свои мнения, защищать свои интересы.

Наиболее полно теоретические положения россий­ских мыслителей нашли отражение в избирательном законодательстве Временного правительства. Уже в од­ном из первых его актов - Деклараций о составе и за­дачах Временного правительства от 3 марта 1917 г. - говорилось о немедленной подготовке к созыву на на­чалах равного, тайного, всеобщего и прямого голосова­ния Учредительного собрания.

Таким образом, были заложены основы новой изби­рательной системы России и содержание избиратель­ных прав ее граждан, в корне отличавшиеся от ранее действовавших в Российской империи. Началась актив­ная работа по подготовке к выборам в Учредительное собрание.

Преобразование избирательной системы в советский период

«Избирательный про­цесс - юридическая форма реализации публичной власти, ее политического воспроизводства и признания. Именно через демократические выборы формируются ответствен­ные перед гражданами органы государственной власти и управления, именно через участие в избирательном про­цессе осуществляется воздействие на государственную по­литику». Соответственно одним из важ­нейших направлений политической реформы в стране ста­ло преобразование избирательной системы.

Роль гражданина на выборах при советской системе сводилась, главным образом, к выражению полного одоб­рения и поддержке единственного кандидата. Все это сказалось не только на массовом сознании, но и на настроениях работников партийного и советского ап­паратов и самих депутатов. Распространилось безразличное отношение к личности кандидата и одновременно не лишенная оснований уверенность, что голосование про­тив единственного кандидата есть демонстрация недове­рия к власти вообще.

Во второй половине 80-х годов часть высшего партий­но-государственного аппарата, осознав необходимость перемен, вступила на путь реформ.

Первым практическим шагом на пути к избирательной реформе стал проведенный в 1987 году эксперимент в ходе выборов в местные Советы народных депутатов. Введение выборов с несколькими кандидатами без подготовки вело к разоча­ровывающим результатам, так как ни избиратели, ни кан­дидаты, ни официальные лица просто не знали того, как действовать в новой ситуации. Итог такого положения - неразбериха, анархия, разочарование народа в свобод­ных выборах и даже военные перевороты.

В феврале 1987 года Президиум ВС РСФСР в соответствии с партийными решениями принимает Указ «О вы­борах в местные Советы народных депутатов РСФСР» и Постановление Президиума ВС РСФСР «О проведении в порядке эксперимента выборов в местные Советы народ­ных депутатов РСФСР по многомандатным избирательным округам». Согласно Постановлению президиумам Вер­ховных Советов автономных республик, исполкомам обла­стных и краевых Советов предлагалось в ходе выборов в местные Советы провести эксперимент на территории од­ного из районов. Эксперимент по выборам в рай­онные, городские (городов районного подчинения), посел­ковые и сельские советы охватил 5% районов страны.

Отметим изменения, которые вносились в избиратель­ное законодательство. Помимо формирования многоман­датных округов, существенная особенность выборов 29 марта 1987 года - то, что на собраниях по выдвиже­нию кандидатов в депутаты предоставлялась возможность рассматривать, как правило, не одну, а несколько канди­датур по избирательному округу. Также в избира­тельных бюллетенях теперь предусматривалось указание, кроме обычных данных, места работы, должности или заня­тия кандидата в депутаты, что давало возможность более детально рассматривать социальный состав депутатского корпуса.

Внесенные изменения в Закон о выборах в местные Советы расширял возможности населения участвовать в подготовке и проведении выборов:

Представители в состав избирательных комиссий могли выдвигаться пер­вичными общественными организациями и их органами: органами общественной самодеятельности по месту жи­тельства населения (сельскими, уличными, домовыми коми­тетами), советами женщин, ветеранов войны и труда, рай­онными потребительскими обществами, обществом «Зна­ние» и т.д.

Расширялись функции участковых избирательных ко­миссий. Избиратель­ные комиссии получали больше прав по вопросам рас­смотрения заявлений граждан о неточностях в списках из­бирателей.

Законодательство впервые предусмотрело и установ­ку кабин для голосования, так чтобы каждый голосующий обязательно прошел через них и только потом опускал бюллетень в избирательную урну.

В соответствии с новым законодательством в экспери­ментальных районах выборы в соответствующие Советы столкнулись, в отличие от прежнего порядка, не поодно­мандатным, а по многомандатным избирательным окру­гам. В Постановлении отмечалось, что число кандидатов должно, как правило, превышать число мандатов по изби­рательному округу. Всего по этим округам подле­жало избранию более 94 тысяч народных депутатов СССР.