Субъективная сторона лежит в основе отграничения причинения вреда здоровью средней тяжести от покушения на причинение тяжкого вреда здоровью. Оба эти преступления совершаются умышленно, но в обоих преступлениях умысел может быть прямым или косвенным. Однако при покушении на причинение тяжкого вреда здоровью лицо сознает, что совершает деяние, опасное для здоровья другого человека, предвидит возможность или неизбежность причинения тяжкого вреда его здоровью и желает (при прямом умысле) либо сознательно допускает причинение такого вреда или безразлично относится к факту его причинения (при косвенном умысле), но вред наступает иной степени тяжести по причинам, не зависящим от воли субъекта.
Некто Горбунов на почве ревности пытался порезать ножом жене глаза, при этом приговаривал: «Сейчас сделаю тебя слепой и больше не будешь заглядываться на других мужчин». Однако во время борьбы жена закрывала лицо руками, в результате Горбунов смог причинить ей ранения рук, которые в итоге были отнесены к средней тяжести вреда здоровью. Поскольку Горбунов, как это усматривается из материалов уголовного дела, пытался причинить жене тяжкий вред здоровью (порезать глаза, сделать слепой), сознавал это и желал таких последствий, но вред по причинам, от него независящим, наступил иной тяжести (средней), то содеянное им было квалифицировано как покушение па причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 3 ст. 30 и ч. I ст. 111 УК РФ).
3. 3 Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при наличии смягчающих обстоятельств (ст. 11З, 114 УК РФ)
Преступления, предусмотренные ст. 113 и 114 УК РФ, устанавливают привилегированные составы умышленного причинения вреда здоровью другого человека. Статья 113 УК устанавливает ответственность за «умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего». Как видно из смысла закона, основанием смягчения ответственности в этом случае является прежде всего виктимное (неправомерное или аморальное) поведение потерпевшего и вызванное им состояние сильного душевного волнения (физиологического аффекта) у виновного. Условия признания сильного душевного волнения аффективным состоянием полностью совпадают с теми, которые были рассмотрены при анализе преступления, предусмотренного ст. 107 УК. Объективная сторона причинения вреда здоровью в состоянии аффекта отличается от объективной стороны убийства, совершенного в состоянии аффекта, только характером последствий: в первом случае — это тяжкий или средней тяжести вред здоровью, а во втором случае — это смерть человека.
Понятие тяжкого и средней тяжести вреда здоровью было рассмотрено выше применительно к анализу ст. 111 и 112 УК.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется только умышленной виной в форме прямого или косвенного умысла, внезапно возникшего и аффектированного. Понятие физиологического аффекта подробно изложено при анализе состава преступления, предусмотренного ст. 107 УК. Мотивы преступления по ст. 113 УК РФ могут быть различными (месть, ревность), выяснение их является необходимым для решения вопроса, было ли у виновного состояние сильного душевного волнения.
Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
При совершении данного преступления не исключено причинение по неосторожности смерти потерпевшего или тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью двум или более лицам. В судебной практике иногда такие преступления ошибочно квалифицируются либо как убийство в состоянии аффекта (ст. 107), либо как преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 111 УК или по п. «а» ч. 2 ст. 111 УК[27]. При возникновении указанных ситуаций следует исходить из правил квалификации преступлений при конкуренции норм со смягчающими и отягчающими обстоятельствами. Конкуренция специальных норм разрешается в пользу нормы, предусматривающей состав преступления со смягчающими обстоятельствами. Стало быть, квалификация указанных выше действий должна охватываться признаками ст. 113 УК.
Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности влечет ответственность по ст. 118 УК, так как состав ст. 113 УК предусматривает причинение такого вреда лишь умышленно. Умышленное причинение легкого вреда здоровью в состоянии аффекта не выделено в особый привилегированный состав преступления. Поэтому такие действия влекут ответственность на общих основаниях и должны квалифицироваться по ст. 115 УК, а противоправность или аморальность поведения потерпевшего служит смягчающим обстоятельством (п. «з»ч. 1 ст. 61 УК).
Статья 114 УК РФ предусматривает ответственность за два самостоятельных преступления, совершенных при смягчающих обстоятельствах. Это умышленное причинение:
1) тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны (ч. 1);
2) тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ч. 2).
Условия применения ст. 114 УК по своему содержанию те же, что и условия применения по ст. 108 УК, они различаются лишь характером последствий. В случае причинения вреда здоровью ими являются при превышении пределов необходимой обороны — тяжкий вред здоровью; при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, — тяжкий или средней тяжести вред здоровью, а последствием преступления, предусмотренного ст. 108, смерть человека. Признаки тяжкого и средней тяжести вреда здоровью указаны в ст. 111 и 112 УК и рассмотрены выше.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 114 УК, состоит в причинении тяжкого вреда здоровью посягающего при защите от общественно опасного посягательства, но с превышением пределов необходимой обороны, т. е. при явном несоответствии защиты характеру и степени общественной опасности посягательства. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 114 УК, состоит в причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью задерживаемого лица, совершившего преступление при превышении мер, необходимых для его задержания, т. е. когда такой вред явно не соответствовал характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстановке задержания.
Субъективная сторона рассматриваемых преступлений характеризуется только умышленной виной в форме прямого или косвенного умысла, при этом умысел здесь всегда внезапно возникший. Причинение вреда здоровью при указанных обстоятельствах в результате неосторожности исключает уголовную ответственность по признакам как ст. 114, так и ст. 118 УК РФ.
Мотивом при превышении пределов необходимой обороны является защита от общественно опасного посягательства, а при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, доминирует цель задержания лица и доставления его соответствующим органам власти.
Субъектом преступления является лицо вменяемое и достигшее 16-летнего возраста. Причинение вреда здоровью: тяжкого при превышении пределов необходимой обороны, двум или более лицам, а также тяжкого или средней тяжести при превышении мер, необходимых для задержания двух или более лиц, совершивших преступление, квалифицируется соответственно по ч. I и 2 ст. 114 УК РФ. По этой же статье квалифицируется и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть посягающего (при превышении пределов необходимой обороны) либо задерживаемого (при превышении мер, необходимых для задержания), на что неоднократно указывал Верховный Суд РФ в своих определениях по конкретным делам[28]. Умышленное причинение легкого вреда здоровью, побоев или иных насильственных действий при необходимой обороне либо при задержании преступника всегда с точки зрения закона укладывается в рамки правомерного поведения и не влечет за собой ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проведенному исследованию необходимо отметить, что за совершение преступлений против личности, как за наиболее опасные посягательства, установлены высокие санкции, так как результатом таких преступлений являются тяжкие последствия, порой невосполнимые (смерть человека, наступление инвалидности или иного тяжкого расстройства здоровья и т. п.).
Преступления против здоровья (ст. 111 — 125) в УК РФ 1996 г., так же как и в предыдущем УК РСФСР 1960 г., не выделяются в самостоятельную главу и находятся в одной главе (16-й) с преступлениями против жизни.
К преступлениям против здоровья законодатель относит и такие деяния, которые непосредственно не причиняют вреда здоровью, непосредственно на него не воздействуют, но ставят в опасное состояние именно здоровье и жизнь человека. К таким преступлениям относятся угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ), принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120), незаконное производство аборта (ст. 123), неоказание помощи больному (ст. 124), оставление в опасности (ст. 125).
Тяжким считается вред здоровью, если:
а) он опасен для жизни человека;
б) произошла потеря зрения, речи, слуха или какого-либо органа;
в) утрачена функция какого-либо органа;
г) наступило неизгладимое обезображивание лица;
д) причинено расстройство здоровью, соединенное со значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть или с заведомо для виновного полной утратой профессиональной трудоспособности;
е) повлекло за собой прерывание беременности;
ж) повлекло психическое расстройство либо заболевание наркоманией или токсикоманией.