Смекни!
smekni.com

История Конституционного законодательства в Советском Союзе (стр. 1 из 7)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 г. Этапы ее разработки 5

2. Конституция СССР 1924 г. 11

3. 2.1. Анализ содержания Конституции СССР 1924 г 16

4. Конституция СССР 1936 г 21

5. Конституция СССР 1977 г 25

6. Другие акты конституционного значения: закон СССР «О разграничении полномочий между СССР и субъектами Федерации» от 26 апреля 1990 года 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39

Введение

Конституционное законодательство Советского Союза – важный этап развития российского права. Именно в этой отрасли права были окончательно закреплены основные цели и задачи Советского государства, важнейшие права человека и гражданина, новые взаимоотношения общества и государства. Конституционное законодательство СССР является также частью нашей истории и его изучение необходимо для понимания истории в целом.

Конституция Российской Федерации не является преемником конституций Советского Союза, но, тем не менее, их влияние значительно. Полностью сохранены основные права человека и гражданина. Кроме того, Россия является федерацией, и ее конституция использует опыт советского федерализма. Все это побуждает к внимательному изучению Основных Законов СССР.

Данная тема неоднократно разрабатывалась. Ю.С.Кукушкин и О.И. Чистяков[1] провели обширное исследование советских конституций, детально описав и проанализировав их с точки зрения чисто правовых документов. Одним из фундаментальных трудов на эту тему является монография С. Л. Ронина: Первая Советская Конституция (к истории разработки Конституции РСФСР 1918 года)[2]. Автор начинает исследование темы с анализа конституционных планов буржуазного Временного правительства, приводя интересные, малоизвестные данные. Это позволяет показать принципиальную противоположность буржуаз­ного и советского конституционного строительства. Конституцион­ная комиссия ВЦИК высказалась за кодификационный метод со­ставления Конституции, т. е. за разработку ее на базе обобщения уже имеющегося нормативного материала и практики государствен­ного строительства. Исходя из этого С. Л. Ронин исследует советс­кое законодательство со II Всероссийского съезда Советов, рассмат­ривая его как проявление революционного творчества масс, состав­ляющего основной источник Конституции. Автор показывает необхо­димость создания Основного Закона, выявившуюся к весне 1918 г. В книге достаточно подробно и обстоятельно освещается работа Кон­ституционной комиссии ВЦИК и ее подкомиссий.

Объектом исследования данной работы являются Конституции СССР, а также иные акты, имеющие конституционное значение.

Целью данной работы является изучение конституционного права Советского Союза, история и этапы его разработки.

Задачи работы следующие: в строго хронологическом порядке

- изложить историю разработки Конституций.

- показать влияние политических и экономических факторов на разработку и содержание Конституций СССР.

- проанализировать содержание Конституций.

Конституционное законодательство Советского Союза включает в себя Конституцию РСФСР 1918 г., Конституции СССР 1924, 1936 и 1977 гг., а также иные акты конституционного значения. Особого внимания заслуживают первые Основные Законы: 1918 и 1924 гг. как основополагающие.

Структура работы:

- работа состоит из введения, пяти разделов и заключения.

- каждый раздел представляет собой изучение отдельной Конституции. - разделы располагаются в соответствии с хронологией их принятия.

Последний раздел посвящен другим актам конституционного законодательства Советского Союза, а именно, последнему из них – закону СССР «О разграничении полномочий между СССР и субъектами Федерации» от 26 апреля 1990 года, поскольку он представляет собой документ, переходный между Конституциями СССР и Конституцией РФ.

1. Конституция РСФСР 1918 г. Этапы ее разработки

Положение молодой советской республики в начале 1918 г. было далеко не легким.

Далеко не завершилось установление Советской власти на мес­тах. Почти треть губернских центров находилась в руках контрре­волюции. Даже там, где победили Советы, они не всегда имели всю полноту власти. Хозяйственное управление на местах в большой. мере находилось еще в руках старых органов земского и городского самоуправления. До января 1918 г. городские думы были ликвиди­рованы лишь в четырех крупных городах, процесс этот закончился весной 1918 г. Ликвидация губернских земств началась в январе, а в большинстве волостных земских органов — в январе-феврале.

Революция раскрепостила народы России, но вопрос о лучшей форме их государственного существования еще не был решен. Но­вая форма государственного единства была в стадии разработки.

Наконец, и внешняя обстановка была весьма напряженной. Переговоры о мире с Германией велись, но шли отнюдь не гладко. Во всяком случае состояние войны не прекращалось.

Исходя из всего этого большевики решили создать краткий конституционный закон, закрепляющий наиболее важные победы Октябрьской революции. Таким законом явилась Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Декларация была написана В. И. Лениным и тщательно отре­дактирована им. Первоначально ее проект был поставлен на обсуж­дение ВЦИК и принят 3 января 1918 г. Для окончательного редак­тирования Декларации была избрана комиссия.[3]

5 января, на заседании Учредительного собрания, Я. М. Сверд­лов огласил Декларацию. Большевики предложили первым пунк­том повестки дня Собрания поставить Декларацию прав трудяще­гося и эксплуатируемого народа, но правое большинство Учредил­ки отклонило это предложение.

Тогда большевики, ожидавшие, конечно, такой реакции, внесли Декларацию на обсуждение III Всероссийского съезда Советов — единственного органа, правомочного решать столь важные консти­туционные вопросы. Вариант, подготовленный к съезду, был несколь­ко изменен. В частности, из него уже были выброшены все упоми­нания об Учредительном собрании. Но и на съезде Советов Декла­рация принималась в борьбе с оппозицией. При обсуждении Декла­рации прав 11—12 января 1918 г. основным предметом споров был вопрос о власти. При обсуждении доклада Я. М. Свердлова о Декла­рации борьба развернулась вокруг Учредительного собрания по вопросу о большевистском и мелкобуржуазном понимании демок­ратии и диктатуры.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа была принята на третьем заседании съезда 12 января 1918 г. Однако, поскольку III съезд Советов рабочих и солдатских депутатов объе­динился со съездом Советов крестьянских депутатов, Я. М. Сверд­лов поставил Декларацию на голосование еще раз — на заключи­тельном заседании 18 января 1918 г. Таким образом, можно сказать, что Декларация трижды принималась наиболее авторитетными со­ветскими органами. И это не случайно, ибо она явилась по существу малой Конституцией Советского государства.[4]

Действительно, в ней нашли отражение основные конститу­ционные вопросы. Декларация закрепляла основы общественного строя — национализацию земли, переход к национализации про­мышленности, переход всех банков в собственность государства, всеобщую трудовую повинность, ставила задачу уничтожения экс­плуатации человека человеком.

В Декларации фиксируются основы государственного строя. В п. 1 ее говорится: "Россия объявляется Республикой Советов рабо­чих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам".[5] Закон закрепляет также лишение эксплуататоров политической власти: "III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов по­лагает, что теперь, в момент решительной борьбы народа с его эк­сплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти".

Декларация по-новому решала вопрос о форме государствен­ного единства Советской России. Пункт 2 гласил: "Советская Рос­сийская Республика учреждается на основе свободного союза сво­бодных наций, как федерация советских национальных республик". Закон не устанавливал при этом конкретной формы федерации. В нем специально отмечалось: "Стремясь создать действительно сво­бодный и добровольный, а следовательно, тем более полный и проч­ный союз трудящихся классов всех наций России, III съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации советс­ких республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельно решение на своем собственном пол­номочном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федераль­ных советских учреждениях".

В Декларации отмечались также основные принципы советской внешней политики — борьба за мир, против колониального уг­нетения, за осуществление права наций на самоопределение в меж­дународном масштабе.

Таким образом, данный закон в течение определенного време­ни мог выполнять функции Конституции.[6]

Работа над проектом Конституции заняла четыре меся­ца. В ее ходе развернулась оживленная полемика между представителями различных фракций. Обсуждались следу­ющие вопросы:

1. О федеративном устройстве государства. Левые эсеры предлагали ввести административно-террито­риальный принцип государственного устройства. Предлагалось предоставлять каждому субъекту фе­дерации самые широкие права по самоопределению своей территории.

2. О системе Советов. Левые эсеры предлагали, ликви­дировав нижние звенья этой системы (в мелких дерев­нях и селах), заменить их традиционными сельскими сходами. В целом по стране местные Советы предпо­лагалось преобразовать в муниципальные органы, ли­шив их политических функций.

3. О Совете Народных Комиссаров. Оппозиция настаи­вала на преобразовании этого органа и слиянии его с Всероссийским Центральным Исполнительным Коми­тетом, мотивируя это идеей о нераздельности властей и их объединении в одном органе. Несколько более уме­ренным было предложение об изъятии у СНК законо­дательных полномочий и передаче их Съезду и ВЦИК.